Правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить сущность понятия «правонарушение».
Исходя из цели, задачи работы следующие: раскрыть сущность понятия «правонарушение», привести его признаки, охарактеризовать юридический состав правонарушения и рассмотреть особенности определения юридического состава в различных отраслях права, выявить виды правонарушений, проанализировать причины правонарушений и пути их устранения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ 5
2 ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА 10
2.1 Понятие состава правонарушения 10
2.2 Юридический состав правонарушения в отраслях права 11
3 ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 16
4 ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ 20
4.1 Причины правонарушений 20
4.2 Пути устранения правонарушений 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОТП.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Регистрации и учету подлежат следующие правонарушения:

– преступления, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7, 10 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК РБ); [17]

– преступления, по которым вынесены постановления о возбуждении уголовного дела;

– преступления по уголовным делам частного обвинения, по которым постановлен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда;

– административные правонарушения, по которым вынесены постановления о наложении административного взыскания.

С 2009 года в Республике Беларусь действует также Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который устанавливает правовые и организационные основы деятельности по профилактике правонарушений и закрепляет основные формы участия государственных органов, иных организаций и граждан в осуществлении этой деятельности [18].

Данным Законом определяется, что индивидуальная профилактика правонарушений – это деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений, уполномоченными в соответствии с Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь, по оказанию корректирующего воздействия на граждан, склонных к противоправному поведению и (или) совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими правонарушений.

В соответствии Законом общая профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.

Субъектами профилактики правонарушений в соответствии со ст. 4 Закона являются:

– органы внутренних дел;

– органы прокуратуры;

– органы государственной безопасности;

– органы пограничной службы;

– таможенные органы;

– орган государственной охраны;

– органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

– органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

– местные исполнительные и распорядительные органы;

– органы управления здравоохранением и государственные организации здравоохранения (далее – организации здравоохранения);

– органы управления образованием и государственные учреждения образования (далее – учреждения образования);

– органы по труду, занятости и социальной защите;

– органы опеки и попечительства;

– органы юстиции (Министерство юстиции Республики Беларусь и входящие в его систему подразделения (организации));

– другие государственные органы, указанные в главе 3 Закона;

– государственные средства массовой информации;

– советы общественных пунктов охраны порядка;

– добровольные дружины;

– иные субъекты, определенные законодательными актами Республики Беларусь. [18; с. 84]

Субъектам профилактики правонарушений в реализации целей и задач в области профилактики правонарушений, в том числе в правовом просвещении граждан, оказывают содействие в пределах своей компетенции иные организации и граждане.

Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки. Можно выделить следующие виды правонарушений (проступков): гражданское правонарушение, административное правонарушение, дисциплинарное правонарушение. Общая причина правонарушений – в объективных противоречиях между индивидуальными потребностями людей и теми общественными условиями их жизни, в которых они находятся. Главными мерами по устранению правонарушений являются их предупреждение, которое реализуется путем профилактики правонарушений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, социальное поведение субъектов права может быть юридически нейтральным и юридически значимым. Юридически значимое поведение подразделяют на правомерное и противоправное. Антиподом правомерному поведению выступает поведение противоправное, именуемое в теории права правонарушением.

Правонарушение – это общественно опасное (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения

Состав правонарушения складывается из четырех элементов: объект; объективная сторона; субъект; субъективная сторона.

Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки.

Преступление – наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные законодателем в качестве преступлений. Они отличаются значительно меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями.

Можно выделить следующие виды правонарушений (проступков): гражданское правонарушение, административное правонарушение, дисциплинарное правонарушение.

О правонарушении речь может идти лишь в том случае, если причиняется вред тем или иным интересам, ценностям, находящимся под защитой закона. Нет вреда, нет и правонарушения

Последствиями правонарушений являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений.

Первоначально объяснение причин преступности искали в природе человека. В связи с этим возникли биологические концепции преступности. Объяснение причин преступности природой бессознательного свойственна школе психоанализа. Социологические концепции объясняли преступность влиянием социальных факторов.

