Правомерное и противоправное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Право - важное средство регламентации, развития и охраны общественных отношений. Но сами эти отношения есть продукт жизнедеятельности людей, их поведения в обществе. В своей работе я поставил целью уделить должное внимание особенностям правового поведения в целом, осветить виды, причины, последствия правомерного и противоправного поведения, раскрыть содержание понятия «юридический состав правонарушения», также показать роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями. Мною использовались работы как белорусских, так и российских авторов, также акты текущего законодательства Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………….……3
1.Правомерное поведение и противоправное поведение как разновидности правового поведения. Виды правомерного поведения…………………………………………………………...5
2.Понятие и виды правонарушений…………………………………14
3.Юридический состав правонарушения……………………………21
4.Причины правонарушений. Роль органов внутренних дел в борьбе
с правонарушениями………………..……………………………....28
Заключение…………………………………………………...……..…32
5. Список использованной литературы……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

okonch_variant_kursovoy_ispravit_ssylki_i_spis.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

  В зависимости от содержания правовых предписаний, реализуемых в правомерном поведении (запреты, обязывания, дозволения), правомерное поведение может выступать в виде соблюдения, исполнения и использования, а также применения, если правовой нормой предусматривается государственно-властная деятельность..

При соблюдении норм права субъектам следует лишь воздерживаться от запрещенных действий, например, не нарушать предписаний норм уголовного права (не совершать краж, разбойных нападений, иных преступлений).

Исполнение  как форма правомерного поведения  проявляется в практическом претворении возложенных юридических обязанностей. Здесь требуется приложение определенных усилий (уплата налога, выполнение работы по трудовому договору и др.).

Использование норм права  связано с осуществлением субъективных прав, предоставленных правом свобод. Таким путем субъект удовлетворяет  собственные и иные интересы (реализация права на получение образования, на участие в деятельности партий, обжалование неправомерных действий должностных лиц и др.).

Применение норм права осуществляется компетентными государственными органами (должностными лицами), включает в себя принятие властного правоприменительного акта (приказ о назначении на должность, постановление о возбуждении уголовного дела и др.).

В зависимости от формы  реализации правомерное поведение может выступать в виде правоотношения или правового деяния, осуществляемого индивидуально, т. е. вне правоотношения законодательства.

Правомерное поведение может  классифицироваться и по мотивам, побуждающим субъекта поступать правомерно. Во-первых, это может быть социально-активное поведение, основанное на глубокой убежденности (идеологической, политической, нравственной, правовой) в необходимости и целесообразности следования правовым предписаниям. Во-вторых, это может быть правомерное поведение, лишенное каких-либо особых идеологических, нравственных или иных оснований, кроме привычки поступать в соответствии с требованиями социальных норм, в данном случае — правовых. В-третьих, это может быть конформистское правомерное поведение, представляющее собой приспособление, подчинение своего поведения поведению определенной социальной группы или просто окружающих. В-четвертых, это может быть правомерное поведение, основанное на страхе перед государственным принуждением или наказанием, предусмотренными правовыми нормами (так называемое маргинальное поведение). Тем не менее приоритетными были и остаются такие виды правомерного поведения, в основе которых лежит прочное правосознание.

Правомерное поведение должно всемерно поощряться, причем с таким расчетом, чтобы обеспечивался переход от менее устойчивых его мотивов к таким, в основе которых лежат прогрессивные формы общественного сознания. Следует понимать, что увлечение карательными мерами в отношении противоправного поведения при игнорировании многообразных юридических средств поощрения правомерного поведения существенно снижает эффективность работы по укреплению правопорядка.

Кроме вышеперечисленного, можно классифицировать правомерное поведение в зависимости от отраслевой принадлежности норм права, на основании которых оно реализуется. Выделяют конституционно —правомерное, граждански — правомерное, административно — правомерное, правомерное трудовое поведение, уголовно-процессуальное правомерное поведение, гражданско-процессуальное правомерное поведение и т.д. Реализованное на основании норм уголовного права поведение правомерным быть не может априори.

Во всех своих видах  и при любых обстоятельствах  правомерное поведение должно рассматриваться  как положительное явление в  правовой сфере, как благо для  государства и общества.

Таким образом, мною были рассмотрены  понятие, признаки, структура и виды правомерного поведения.

Вторым видом правового  поведения является поведение противоправное. В этой связи отмечается: «противоположностью общественно полезного, правомерного поведения является неправомерное, или противоправное, поведение лица. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом».

 

         2. Понятие и виды правонарушений

Правонарушение – социальный и юридический антипод правомерному поведению, их социальные и юридические  признаки противоположны.

Правонарушение — это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения.

В приведенном определении  отражены основные признаки правонарушения, которые можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, правонарушение - это всегда факт осознанного поведения субъекта права, выражающийся в деянии (действии или бездействии). Действие - акт активного поведения (похищение человека, фальсификация избирательных документов, нарушение авторских прав, кража и  т. д.). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, проявить определенную активность, но сделано не было (например, прогул, неисполнение условий договора, неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, его халатность и др.). Правонарушением не могут быть мысли, чувства, желания человека, его сознание, воля, если они не проявились в его поведении. Не являются правонарушениями события (наводнение, ураган, сход лавины и т. п.), происходящие независимо от сознания и воли людей.

Во-вторых, правонарушением может быть только противоправное поведение, т. е. деяние, нарушающее правовое предписание. Поступки, которые противоречат всем другим социальным нормам, кроме правовых (например, нормам морали, если молодой человек не уступил место для сидения в метро беременной женщине), правонарушениями не являются.

В-третьих, правонарушением признается только виновное противоправное деяние, т. е. такое, в котором отчетливо выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к праву, к защищенным правом интересам общества, государства, личности. При этом о виновности деяния и, следовательно, о правонарушении речь может идти только тогда, когда от воли конкретного человека зависит, как поступить - правомерно или противоправно, и им осознанно избирается второй путь. Нельзя считать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного.

           В-четвертых, правонарушением является деяние только деликтоспособного лица (вменяемого и достигнувшего установленного законом возраста, как правило, 14-16 лет), т. е. обладающего способностью понимать противоправность своих деяний и осознанно нести за них юридическую ответственность. За совершение преступлений и административных правонарушений малолетними отвечают родители или лица, их заменяющие, виновные в невыполнении обязанностей по воспитанию детей (ч. 1 ст. 9.4 КоАП РБ). Невменяемые лица ответственности не подлежат.

В-пятых, правонарушением считается противоправное деяние, причиняющее реальный вред (имущественный, социальный, моральный, политический и т. п.) обществу, государству, конкретным лицам. Поэтому о правонарушениях говорят как о деяниях социально вредных, даже опасных. Отсутствие реального вреда позволяет не считать противоправное деяние правонарушением.

В-шестых, правонарушениями признаются противоправные деяния, в отношении которых прямо предусмотрены принудительные меры государственного воздействия. Правонарушение является фактическим основанием ответственности, влечет наступление различных установленных законом неблагоприятных последствий для правонарушения. Отсутствие в правовой норме принудительных мер государственного воздействия, закрепленных в ее диспозиции или санкции, не позволяет рассматривать то или иное деяние в качестве правонарушения.

Значимость названных  признаков правонарушения в том, что они должны учитываться, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности. Именно их наличие позволяет рассматривать определенное деяние в качестве правонарушения. И еще один момент. Согласно действующему белорусскому законодательству реализация юридической ответственности возможна лишь в рамках законов, определяющих составы правонарушений и санкции за их совершение.

Правонарушения, несмотря на общность основных признаков, разнообразны. Это предопределяется многими факторами, в том числе сферой нарушенного законодательства, характером причиненного вреда, содержанием применяемых санкций за совершение противоправных деяний, объектами посягательств и т. д.

Виды правонарушений  или их классификация – это  деление правонарушений на группы по определённым признакам: характеру  регулируемых отношений, степени общественной вредности, субъектам и др.

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

  • гражданские – правонарушения в области гражданского законодательства;
  • трудовые – правонарушения в области трудового законодательства;
  • уголовные – правонарушения, предусмотренные уголовным законом (Уголовным кодексом), при  совершении которых наступает уголовная ответственность;
  • административные – правонарушения, за которые Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
  • процессуальные – правонарушения субъектов права, ведущих юридический процесс.

В зависимости от характера  и степени общественной вредности правонарушения подразделяются на преступления и правовые проступки. Но следует отметить, что граница между проступком и преступлением довольно изменчива, и в зависимости  от складывающейся в обществе ситуации государство может некоторые проступки перевести в категорию преступлений, а некоторые виды преступлений перевести в разряд проступков , либо вообще исключить из сферы правовой оценки.

Преступление — наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания. Не являются преступлениями деяния, хотя формально и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам (ст. 11 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Исходя из законодательного определения, преступлению присущи следующие признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Перечень преступных деяний установлен только в статьях Особенной части УК, т. е. УК Республики Беларусь является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь.

За преступления применяются  наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовные наказания. Многие их разновидности существенно ограничивают правовой статус лиц, признанных виновными в совершении преступлений (лишение свободы, некоторых прав, званий, конфискация имущества). За некоторые особо опасные преступления (геноцид, международный терроризм, некоторые виды убийств) предусмотрена исключительная мера наказания - смертная казнь, а также пожизненное заключение как альтернатива смертной казни.

Преступления в зависимости  от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие (ст. 12 УК).

Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание  за него может только суд, причем только в установленной для этого  процессуальной форме. Отбывание наказания  регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом и моральном положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления.

Правовыми проступками  являются все остальные правонарушения т. е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых отношений.

Административным  правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП). Примерами административных правонарушений являются: мелкое хищение (ст.10.5 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП), незаконная предпринимательская деятельность (ст. 12.7 КоАП) и др. За совершение административных правонарушений (проступков) применяются такие взыскания, как предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение специального звания, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст. 6.2 КоАП). Виды административных правонарушений, содержание названных взысканий определяются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. КоАП является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений о наложении административных взысканий, защита прав и законных интересов лиц, подвергнутых административному взысканию, регламентируются Процессуально - исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Информация о работе Правомерное и противоправное поведение