Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 21:02, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить содержание понятия, основные черты правомерного и противоправного поведения, виды правомерного поведения, а так же определения понятия правонарушения, состава правонарушения и его структурных элементов.
Что касается собственно нарушений трудовой
дисциплины, то Трудовой кодекс РФ закрепляет
лишь некоторые из таких составов (неоднократное
неисполнение работником без уважительных
причин трудовых обязанностей в период
действия уже примененного в отношении
него дисциплинарного взыскания; прогул;
появление на работе в состоянии алкогольного,
наркотического или иного токсического
опьянения; разглашение охраняемой законом
тайны, ставшей известной работнику в
связи с исполнением им трудовых обязанностей;
совершение по месту работы хищения чужого
имущества, растраты, умышленного его
уничтожения или повреждения; совершение
аморального поступка лицом, выполняющим
воспитательные функции; нарушение работником
требований по охране труда, повлекшее
за собой тяжкие последствия или заведомое
создание их реальной угрозы. В качестве
примера иных составов дисциплинарных
проступков, закрепляемых в специальных
отраслевых актах о дисциплине труда можно
привести Положение о дисциплине работников
железнодорожного транспорта, устанавливающее
дисциплинарное взыскание в виде увольнения
за создание угрозы безопасности движения
поездов, маневровой работы, жизни и здоровью
людей или нарушение сохранности грузов,
багажа и др. (п. 18 Положения).
Гражданско-правовые деликты — это нарушения
норм права в сфере имущественных и личных
неимущественных отношений (например,
неисполнение обязательств по договорам,
посягательство на честь, достоинство
и др.).
Гражданско-правовые деликты — это случаи
посягательства на правовое положение
участников гражданского оборота, право
собственности и другие вещные права.
Субъектами гражданско-правовых нарушений
могут быть как физические, так и юридические
лица.
Особенностью противоправного действия
в отношениях гражданско-правовой ответственности
является то, что таким считается действие,
которое прямо запрещено законом, противоречит
закону либо договору, либо вытекает из
“обычая делового оборота” или “обычно
предъявляемых требований” (ст. 309 ГК РФ).
Различают гражданские деликты договорные
(нарушение обязательства стороной гражданско-
правового договора) и внедоговорные (несоблюдение
либо неисполнение требований гражданско-правовых
норм). От гражданско-правового деликта
(правонарушения) следует отличать: невиновное
причинение вреда (ст. 454 ГК РФ), действие
непреодолимой силы (ст. 96 ГК РФ), нарушение
имущественных прав, вследствие правомерных
действий, например спасания имущества
(ст. 472 ГК РФ).
На практике выделяются также налоговые,
таможенные, финансовые, экологические,
процессуальные и иные правонарушения.
Законодательство о многих из них находится
пока еще на этапе оформления, но некоторые
уже имеют специальное нормативное оформление.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРИЧИНЫ СОВЕРШЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Особую значимость и ценность правомерность человеческих поступков приобретает во времена социальных перемен и потрясений. Сложные процессы становления новых социальных отношений, законодательно еще не оформившихся и потому находящихся в условиях правового вакуума, создают все условия для того, чтобы противоправность приняла повсеместный характер. Массовость вполне осознанного неправомерного поведения может иметь место в условиях аномии, то есть особого нравственно-психологического состояния индивидуального и общественного сознания, которое обусловлено кризисом общества, характеризуется разложением системы ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации, и выражается в отчуждении человека от общества, в апатии, всеобщей разочарованности, в массовом распространении отрицательной девиантности. К этому следует добавить неизбежную маргинализацию населения. Все это создает идеальные условия для стремительного расширения сферы делинквентной (криминальной) субкультуры.
В настоящее время, когда действует принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом”, свобода поведения людей расширилась необычайно. Казалось бы, государство, будучи заинтересованным в прочном правопорядке и законности, должно выделять каждый случай правомерности, максимально возможно информировать о нем общественность и прежде всего молодое поколение, всесторонне показывать его значимость и привлекательность. Однако, напротив сейчас оно, идя на поводу у рыночной стихии, совершенно забывает о своей идеологической миссии. В результате значительный объем материалов СМИ и художественной литературы прямо либо косвенно побуждает к антиобщественным поступкам, а правонарушаемость (и более того — преступность) при этом представляется как неизбежное и обыденное явление. Книжные полки магазинов при этом буквально завалены вполне серьезными рекомендациями по совершению уголовно-ненаказуемых противоправных деяний или сложнодоказуемых преступлений, доходчивыми объяснениями, как избежать ответственности в том или ином случае, как “уйти” из-под “супермокрой” статьи в более легкую, или какой довод привести в оправдание совершенному правонарушению и др.