Социологический аспект проблемы предполагает рассмотрение социально-экономических, политических, правовых, духовных сфер жизни современного общества.

Правонарушение – результат взаимодействия не только психики, наследственности и социальных условий, но и общественно детерминируемых бессознательных образований, передающихся из поколения в поколение в качестве реакций на определенные явления.

В любом обществе правонарушения, в конечном счете, коренятся в тех же условиях жизни людей, что и другие социальные явления. А эти условия жизни сложны и противоречивы. Общая причина правонарушений – в объективных противоречиях между индивидуальными потребностями людей и теми общественными условиями их жизни, в которых они находятся. Хотя в науке до сих пор не выработано единой теории причин правонарушений.

В зависимости от иерархии причин и условий совершения преступлений и правонарушений выделяют основные элементы системы их предупреждения: общесоциальную, специальную и индивидуальную профилактику.

В Республике Беларусь действует единая государственная система регистрации и учета правонарушений. Также в Беларуси действует Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В соответствии ним общая профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Литвинко, В.А. Взгляд на трансформацию сущности правонарушения в современном обществе / В.А.Литвинко // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – 2006. – № 2 (12). – С. 44–49.
  2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2004. – 768 с.
  3. Основы права: Учебно-методический комплекс / А.Н.Пугачев, О.Г.Станкевич, Д.Г.Солоцкий и др.; Под общ. ред. А.Н.Пугачева. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 352 с.
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 4. – 2/1775.
  5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194–З принят Палатой представителей 17 декабря 2002г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003г.: (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. № 198-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 300. – 2/1750.
  6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998г.: (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 8. – 2/1793.
  7. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. – Москва: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. – 640 с.
  8. Общая теория права: Учебное пособие / С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. – Минск: БИП-С, 2003. – 336 с.
  9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2005. – 575 с.
  10. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. Том 3 Москва: Зерцало-М, 2002. – 528 с.
  11. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г.Дробязко, В.С.Козлов. – Минск: Амалфея, 2005. – 464 с.
  12. Теоретические основы предупреждения преступности / Отв. ред. В.К. Звирбуль, В.В.Клочков, Г.М. Миньковский. – Москва: Юридическая литература, 1977. – 224 с.
  13. Криминология /Под ред. проф. Н.Ф.Кузнецовой, проф. Г.М.Миньковского. – Москва: Зерцало, 1998. – 160 с.
  14. Лекарь, А.Г. Профилактика преступлений / А.Г.Лекарь. – Москва: Юридическая литература, 1972. – 102 с.
  15. Литвинов, А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений / А.Н.Литвинов. – Москва: ЮРКНИГА, 2004. – 160 с.
  16. О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений. Закон Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 94-З принят Палатой представителей 2 декабря 2005г.: одобр. Советом Респ.  декабря 2005г.:   // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1191.
  17. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 16 июля 1999 г. № 295-З принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г.: (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 4. – 2/1775.
  18. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 453-З принят Палатой представителей 21 октября 2008г.: одобр. Советом Респ. 22 октября 2008г.: (Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 78-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 5. – 2/1630.
  19. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б.Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2005. – 608 с.
  20. Грамович, Г.И. Система научно-технических средств предупреждения преступлений / Г.И.Грамович, И.А.Анищенко // Проблемы криминалистики: [сборник научных трудов] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. – Минск, 2005. – Выпуск 2. – С. 279–283.
  21. Крамник, А. Множественность административных правонарушений / А.Крамник // Юстиция Беларуси. – 2006. – № 2 – С. 59–62.
  22. Забелов, П.С. Понятие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности / П.С.Забелов // Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск, 2005. – Вып. 5. – С. 521–527.
  23. Мухаев, Р.Т. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» / Р.Т.Мухаев. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.
  24. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. докт. юрид. наук, профессора А.С.Пиголкина. – Москва: Городец, 2003. – 544 с.

 


Информация о работе Правонарушение