Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа
Краткое описание
Правоотношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. "Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности" Тем самым с начала возникают общественные отношения, а затем как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Содержание
Введение ……………………..…………………………………………………………………3 1. Понятие и структура правоотношений………………...…….…….….………….…..5 1.1. Понятие правовых отношений……………………….…...…….………………..……5 1.2. Признаки правовых отношений…………………………….…..……...................….7 1.3. Структура правоотношений………………………………….…..…..……………......8 2. Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел…………………………………...……….…………………………..………16 2.1. Виды правоотношений…………………………………………………...…………..16 2.2. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел….......17 3. Понятие и виды юридических фактов………………………………….…………...21 3.1. Понятие юридического факта…………………...………………….………………..21 3.2. Виды юридических фактов……………………………………….………………….23 3.3. Функции юридических фактов……………………………………………………....27 3.4. Проблема юридических фактов в правоприменении………………………….…..28 3.5. Сложные юридические факты и фактический состав………………………….….33 4. Заключение…………………………………………………………………..………..38 5. Список литературы…………….……………………..………….....................….39
Относительными правовыми отношениями было
предложено считать такие отношения, в
которых управомоченному противостоит
конкретное обязанное лицо (обе стороны
в таких отношениях конкретно определены).
Общерегулятивные правоотношения - это отношения,
в которых носителями права и обязанностей
являются в принципе все. Такие отношения
выражают юридические связи более высокого
уровня между государством и гражданами,
а также последних между собой по поводу
гарантирования и осуществления основных
прав и свобод личности, а равно обязанностей.
Они возникают главным образом на основе
норм Конституции, других основополагающих
актов, и являются базовыми, исходными
для отраслевых правоотношений.
Классифицируя правоотношения по содержанию, можно выделить регулятивные (конкретные правоотношения,
отрегулированные, например, гражданско-правовым
договором) иохранительные (например, отношения уголовной
ответственности и наказания). Первые
возникают из правомерных действий субъектов,
вторые - из противоправных, связанных
с применением государственного принуждения.
По количеству участников правовые отношения делятся
на простые (двусторонний договор) и сложные (сбор подписей за назначение
референдума). По продолжительности правоотношения делятся на моментальные (мена) и длительные (аренда). По характеру обязанностей правоотношения подразделяются
на активные и пассивные. В активных обязанность
заключается в необходимости совершить
определенные действия в пользу управ
омочённого (обязанность оказать услугу
по договору), в пассивных, напротив, она
сводится к воздержанию от нежелательного
для контрагента поведения.
Виды правоотношений по субординации в правовом
регулировании:
материально-правовые — возникают на основе норм
материального права: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.
процессуально-правовые — возникают на основе норм
процессуального права и производны от
норм материального права — административно-процессуальные,
гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные
и др.
Процессуально-правовые отношения
в свою очередь делятся на процессуально-регулятивные (процесс заключения договора)
и процессуально-охранительные (уголовное производство) —
типичные правоотношения по реализации
юридической ответственности.
2.2 Правоотношения, возникающие
в деятельности органов внутренних
дел
Правоотношения органов внутренних
дел и их сотрудников возникают, как правило,
в области публичного права, то есть являются
субординационными отношениями (власть
- подчинение) - отношениями по вертикали.
Правоотношения органов внутренних
дел по сфере распространения можно классифицировать
на две категории:
внешние;
внутренние.
Внешние правоотношения — отношения
между органами внутренних дел и гражданами,
организациями, предприятиями, учреждениями,
возникающие в ходе обеспечения общественного
порядка и безопасности личности, общества,
государства.
Внутренние правоотношения
— отношения внутри системы органов внутренних
дел между:
а) службами и подразделениями
различных уровней;
б) между ними и вышестоящими
должностными лицами;
в) по линии «начальник - подчиненный»
в службе, подразделении.
Органы внутренних дел могут
вступать и в нетипичные для них правоотношения.
Они возникают между не соподчинёнными
органами и имеют, как правило, договорной
характер.
Нетипичные правоотношения органов внутренних дел, возникающие
в результате договора:
договоры на охрану объектов
подразделениями вневедомственной охраны МВД;
договоры на сопровождение;
договоры на организацию охраны
общественного порядка на коммерческой основе при
проведении массовых мероприятий;
договоры, связанные с реализацией
права осужденных на свободу вероисповедания
в местах исполнения наказания в виде
лишения свободы и др.
