Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность понятия «правонарушение».
Исходя из цели, задачи работы следующие: раскрыть сущность понятия «правонарушение», привести его признаки, охарактеризовать юридический состав правонарушения и рассмотреть особенности определения юридического состава в различных отраслях права, выявить виды правонарушений, проанализировать причины правонарушений и пути их устранения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ 5
2 ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА 10
2.1 Понятие состава правонарушения 10
2.2 Юридический состав правонарушения в отраслях права 11
3 ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 16
4 ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 20
4.1 Причины правонарушений 20
4.2 Пути устранения правонарушений 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Административное правонарушение направлено против норм права (финансового, административного, земельного), где объектами выступают различные блага (отношения по охране труда и здоровья, общественного порядка, порядка управления и т.п.). Санкции за административные проступки носят карательный, а не правовосстановительный характер.
3. Дисциплинарное правонарушение.
Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину, наносят вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций. Нарушаемая дисциплина определяется и устанавливается не столько законами, сколько локальными нормативными актами: правилами внутреннего трудового распорядка, специальными уставами, правилами техники безопасности, должностными инструкциями и т.п.
В отличие от уголовного и административного права, за совершение дисциплинарного проступка правонарушителя может наказать не только уполномоченное государственное должностное лицо (например, директор частного унитарного предприятия объявляет выговор своему работнику).
Довольно часто в праве встречается ситуация, при которой индивид одним деянием совершает несколько правонарушений, вследствие чего привлекается к различным видам юридической ответственности. Так, человек в нерабочее время воспользовался служебным автомобилем, на котором сбил пешехода, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Здесь реально наступление и уголовной, и гражданской (иск пешехода о возмещении вреда здоровью), и дисциплинарной (увольнение) ответственности, т.к. в таком деянии можно определить признаки преступления, гражданского деликта и дисциплинарного проступка.
О правонарушении речь может идти лишь в том случае, если причиняется вред тем или иным интересам, ценностям, находящимся под защитой закона. Нет вреда, нет и правонарушения. [9; с. 45]
Одновременно в праве всегда предусматриваются случаи правомерного причинения вреда.
Правомерный вред может быть причинен как гражданами, так и государством.
Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений. Правовосстановительные меры воздействия, или, как иногда их называют, меры защиты, предусматриваются диспозициями правовых норм (принудительное взыскание алиментов, возврат имущества от недобросовестного его приобретателя законному собственнику, восстановление необоснованно уволенного работника на прежнем месте работы). Карательные или штрафные меры воздействия (ограничение каких-либо прав, лишение свободы, возложение особых обязанностей и другие меры принуждения, в той или иной мере порицающие правонарушителя) предусмотрены санкциями правовых норм. [7; с. 112]
Иногда все меры правового воздействия – меры защиты, карательные меры и даже меры поощрения – относят к правовым санкциям. Но делать этого, видимо, не следует, поскольку названные меры существенно разнятся по своему назначению и не могут, не должны охватываться одним юридическим понятием – санкция. В отличие от мер защиты, определяемых в диспозициях правовых норм, карательные меры, предусмотренные их санкциями, относятся к мерам юридической ответственности. Если мерами защиты правонарушитель побуждается к выполнению уже имеющихся у него обязанностей (содержать своих детей), то меры юридической ответственности означают возникновение у него новых, причем обременяющих, карающих его обязанностей (отбыть лишение свободы за уклонение от уплаты алиментов).
4 ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
4.1 Причины правонарушений
Что обусловливает существование правонарушений в принципе и общественно опасных деяний в том числе?
Попытки ответить на этот вопрос предпринимались давно. В конечном счете, сформировалась наука, изучающая причины преступности, – криминология, сложились школы и направления, по-разному объясняющие природу правонарушения. Конечно, правонарушения разнообразны по формам проявления, по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Однако это не препятствовало нахождению общих закономерностей развития правонарушения как девиантного (отклоняющегося от общепринятого в обществе стандарта) поведения. Преимущественно изучается наиболее опасный вид правонарушений – преступления.
Первоначально объяснение причин преступности искали в природе человека. В связи с этим возникли биологические концепции преступности.