Крайне мало внимания позитивным проявлениям правового поведения уделяется и в юридической литературе. Здесь основные приоритеты принадлежат изучению юридической практики, связанной исключительно с правонарушениями. Наиболее ярко эта особенность заметна в учебной литературе, где в изданиях по теории государства и права правомерному поведению посвящено в лучшем случае две- три страницы декларативных положений, а специально-отраслевые учебники (даже в соответствующих разделах) о нем вовсе не вспоминают. Справедливости ради можно было бы отметить определенное внимание, уделяемое правомерному поведению в рамках исследовательских проектов по юридической психологии. Однако, в подавляющем большинстве случаев подобные исследования, по каким-то причинам слабо интегрируясь в собственно правовые и, прежде всего, в общетеоретические, так и остаются только в рамках психологии. Между тем, востребованность комплексных психолого-правовых исследований данной сферы и немедленное воплощение их в рамках государственной программы правового просвещения и воспитания диктуется реалиями современного развития нашего общества.
Таким образом, правомерное поведение, являясь доминирующим вариантом поведения субъектов права, имеет чрезвычайно широкий диапазон проявления: от полезного и всячески поощряемого государством до индифферентного с точки зрения права и даже балансирующего на грани безусловно порицаемого и наказуемого. Тем не менее, государство должно быть заинтересовано в реализации всего спектра правомерности, даже в самых мизерных ее проявлениях. Для этого необходимо создание прочных юридических основ правомерного поведения, т.е. комплекса мер, направленных на создание таких условий существования человека, при котором учитывались бы его потребности и интересы и одновременно защищались права и интересы других людей. Задача науки — дать теоретическое обоснование роли и значимости правомерного поведения для формирования соответствующей идеологической платформы государства в целях воспитания инициативной законопослушной личности — главного действующего лица развитого гражданского общества.
Поиск первопричин правонарушений
ведется уже с глубокой древности, а конкретные
причины простираются от внутренних и
внешних закономерностей конкретного
человека до “пятен на солнце” (влияние
электромагнитных колебаний на самочувствие
и поведение человека). Во все времена
шел горячий спор: чего более в человеке
— биологического или социального? И в
настоящее время одной из центральных
проблем изучения причин правонарушений
является проблема соотношения их социальных
и биологических корней.
При характеристике этого вопроса следует
различать причины правонарушений (стремление
лица удовлетворить (проявить) свои интересы
(потребности) противоправным способом),
условия правонарушения (природные, социальные
или технические факторы, правонарушений
напрямую не порождающие, но их совершению
способствующие; негативные обстоятельства,
оказывающие непосредственное влияние
на причины правонарушений, формирующие
эти причины) и поводы правонарушений
(отрицательные обстоятельства ситуативного
характера, являющиеся толчком, побудительным
стимулом для действия причины правонарушения).
Внешние условия не напрямую порождают
делинквентное (правонарушающее) поведение.
Они обусловливают внутренний духовный
мир, психологию личности, которая, в свою
очередь, становится самостоятельным
и активным фактором, опосредующим влияние
социальной среды на нее. Иначе говоря,
человек “выбирает” и усваивает те социальные
проявления (позитивные и негативные),
к которым предрасположена его психологическая
природа. Следовательно, на поведение
человека в равной степени оказывают влияние
находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности
социальные, биологические и психологические
факторы. Многочисленные исследования
доказывают, что правонарушающее поведение
людей объясняется в большей мере не полом
и генами, а образом жизни. Поэтому следует
рассматривать биолого-социальные причины
и условия правонарушений.
Криминологи выделяют так называемые
группы риска в зависимости от особенностей
воспитания и личностных предпосылок
к правонарушениям. К негативным условиям
жизни и воспитания могут быть отнесены:
антиобщественное поведение родителей,
алкоголизм, нервно-психические заболевания
родителей, низкий семейный культурный
уровень, отсутствие постоянного места
жительства, унижение достоинства подростка
дома, в школе или на работе, безнаказанность
случаев асоциального поведения и др.
Негативные особенности личности и поведения:
прежняя судимость, завышенная самооценка,
негативное отношение к общественным
нравственным ценностям, безразличное
отношение к людям, и к самым близким в
том числе, привычка к насилию как средству
решения конфликтных ситуаций, пьянство,
употребление наркотиков, азартные игры
и др. Однако не каждый человек, показатели
которого могут быть близки или соответствовать
отмеченным, совершает правонарушения.
Вероятность правонарушения тем выше,
чем сильнее мотивация к нему, чем сильнее
ущемлены жизненные интересы индивида,
чем менее законных возможностей для достижения
целей, чем более искажена система ценностных
ориентиров.
По определению В.Н. Кудрявцева, любое
правонарушение — это акт рассогласованности
личности с внешней социальной средой.
Этот диссонанс внутренних и внешних факторов
приводит к субъективным противоречиям
между лицом и существующими установками
общества, между психологией человека
и реальностью (между воображаемым и действительным).
Это неприятие личностью внешних реалий
происходит на фоне объективно существующих
противоречий в общественных отношениях.
Криминологами выстраивается причинная
цепочка, образующая механизм конкретного
правонарушения. Это: искаженное формирование
личности, деформация потребностей субъекта,
его волевой сферы, снижение самоконтроля,
неблагоприятные изменения системы ценностных
ориентаций. При наличии всех этих факторов
для правонарушения достаточно возникнуть
соответствующей внешней ситуации.
Следует различать причины
правонарушений в целом и причины конкретного
правонарушения. Имея в основе один и тот
же комплекс социальных и личностных компонентов
внешнего и внутреннего порядка, конкретное
правонарушение в значительной степени
носит ситуативный характер.
В целом совершение правонарушений в нашей
стране могут обусловливать следующие
(наиболее общие) факторы:
Следует отметить, что знание причин правонарушений имеет не только академическое (теоретическое), но и большое практическое значение, так как позволяет успешно бороться с ними и вести активную работу по их профилактике (предупреждению). И если в прошлые века основной задачей правовой политики в области борьбы с преступностью была именно борьба с нею, то современный период ориентирует уже на стабилизацию ее уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как было выяснено в данной работе, правомерное поведение и
правонарушение - это две стороны одного и того же социального явления: действия социально-регулятивной правовой системы.
Несмотря на высокую социальную полезность и необходимость правомерного поведения, следует признать, что оно так и не стало предметом пристального внимания современной психологической и юридической науки. В юридической литературе вообще позитивным проявлениям правового поведения внимания уделяется крайне мало. В данной сфере основные приоритеты принадлежат изучению юридической практики, связанной с правонарушениями. Хотя время от времени и появляются отдельные работы, в которых делаются попытки исследования феномена правомерности поведения, и прежде всего ее основы и условий.
Так, ответ на вопрос о механизме формирования правомерного поведения совершенно справедливо предлагается искать во взаимодействии специально-юридической, психологической и социальной систем, но при явном доминировании в этом ряду психологической сферы, а именно в потребностях, в интересах, мотивах, установках, стереотипах, привычках и иных характеристиках, соответствующих в целом одной из сторон правосознания — правовой психологии.
Правомерное поведение (впрочем, как и противоправное) зависит в первую очередь от правовой установки личности и ее правовой ценностной ориентации. Именно они, характеризуя занятую личностью позицию в отношении стоящих перед ней целей и задач, и выражающиеся в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление, формируют различные стереотипы поведения, прагматические или альтруистические.
На процесс формирования установки правомерного поведения значительное влияние оказывает уже существующая модель, выраженная в норме права. Все существование такой нормы призвано предопределить моральный выбор субъекта в пользу социально одобряемого поведения. Этой же задачи служат разнообразные правовые средства и система правовых принципов. Ведь, как отмечается в литературе, “для того, чтобы юридический механизм сработал, субъекты должны осознать свое особое социально-правовое положение (свои юридические права и обязанности), воспринять информационно-властное воздействие юридических норм и в соответствии с этим построить свое волевое поведение. Другими словами, правовые предписания, прежде чем воплотиться в конкретном фактическом правомерном поведении, должны пройти “через головы”, то есть через сознание и волю людей. На выбор того или иного варианта разрешения правовой ситуации может оказать влияние также установка “социального вовлечения”, когда коллективные действия, “захватывая” субъекта, активизируют его индивидуально негативные (участие в погромах, хулиганских проявлениях) или позитивные установки (бросок в атаку во время боя).