Виды правоотношений в деятельности
органов внутренних дел по отраслям права:
конституционно-правовые;
административно-правовые;
административно-процессуальные;
уголовно-правовые;
уголовно-процессуальные;
уголовно-исполнительные;
гражданско-правовые;
гражданско-процессуальные
и др.
Виды правоотношений в деятельности
органов внутренних дел по функциям
права: охранительные - основные;
регулятивные.
Субъекты правоотношений системы
органов МВД:
органы внутренних дел в целом;
органы милиции как составная
часть органов внутренних дел;
другие структурные подразделения
органов внутренних дел;
отдельные должностные лица
органов внутренних дел.
Компетенция органов внутренних
дел включает:
1. Полномочия (правообязанности):
а) обеспечение личной безопасности
граждан;
б) упреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) охрана общественного порядка
и обеспечение общественной безопасности,
оказание помощи гражданам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям, организациям
и общественным объединениям в осуществлении
их законных прав и интересов.
2. Предмет ведения - главное направление деятельности,
т.е. основное функциональное назначение
(например, у милиции это - охрана общественного
порядка).
3. Ответственность за
результаты своей работы. Деятельность органов внутренних
дел определяется законами и иными нормативно-правовыми
актами.
Объекты правоотношений системы
органов МВД - деятельность (поведение)
участников правоотношений:
1) административно-правовых
отношений - поведение гражданина и
конкретного сотрудника милиции;
2) уголовно-процессуальных
отношений - поведение участников уголовного
судопроизводства;
3) гражданско-правовых отношений,
ряда административно-правовых отношений
(организационно-имущественных) - поведение
участников этих отношений и имущество.
Юридические факты могут быть
классифицированы в зависимости от правоотношений,
в которые вступает сотрудник ОВД.
Общие правоотношения ОВД и
их сотрудников возникают, изменяются
и прекращаются на основе их компетенции,
которая определена нормативно-правовыми
актами (организация охраны общественного
порядка, охрана безопасности, борьба
с преступностью, организация работы личного
состава и др.).
Юридическими фактами в процессе
общих отношений являются:
1) заявления, сообщения, жалобы
граждан, организаций в связи с готовящимися
и совершенными правонарушениями, которые
органы внутренних дел и их сотрудники
обязаны разрешить и при наличии законных
оснований удовлетворить интересы заявителей;
2) обращения граждан к сотрудникам
при реализации ими своих прав или исполнении
обязанностей, например при получении
паспорта, разрешения на прописку, на выезд
в пограничную зону, на приобретение оружия;
3) выявление или установление
фактов правонарушений (преступлений,
проступков) и лиц, их совершивших;
4) договоры, которые заключают
органы внутренних дел.
3 Понятие и
виды юридических фактов.
3.1 Понятие юридического
факта
Корни понятия «юридический
факт» уходят в глубь истории юридической
науки. Еще в римском праве различалось
несколько оснований возникновения правоотношений.
В Институциях Гая, Юстиниана их четыре:
контракт, квази-контракт, деликт, квази-деликт .
Позже стали выделять пятое основание
- одностороннюю сделку. Упоминаются также
сроки, основания заключения брака, основания
перехода вещей по наследству и другие
юридические факты. Это деление было воспринято
Кодексом Наполеона и развито в последующем
буржуазном законодательстве.
Общее понятие юридического
факта, как и понятие правоотношения, римские
юристы не сформулировали. Создание этой
категории связано с последующей переработкой,
осмыслением и систематическим изложением
римского права его позднейшими исследователями.
Первоначальное развитие теории
юридических фактов было связано с гражданским
правом (Г. Дернбург, Р. Зом, Г. Пухта, А.
Тон, Е. Цительман, Л. Эннецкрус и др.). Теория
юридических фактов привлекла внимание
и русских юристов - Е.В. Васьковского,
Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского,
Г.Ф. Шершеневича и других . С позиции теории
юридических фактов они рассматривали
вопросы исковой давности, условий действительности
сделки, основания представительства
и др.