Родоначальником школы позитивизма был итальянский врач Ч.Ломброзо (1835–1909), опубликовавший в 1876 г. работу «Преступный человек». Он настаивал на том, что преступное поведение имеет врожденный, наследственный характер. Преступление, по мнению Ч.Ломброзо, являет собой выход примитивных инстинктов человека. Преступников он отмечал по внешним при знакам (стигматам): скошенный и низкий лоб, выдающаяся нижняя челюсть, большие оттопыренные уши и т.д. Другой представитель этой школы, Э.Ферри, выделял пять классов преступников: прирожденные, душевные, привычные (рецидивисты), случайные и преступники по страсти.
Близкой к этому направлению является французская криминологическая школа конституционализма. Одни из основателей этого направления Дюпре и Мишо отмечали, что каждый человек обладает рядом врожденных инстинктов (пищевым, половым, инстинктом присвоения и объединения с себе подобными и т.д.). Нарушение какого-либо инстинкта приводит к перверсиям, которые влекут за собой «криминогенные болезни», в том числе психические, неврозы, что влияет на поведение, делая его криминальным.
Объяснение причин преступности природой бессознательного свойственна школе психоанализа. Бессознательный внутренний конфликт личности, созревающий в результате противостояния культуры общества и инстинктов человека, по мнению сторонников данного направления, разрешается через преступление. По мере прогресса общества биологизаторские теории преступности потеряли свою значимость. Возникли социологические концепции, объясняющие преступность влиянием социальных факторов. Так, французский социолог Э.Дюргейм объяснял преступность распадом системы ценностей, отсутствием закона (он обозначил состояние безнормности термином аномия).
Внутри социологического направления с середины XIX в. возрастает роль и значение экономического обоснования корней преступности, выражающегося в нищете широких слоев общества, которые через криминогенные формы поведения выражают свой социальный протест против существующей системы. Социально-экономические, классовые корни преступности отмечали последователи марксизма.
Очевидно, что дуалистическая – биосоциальная природа человека предполагает необходимость учета при анализе причин преступности как биологических, так и социальных факторов. [2; с. 37]
Социологический аспект проблемы предполагает рассмотрение социально-экономических, политических, правовых, духовных сфер жизни современного общества. На первое место выступает социальный и экономический кризис, глубоко поразивший жизнь большинства населения.
За последние годы существенно изменились потребности людей, а также возможности их законного удовлетворения. Что касается потребностей, то стали распространяться завышенные (гипертрофированные) притязания, удовлетворение которых под силу только богатым людям. Но эти притязания, возникающие не в последнюю очередь под влиянием средств массовой информации, привлекательны и для людей менее обеспеченных, которым они практически недоступны. [10; с. 85]
Резкое расслоение общества на богатых и бедных имеет не только имущественное, но и более многообразное социальное значение. Например, безработица означает утрату значительной частью граждан прежнего социального статуса. Это ведет к неудовлетворенности естественной потребности в самоуважении, к конфликтам в семье и ближайшем окружении, к утрате жизненных перспектив и, как следствие, к агрессивному поведению либо замещению недоступных целей пьянством, наркотизмом, вандализмом. Тяжелое социально-экономическое положение общества особенно болезненно сказывается на подростках.
Экономические трудности в кризисном обществе, к сожалению, сочетаются с негативными обстоятельствами государственно-политического и правового характера. Главное из них состоит в известной слабости институтов государственной власти, неумении навести должный порядок в стране, в бессилии в борьбе с отрицательными явлениями, к которым относятся не только правонарушения, но и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, высокая смертность, падение рождаемости и т.д.
Особенно негативную роль играют непрофессионализм многих государственных служащих, бюрократизм и коррупция в их среде. Эти явления не только разлагают государственный аппарат, но и прямо толкают неустойчивых людей на подкуп чиновников, устройство своих дел по знакомству и способствуют расширению сферы влияния организованной преступности, захватывающей ключевые экономические и политические высоты.
