Правооотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Правоотношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. "Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности" Тем самым с начала возникают общественные отношения, а затем как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Содержание

Введение ……………………..…………………………………………………………………3
1. Понятие и структура правоотношений………………...…….…….….………….…..5
1.1. Понятие правовых отношений……………………….…...…….………………..……5
1.2. Признаки правовых отношений…………………………….…..……...................….7
1.3. Структура правоотношений………………………………….…..…..……………......8
2. Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел…………………………………...……….…………………………..………16
2.1. Виды правоотношений…………………………………………………...…………..16
2.2. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел….......17
3. Понятие и виды юридических фактов………………………………….…………...21
3.1. Понятие юридического факта…………………...………………….………………..21
3.2. Виды юридических фактов……………………………………….………………….23
3.3. Функции юридических фактов……………………………………………………....27
3.4. Проблема юридических фактов в правоприменении………………………….…..28
3.5. Сложные юридические факты и фактический состав………………………….….33
4. Заключение…………………………………………………………………..………..38
5. Список литературы…………….……………………..………….....................….39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 89.12 Кб (Скачать файл)

Относительными правовыми отношениями было предложено считать такие отношения, в которых управомоченному противостоит конкретное обязанное лицо (обе стороны в таких отношениях конкретно определены).

Общерегулятивные правоотношения - это отношения, в которых носителями  права и обязанностей являются в принципе все. Такие отношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей. Они возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов, и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.

Классифицируя правоотношения по содержанию, можно выделить регулятивные (конкретные правоотношения, отрегулированные, например, гражданско-правовым договором) иохранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания). Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

По количеству участников правовые отношения делятся на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение референдума). По продолжительности правоотношения делятся на моментальные (мена) и длительные (аренда). По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управ омочённого (обязанность оказать услугу по договору), в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Виды правоотношений по субординации в правовом регулировании:

  • материально-правовые — возникают на основе норм материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.
  • процессуально-правовые — возникают на основе норм процессуального права и производны от норм материального права — административно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и др.

Процессуально-правовые отношения в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора) и  процессуально-охранительные (уголовное производство) — типичные правоотношения по реализации юридической ответственности.

2.2 Правоотношения, возникающие  в деятельности органов внутренних  дел

Правоотношения органов внутренних дел и их сотрудников возникают, как правило, в области публичного права, то есть являются субординационными отношениями (власть - подчинение) - отношениями по вертикали.

Правоотношения органов внутренних дел по сфере распространения можно классифицировать на две категории:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние правоотношения — отношения между органами внутренних дел и гражданами, организациями, предприятиями, учреждениями, возникающие в ходе обеспечения общественного порядка и безопасности личности, общества, государства.

Внутренние правоотношения — отношения внутри системы органов внутренних дел между:

а) службами и подразделениями различных уровней;

б) между ними и вышестоящими должностными лицами;

в) по линии «начальник - подчиненный» в службе, подразделении.

Органы внутренних дел могут вступать и в нетипичные для них правоотношения. Они возникают между не соподчинёнными органами и имеют, как правило, договорной характер.

Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие в результате договора:

  • договоры на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны МВД;
  • договоры на сопровождение;
  • договоры на организацию охраны общественного порядка на коммерческой основе при проведении массовых мероприятий;
  • договоры, связанные с реализацией права осужденных на свободу вероисповедания в местах исполнения наказания в виде лишения свободы и др.

Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по отраслям права:

  • конституционно-правовые;
  • административно-правовые;
  • административно-процессуальные;
  • уголовно-правовые;
  • уголовно-процессуальные;
  • уголовно-исполнительные;
  • гражданско-правовые;
  • гражданско-процессуальные и др.

Виды правоотношений в деятельности органов внутренних дел по функциям права: охранительные - основные; регулятивные.

Субъекты правоотношений системы органов МВД:

  • органы внутренних дел в целом;
  • органы милиции как составная часть органов внутренних дел;
  • другие структурные подразделения органов внутренних дел;
  • отдельные должностные лица органов внутренних дел.

  Компетенция органов внутренних дел включает:

1. Полномочия (правообязанности):

а) обеспечение личной безопасности граждан;

б) упреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

в) раскрытие преступлений;

г) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Предмет ведения - главное направление деятельности, т.е. основное функциональное назначение (например, у милиции это - охрана общественного порядка).

3. Ответственность за  результаты своей работы. Деятельность органов внутренних дел определяется законами и иными нормативно-правовыми актами.

Объекты правоотношений системы органов МВД - деятельность (поведение) участников правоотношений:

1) административно-правовых  отношений - поведение гражданина и конкретного сотрудника милиции;

2) уголовно-процессуальных  отношений  - поведение участников уголовного судопроизводства;

3) гражданско-правовых отношений, ряда административно-правовых отношений (организационно-имущественных) - поведение участников этих отношений и имущество.

Юридические факты могут быть классифицированы в зависимости от правоотношений, в которые вступает сотрудник ОВД.

Общие правоотношения ОВД и их сотрудников возникают, изменяются и прекращаются на основе их компетенции, которая определена нормативно-правовыми актами (организация охраны общественного порядка, охрана безопасности, борьба с преступностью, организация работы личного состава и др.).

Юридическими фактами в процессе общих отношений являются:

1)  заявления, сообщения, жалобы граждан, организаций в связи с готовящимися и совершенными правонарушениями, которые органы внутренних дел и их сотрудники обязаны разрешить и при наличии законных оснований удовлетворить интересы заявителей;

2) обращения граждан к сотрудникам при реализации ими своих прав или исполнении обязанностей, например при получении паспорта, разрешения на прописку, на выезд в пограничную зону, на приобретение оружия;

3) выявление или установление фактов правонарушений (преступлений, проступков) и лиц, их совершивших;

4)  договоры, которые заключают органы внутренних дел.

 

3 Понятие и  виды юридических фактов.

 

 3.1 Понятие юридического  факта

Корни понятия «юридический факт» уходят в глубь истории юридической науки. Еще в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квази-деликт . Позже стали выделять пятое основание - одностороннюю сделку. Упоминаются также сроки, основания заключения брака, основания перехода вещей  по наследству и другие юридические факты. Это деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито в последующем буржуазном законодательстве.

Общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римские юристы не сформулировали. Создание этой категории связано с последующей переработкой, осмыслением и систематическим изложением римского права его позднейшими исследователями.

Первоначальное развитие теории юридических фактов было связано с гражданским правом (Г. Дернбург, Р. Зом, Г. Пухта, А. Тон, Е. Цительман, Л. Эннецкрус и др.). Теория юридических фактов привлекла внимание и русских юристов - Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и других . С позиции теории юридических фактов они рассматривали вопросы исковой давности, условий действительности сделки, основания представительства и др.

В российской научной литературе проблемы юридических фактов рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках по теории государства и права и по отраслевым наукам. Можно выделить две группы источников. Во-первых, работы общетеоретического характера. В них рассматриваются понятие и виды юридических фактов, анализируется их роль в правовом регулировании связь с правовыми отношениями. Вторая группа работ посвящена юридическим фактам в отраслях права.

Под юридическими фактами в науке и практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Понятие юридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явление действительности - событие или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определенные правовые последствия (юридический момент).

Сказанное позволяет очертить основные признаки этого понятия. Юридические факты есть обстоятельства:

Конкретные, индивидуальные. Юридические факты представляют собой явления действительности, существующие в определенной точке пространства и времени. Если речь идет о фактах-действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый определенный момент времени.

Несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридическими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридического значения.

Определенным образом выраженные (объективированные) вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому подобные явления. Вместе с тем законодательство может учитывать субъективную сторону поступков (вину, мотив, интерес, цель) как элементы сложного юридического факта.

Состоящие в наличии либо отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие отношений служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.).

Прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Вместе с тем, существует категория индивидуально определяемых фактов, которые лишь в общем виде (косвенно) предусмотрены в законодательстве.

Зафиксированные в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.).

Вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду, прежде всего, возникновение, изменение либо прекращение правового отношения. Но юридический факт может вызывать и иные правовые последствия, например, аннулировать ранее возникшие юридические факты.5

  3.2 Виды юридических фактов

  В основу традиционной классификации юридических фактов положены три взаимосвязанных признака.

  Первый - «волевой» критерий, согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия. Действия - факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими, т.е. поступки человека, акты государственных органов и т.д. События - такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Например, стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения, в результате которых гибнут люди, причиняется вред их имуществу, а стало быть, возникают соответствующие правоотношения, связанные с возмещением ущерба, наследованием, страховым вознаграждением и т.д. Сами по себе указанные явления ничего юридического не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого.

По второму признаку действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям юридических норм, в них выражается правомерное поведение. Неправомерные - противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства.

Информация о работе Правооотношения