В российской научной литературе
проблемы юридических фактов рассматриваются
в монографиях, диссертациях, статьях,
учебниках по теории государства и права
и по отраслевым наукам. Можно выделить
две группы источников. Во-первых, работы
общетеоретического характера. В них рассматриваются
понятие и виды юридических фактов, анализируется
их роль в правовом регулировании связь
с правовыми отношениями. Вторая группа
работ посвящена юридическим фактам в
отраслях права.
Под юридическими фактами в
науке и практике понимаются конкретные
социальные обстоятельства (события, действия),
вызывающие в соответствии с нормами права
наступление определенных правовых последствий
- возникновение, изменение или прекращение
правовых отношений. Понятие юридического
факта объединяет два противоречивых,
но неразрывно связанных момента: это
явление действительности - событие или
действие (материальный момент), порождающее
в силу указания норм права определенные
правовые последствия (юридический момент).
Сказанное позволяет очертить
основные признаки этого понятия. Юридические
факты есть обстоятельства:
Конкретные, индивидуальные. Юридические
факты представляют собой явления действительности,
существующие в определенной точке пространства
и времени. Если речь идет о фактах-действиях,
то конкретность действий означает, что
они совершены определенными субъектами
и несут конкретное социальное и правовое
содержание. Конкретность юридических
фактов-событий выражается в том, что они
происходят в определенной местности
в некоторый определенный момент времени.
Несущие в себе информацию о
состоянии общественных отношений, входящих
в предмет правового регулирования. Юридическими
фактами выступают лишь такие обстоятельства,
которые затрагивают прямо или косвенно
права и интересы общества, государства,
социальных коллективов, личности. Бессодержательные
с социальной точки зрения события и действия
не могут иметь и юридического значения.
Определенным образом выраженные
(объективированные) вовне. Юридическими
фактами не могут быть абстрактные понятия,
мысли, события внутренней духовной жизни
человека и тому подобные явления. Вместе
с тем законодательство может учитывать
субъективную сторону поступков (вину,
мотив, интерес, цель) как элементы сложного
юридического факта.
Состоящие в наличии либо отсутствии
определенных явлений материального мира. Необходимо
учитывать, что юридическое значение могут
иметь не только позитивные (существующие)
явления, но и так называемые негативные
факты (отсутствие отношений служебной
подчиненности, родства, другого зарегистрированного
брака и т.п.).
Прямо или косвенно предусмотренные
нормами права. Многие юридические факты
исчерпывающе определены в норме права.
Вместе с тем, существует категория индивидуально
определяемых фактов, которые лишь в общем
виде (косвенно) предусмотрены в законодательстве.
Зафиксированные в установленной
законодательством процедурно-процессуальной
форме. Многие юридические факты имеют
правовое значение лишь в том случае, если
они надлежащим образом оформлены и удостоверены
(в виде документа, справки, журнальной
записи и т.д.).
Вызывающие предусмотренные
законом правовые последствия. Имеется
в виду, прежде всего, возникновение, изменение
либо прекращение правового отношения.
Но юридический факт может вызывать и
иные правовые последствия, например,
аннулировать ранее возникшие юридические
факты.5
3.2 Виды юридических фактов
В основу традиционной классификации
юридических фактов положены три взаимосвязанных
признака.
Первый - «волевой» критерий,
согласно которому все юридические факты
подразделяются на события и действия. Действия -
факты, которые зависят от воли людей,
поскольку совершаются ими, т.е. поступки
человека, акты государственных органов
и т.д. События - такие обстоятельства, которые
объективно не зависят от воли и сознания
людей. Например, стихийные бедствия -
пожары, наводнения, землетрясения, в результате
которых гибнут люди, причиняется вред
их имуществу, а стало быть, возникают
соответствующие правоотношения, связанные
с возмещением ущерба, наследованием,
страховым вознаграждением и т.д. Сами
по себе указанные явления ничего юридического
не содержат и автоматически никаких обязательств
не порождают, но служат поводами, причинами
для этого.
По второму признаку действия
подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные действия
соответствуют предписаниям юридических
норм, в них выражается правомерное поведение. Неправомерные -
противоречат правовым предписаниям,
причиняют вред интересам общества и государства.