Недостаточно эффективной остается правовая система. Многие важные законы до сих пор не приняты, что создает широкие лазейки для правонарушений. Особенно это касается коммерческой, банковской, внешнеторговой сфер, где совершается основное количество сделок. Глубокая ломка общественного строя означает крах прежних ценностей, пересмотр взглядов на очень многие проблемы и жизненные отношения. Образовался вакуум в сфере идеологии и морали, наблюдается повсеместная утрата уважения не только к государственным установлениям, правовым нормам и нравственным предписаниям, но и к образованию, науке и культуре. В таких условиях, когда нет ни веры в законы, ни уважения к власти, легко развязываются агрессивные, экстремистские, националистические силы, возникают самые разные конфликты. Растут озлобление, пренебрежение интересами людей, эгоизм, вседозволенность. Система ценностных ориентации населения искажается, возникают и ширятся очаги так называемой преступной субкультуры.
Духовное оскудение средств массовой информации, распространяющих в основном идеи обогащения, насилия, сексуальной вседозволенности, способствует таким настроениям и вольно или невольно создает психологический климат терпимости к правонарушениям и преступности, которые становятся привычным образом жизни отдельных групп населения.
В любом обществе правонарушения в конечном счете коренятся в тех же условиях жизни людей, что и другие социальные явления, в том числе позитивного порядка. А эти условия жизни сложны и противоречивы. Общая причина правонарушений – в объективных противоречиях между индивидуальными потребностями людей и теми общественными условиями их жизни, в которых они находятся. [10; с. 92]
Эту мысль можно высказать и иначе: основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. [2; с. 42]
Однако, как отмечается в литературе, наука криминология не выработала единого методологического подхода к исследованиям причин и условий правонарушений. [11; с. 98]
4.2 Пути устранения правонарушений
Основными путями устранения правонарушения являются предупреждение правонарушений. К настоящему времени среди ученых нет единодушного понимания содержания понятия предупреждение преступлений и правонарушений. Наряду с ним используются такие понятия как профилактика преступлений и борьба с преступностью. Часть исследователей за родовое, более общее понятие принимают предупреждение преступности [12; с. 35] иные считают профилактику и предупреждение синонимичными категориями и не разделяют их по сути. [13; с. 58]
В литературе высказано мнение (А.Г.Лекарь), что следует различать профилактику (выявление и устранение причин и условий правонарушений), предупреждение (установление лиц, которые стараются совершить преступление, и принятие к ним определенных мер с целью недопущения реализации их замыслов) и пресечение преступлений (выявление лиц, которые готовятся совершать преступления, и принятие к ним мер с целью недопущения перерастания приготовительных действий в покушение и оконченное преступление). [14; с. 29]
В зависимости от иерархии причин и условий совершения преступлений и правонарушений выделяют основные элементы системы их предупреждения: общесоциальную, специальную и индивидуальную профилактику. [15; с. 45]
Одним из важнейших направлений профилактики правонарушений в Республике Беларусь является регистрация и учет правонарушений.
Правовое регулирование этой важной деятельности осуществляется Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-З «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений». [16] .
Данный закон содержит определение: единая государственная система регистрации и учета правонарушений – порядок регистрации правонарушений органами уголовного преследования, органами, ведущими административный процесс, и судами, а также порядок учета правонарушений и представления сведений о правонарушениях органами внутренних дел.
Кроме того в указанном Законе определены понятия регистрации и учета правонарушений.
Регистрация правонарушений – присвоение органами уголовного преследования, органами, ведущими административный процесс, и судами правонарушению регистрационного номера и фиксация сведений о правонарушении.
Учет правонарушений – помещение органами внутренних дел сведений о правонарушениях, зарегистрированных органами уголовного преследования, органами, ведущими административный процесс, и судами, в единый государственный банк данных о правонарушениях.
Основными задачами единой государственной системы регистрации и учета правонарушений являются сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита сведений о правонарушениях, а также их предоставление государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, государственным органам, иным организациям иностранных государств и международным организациям, а также физическим лицам.
Законодательство Республики Беларусь о единой государственной системе регистрации и учета правонарушений состоит из вышеназванного Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь.