Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:30, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, что бы на основе анализа провести комплексное, взаимосвязанное исследование правовых систем мира в аспекте теории права и государства с использованием как общетеоретических идей, так и оценок и выводов отраслевых юридических наук, на исследование сложившейся практики и сравнение правовых систем.
В связи с этим автор поставил перед собой следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и содержание понятия- правовая система;
- выявить и провести анализ тенденций и закономерностей, приведших к возникновение правовых систем, охарактеризовать существующие правовые системы;
- раскрыть общие и отличительные черты правовых систем мира, их доктринальные концепции.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие правовой системы
1.1. Сущность правовой системы
1.2. Виды правовых систем.
2. Особенности правовых систем
2.1. Особенности романо-германской правовой семьи
2.2. Особенности англосаксонской правовой семьи
2.3. Особенности славянской правовой семьи
2.4. Особенности латиноамериканской правовой семьи.
2.5. Особенности скандинавской правовой семьи.
2.6. Особенности мусульманской правовой семьи
2.7. Особенности индуистской правовой семьи
2.8. Особенности семьи обычного (адатного, традиционного) права
2.9. Особенности дальневосточной правовой семьи
2.10 Особенности семьи социалистического права
Приложение. Схема - Характеристика основных правовых
семей
Заключение
Литература 3
Группы сходных по отдельным показателям национальных правовых систем принято относить к обособленным "семействам" политических и культурно-правовых (или цивилизационно-правовых) образований и именовать правовыми семьями. Например, Р. Давид [4, С. 327] к таким показателям относит: исторические особенности формирования правовой системы, структуру права, источники права; А.Х. Саидов - "общность происхождения источников права, основных правовых понятий, методов и способов развития" национальных правовых систем; К. Цвайгерт - своеобразие источников права, их природы, способов толкования и формирования правовых институтов, правовую идеологию и "стилевые" особенности складывания правовой системы " [15, С. 420].
Помимо этой основной классификации, национальные правовые системы объединяют по признакам региональной принадлежности соответствующих государств (правовые системы стран Африки или Латинской Америки), религиозно-традиционной ориентации общественно-политического устройства государств (правовые системы мусульманских стран, правовые системы стран обычного права), протоколониального (от греч. "protos" - первый и лат. "colonia" - поселение): в силу исторического развития реципировавший основные черты правовой системы страны-метрополии, например - Великобритании), исторического развития определенных стран (правовые системы Австралии и Новой Зеландии), формационной атрибуции государств (социалистические правовые системы Китая, Кубы, Северной Кореи) и т.д.
Выделяя группу государств, правовые системы которых относятся к определенной правовой семье, мы обращаем внимание прежде всего на те черты и признаки, которые отмечают в данной правовой семье наиболее заметные тождества.
Конечно, определенные, причем значительные, сходства в настоящее время можно обнаружить в правовых системах многих государств, не объединенных ни общими культурными традициями, ни географическим положением, формально даже не относимым к одной правовой семье.
Право, каким оно сложилось, например, в государствах европейского континента, в той или иной степени сказалось на формировании права во всех без исключения государствах, и в праве всех государств можно обнаружить признаки, свойственные европейским государствам.
Практика правовых заимствований ширится. Поэтому можно с уверенностью сказать, что "правовая семья" в чистом виде - не более чем идеальная теоретическая конструкция.
В реальности современное право немецкого, французского, английского, американского или российского государств - это, с одной стороны, в значительной степени система правовых заимствований, с другой - "донорский" материал для формирования правовых систем других государств" [21, С. 71]. В данном исследовании, понятие «правовая система» используется одновременно с понятием «правовая семья».
Автор исследования в эти понятия объединил несколько близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общностью: а) источников права; б) его структуры; в) исторического пути правового развития; а нередко и г) понимания нормы права.
Соответственно, в данной работе, автором выделяются десять правовых семей: романно-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индуистского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп правовых семей.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
2.1. Особенности романо-германской правовой семьи
Романо-германская правовая система наиболее распространена в Европе, по мнению автора данной работы, на ее формирование оказало огромное внимание Римское право, однако необходимо согласиться с Абдулаевым М.И. [1, С.308] в том, что она результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.
В период 12-16веков, ряд европейских университетов Болонья(Италия), Сорбонна(Франция), Виттенберг(Германия), Упсала (Швеция) и др., стали изучать и пропагандировать постулаты римского права.
Со временем римская правовая терминология, понятия собственности, деления права на частное и публичное, договоров, стали общими, были приняты и усовершенствованы в различных государствах с учетом достигнутого в них уровня общественных отношений.
Процесс изучения и заимствования из римского права отдельных элементов, приспособления их к собственным правовым условиям получил название "рецепция римского права" ( от лат. слова "receptio")[20,С.421], он имел чисто научное значение, изучались и заимствовались понятия, структура, внутренняя логика, юридическая техника.
