Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:58, курсовая работа
Возникновение права неизбежно должно было породить и породило и возникновение правонарушений. Каким бы ни было государство, его правовые нормы всегда, во все исторические эпохи и политические режимы нарушались. Одной из основных задач государства являлась борьба с правонарушениями, которые являлись и являются актами отрицания власти государства, его регулирующей силы.
Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.
Введение………………………………………...……………………….2
1. Понятие и признаки правонарушения…………………………………3
1.1. Правонарушение как деяние ………………………………………3
1.2. Правонарушение как противоправное деяние……………………4
1.3. Правонарушение как виновное деяние……………………….…...5
1.4. Последствия правонарушения…………………………...………...7
1.5. Субъект правонарушения……………………………………….….9
1.6. Состав правонарушения……………………………………………9
2. Виды правонарушений………………………………………………...11
2.1. Преступление………………………………………………………11
2.2. Административные проступки……………………………………15
2.3. Гражданско-правовые правонарушения………………………….17
2.4. Дисциплинарные проступки………………………………………20
2.5. Злоупотребление правом…………………………………………..22
Заключение……………………..………………………….............……24
Список использованной литературы………………………………….26
Уголовную противоправность принято называть формальным признаком преступления, а общественную опасность - материальным признаком.
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Уголовное
законодательство предусматривает
возможность наступления
Под наказуемостью как признаком преступления понимают возможность назначения наказания за совершение каждого преступления, угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.
Классифицируя признаки преступления, следует выделить два основных признака - противоправность и общественную опасность. Представляется, что два других признака - виновность и наказуемость - являются производными и вытекают из уголовной противоправности.
Наказуемость является составной частью уголовной противоправности. Запрет деяния в уголовно-правовом смысле означает наличие в уголовном законе санкции за его совершение.
Деяние может быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не подлежащим уголовной ответственности в случае, например, незначительности причиненного ущерба (кража малоценной вещи, повреждение имущества, если для его восстановления не требуется значительных затрат).
При совершении умышленного преступления должно быть установлено, что умысел виновного был направлен именно на совершение малозначительного деяния и причинение последствий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Так, следует признать деяние малозначительным, если лицо похитило книгу стоимостью 15 руб. с прилавка книжного магазина14.
При
наличии определенного умысла, если
виновное лицо замышляло причинить
существенный вред, но по не зависящим
от него причинам не смогло этого добиться,
деяние не может считаться
При
совершении деяния с неопределенным
умыслом ответственность
Малозначительные
деяния следует отличать от обстоятельств,
исключающих преступность деяния, предусмотренных
ст. 37-42 УК. Малозначительные деяния не
являются преступными, но обладают некоторой
(невысокой) степенью общественной опасности.
Социальная же природа обстоятельств,
исключающих преступность деяния, такова,
что они являются общественно полезными
или общественно нейтральными.
Административные
проступки
Административные правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелкое хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчетности, правил противопожарной безопасности и др.
Статья 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дает определение административного правонарушения как основания административной ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Законодатель, раскрывая понятие "административное правонарушение", указывает, что его субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.
Гражданский кодекс РФ подробно определяет понятие и признаки юридического лица, виды юридических лиц, их правоспособность, устанавливает обязанность юридического лица проходить в установленном порядке государственную регистрацию.
К физическим лицам, противоправные действия (бездействие) которых могут быть квалифицированы как административные правонарушения, относятся дееспособные граждане начиная с 16-летнего возраста. В числе физических лиц выделяются особые их категории (несовершеннолетние; должностные лица; военнослужащие и иные лица, на которых распространяются дисциплинарные уставы; иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели). Административно-правовой статус этих лиц определен федеральным законодательством.
Второй
признак административного
С точки зрения состава административного правонарушения необходимо рассматривать его субъект, субъективную сторону, объект и объективную сторону.
Объектом
административного
Субъектом
административного
Вина
физического лица рассматривается
как субъективное отношение лица,
совершившего противоправное деяние,
к факту его совершения. В этой
связи КоАП РФ определяет признаки
административного
Гораздо
сложнее оказалось
Установлено правило, согласно которому разделяется административная ответственность юридического лица и физического лица за одно и то же правонарушение, если законом предусмотрены санкции за аналогичный состав правонарушения, применяемые одновременно к физическому и юридическому лицам. Равным образом, привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо. Речь идет о таких конкретных составах административных правонарушений, как нарушение правил пожарной безопасности, санитарных правил и некоторых других правил, предусматривающих ответственность как юридического лица, так и его должностного лица, на которое специальным распоряжением возложена обязанность обеспечивать соблюдение этих правил.
Административное
правонарушение имеет определенные
общие черты с преступлением,
поскольку нередко объекты посягательства
у них совпадают и по сути дела различаются
по тяжести последствий для здоровья и
жизни человека и размерам причиненного
противоправным деянием ущерба. Сравнение
многих составов уголовных преступлений
и административных правонарушений подтверждает
этот вывод.
Гражданско-правовые
правонарушения
Ответственность
должника за нарушение обязательств
наступает в виде общего правила
при одновременном наличии
Законом или договором могут
быть предусмотрены случаи
Общее
для всех случаев гражданско-правовой
ответственности понятие
Традиционное представление об убытках, сложившееся со времен римского права, включает реальный ("положительный") ущерб и упущенную выгоду. Соответственно, закрепив принцип полного возмещения причиненных убытков, ст. 15 ГК указывает на эти их составные части. Реальным ущербом признается утрата или повреждение имущества, принадлежащего лицу, чьи права были нарушены, а также расходы, которые лицо не только произвело, но и должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Последнее правило является новеллой ГК.
Упущенная выгода16 включает неполученные доходы, которые лицо получило бы, если бы его право не было нарушено. Особо выделено то, что за исходное должны приниматься обычные условия гражданского оборота. При исчислении неполученных доходов следует учитывать также и те разумные затраты, которые пришлось понести для того, чтобы обязательство было исполнено. Если лицо, которое нарушило право, получило по указанной причине доходы (поставщик, недопоставив покупателю оборудование, продал его сторонней организации по цене, во много раз превышающей указанную в договоре), то подлежащая возмещению потерпевшему (в данном случае - покупателю), наряду с другими убытками, упущенная выгода не может быть менее доходов, полученных тем, кто нарушил его право. Законодатель тем самым стремится исключить возможность "заработать" на нарушении обязательства.
"Реальность"
подлежащих возмещению убытков
находит выражение при
Существующие в законах, равно как и в договорах, такого рода исключения из принципа полного возмещения убытков принимают разную форму.
Во-первых, стороны могут быть вообще лишены права требовать возмещения убытков (неустойка). Во-вторых, сторонам предоставляется право требовать возмещения убытков, но лишь в виде реального ущерба. В-третьих, возможны иные, указанные в законе (договоре) различного рода ограничения.
Наиболее
общее значение имеет включенное
в п. 4 ст. 401 ГК указание на то, что
заключенное заранее соглашение
об устранении или ограничении