Таким образом, очевидно, что именно римское право, неоднократно переработанное, дополненное каноническим и местным обычным правом, стало основой формирования правовых систем в государствах Романо-германской правовой системы.
В университетах XVII - XVIII веков, преобладала новая школа, основанная на доктрине естественного права, она ставила в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые естественные права. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала и недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу человеческой личности [4, С.329].
Новый этап в истории романо-германской правовой семьи начинается с XVIII века, когда стали осуществлять кодификацию права. Закон стал главным элементом познания права.
В XIX - XX веках кодификация получила широкое распространение во всех странах романо-германской правовой семьи. Она явилась логическим завершением многовековой эволюции правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это кодифицированное право и должно было применяться судами. Право, преподававшееся в университетах до кодификации, не было правом, применявшимся на практике.
Для того чтобы кодификация отвечала запросам юридической практики, было необходимо два условия.
С одной стороны, новый общественный строй требовал, чтобы при кодификации были закреплены новые принципы справедливости, свободы и достоинства индивидуализма.
С другой стороны, нужно, чтобы такая кодификация была осуществлена в крупной стране, оказывающей влияние на другие страны. Так, во Франции сразу же после революции была осуществлена наполеоновская кодификация, которая затем имела огромное влияние на многие страны Европы, а затем и за ее пределами.
Кодификация имела и свои отрицательные последствия. При кодификации права была упущена из виду университетская традиция, которая заключалась в стремлении обучить поиску справедливого права, предложить право-образец, а не систематизацию или комментарии права той или иной страны.
После принятия национальных кодексов в европейских странах, правда, в разной степени, право отождествлялось с законом. А это, в свою очередь, вызвало к жизни законодательный позитивизм и одновременно юридический национализм. При определении природы права в нем стали видеть выражение не справедливости, а воли государства, что, например, произошло в дальнейшем в социалистических странах.
В настоящее время романо-германская правовая система охватывает Германию, Австрию, Бельгию, Италию, Испанию, Францию, Нидерланды и другие европейские страны.
Кроме того, романо-германская правовая система распространилась во многих странах Африки, Латинской Америки, ряде стран Ближнего Востока, в период их колонизации или же добровольного заимствования правовых институтов, отдельных элементов.
По мнению автора исследования, страны входящие в рассматриваемую правовую систему при всех исторических, национальных и религиозных особенностях обладают целым рядом общих черт, признаков, как и их юридическая терминология является одинаковой и выражает одни и те же понятия.
Так, деление права на частное и публичное - "опорная ось" всей правовой системы.
Публичное право регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений.
Частное право опосредствует отношения между равноправными, независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозиционные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.
К сфере публичного права относятся конституционное, административное, уголовное, финансовое, международное право, процессуальные отрасли и т.д.
В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, институты трудового права и некоторые другие.
Выдвижение на передний план прав и свобод человека, свойственное этой правовой системе, не означает противопоставления прав и интересов человека и гражданина интересам общества и государства.
Устойчивость общества, его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат условием и гарантией реализации частного права.
Следовательно, публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.
Публичное право находит свое выражение в построении правовых систем, отраслей законодательства, в законах и др. источниках права, в методах правового регулирования.
Частное же право регулирует преимущественно отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина. Для частного права характерно установление четкого статуса физических и юридических лиц, обеспечение их равенства в отношениях между собой, договорное регулирование, свобода экономической и другой деятельности, творчества.
Необходимо отметить, что для континентальной правовой системы характерно деление на отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное.
В рамках отраслей существуют подотрасли и институты. Так, конституционное право РФ включает в себя подотрасли: избирательное право, федеральное право, институт прямой демократии и др. Отрасли законодательства поименованы в современных конституциях. Это чаще всего свойственно федеральным государствам, чтобы разграничить законодательную компетенцию федерации и ее субъектов.
Кроме того, для системы континентального права характерна единая иерархия источников писаного права. Верховенствующее положение занимает конституция, за нормами которой признается высшая юридическая сила. Она закрепляет основы статуса личности, политического, экономического и социального строя, атрибуты государства.
В системе источников права, урегулированной конституцией, выделяются прежде всего законы. Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, всех его граждан. Отметим их приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Они могут запрещать или легализировать обычаи, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры.
Согласно романо-германской доктрине, обычные законы подразделяются на кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Во всех странах системы закреплены принципы приоритета конституционных законов над обычными. Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью.
Еще одной отличительной особенностью данной системы является то, что главная роль в формировании права отводится законодателю (орган государственной власти), который создает общие юридические правила поведения. В связи с этим он должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, проанализировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменитель же (судья, административные органы и должностные лица) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.
Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону.
Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.
Позиция автора по вопросу о судебной практике как источнике романо-германского права, сводится к тому, что несмотря на существующие в науке противоречия, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников.
В первую очередь это касается "кассационного прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходные принципы господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.
Информация о работе Правовые системы мира: понятие, виды, особенности