Юридические условия - это
обстоятельства, имеющие юридическое
значение для наступления правовых последствий,
но связанные с ними не прямо, а через одно
или несколько промежуточных звеньев.
Например, для увольнения рабочего или
служащего необходимо, помимо прочего,
существование трудового правоотношения.
Если правоотношения нет, его нельзя и
прекратить. Но следует ли из этого, что
все правообразующие факты трудового
правоотношения входят в право прекращающий
фактический состав?
Думается, что нет. Право
прекращающий состав не может и не должен
вбирать в себя всю цепь предшествующих
правообразующих и право изменяющих юридических
фактов. Они примыкают к нему иначе - в
качестве юридических условий.
Это хорошо видно на следующем
примере. Право собственности на вещь
служит юридической предпосылкой для
распоряжения этой вещью - вступления
в правоотношения мены, дарения, купли-продажи
и т. д. Юридические основания приобретения
права собственности, как правило, не входят
в состав новой сделки, а примыкают к нему
в качестве юридического условия.
К числу юридических условий
следует отнести также гражданство, пол,
возраст, состояние здоровья, семейное
положение, образование, местожительство
и др. Не являясь элементами конкретных
фактических составов, эти юридически
значимые обстоятельства выступают юридическими
условиями для возникновения, изменения,
прекращения целых массивов правовых
связей. В литературе эти факты получили
обобщенное наименование элементов гражданского
состояния.
В отличие от юридических
фактов юридико-фактические условия создают
возможность возникновения правоотношений,
образуют правовую среду, в которой могут
возникать и развиваться разнообразные
правовые связи, конкретизация юридических
фактов.
В механизме правового регулирования
функции юридических фактов тесно переплетаются
с функциями актов индивидуального регулирования.
В механизме правового регулирования
индивидуальные правовые акты, как правило,
выступают элементами фактических составов.
Появление индивидуального
акта - необходимое условие для завершения
фактических составов трудовых, пенсионных,
жилищных и многих иных правовых отношений.
Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой
элемент фактического состава. Он как
бы «аккумулирует» юридическое содержание
фактического состава, подводит итог его
развитию. Не случайно в большинстве составов
индивидуальный акт предусмотрен в качестве
его завершающего элемента. Включение
индивидуального акта в фактический состав
призвано обеспечить контроль со стороны
государства за возникновением, изменением,
прекращением правовых отношений.
Но взаимоотношение юридических
фактов и актов индивидуального регулирования
имеет и другую сторону. В юридической
практике их нередко рассматривают как
различные, и даже противоположные части
фактического состава. Задачу юридических
фактов видят в том, чтобы ограничить акт
индивидуального регулирования, выступить
по отношению к нему в качестве своеобразного
«противовеса». Например, гражданам Российской
Федерации, признанным в установленном
порядке, нуждающимися в улучшении жилищных
условий, в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может
быть предоставлена безвозмездная субсидия
на строительство или приобретение жилья.
Предшествующие юридические факты («признание
в установленном порядке, нуждающимся
в улучшении жилищных условий») не только
создают предпосылку для принятия решения
о выдаче субсидии, но и устанавливают
для него известные рамки. В некоторых
ситуациях стороны вынуждены «дожидаться»
всех необходимых юридических фактов,
чтобы получить право на принятие желательного
для них юридического решения. В данном
случае, по нашему мнению, можно говорить
еще об одной дополнительной функции юридических
фактов: с их помощью ограничиваются пределы
свободного усмотрения при издании индивидуальных
правовых актов.
Данная сторона функционирования
юридических фактов иногда преувеличивается
- они рассматриваются исключительно как
средство ограничения полномочий государственных
органов и должностных лиц. Думается, это
- односторонний подход. Юридические факты
призваны не только «формализовать» деятельность
государственных органов и должностных
лиц, но и сигнализировать о возникновении
социально-юридических ситуаций, обеспечивать
своевременность и точность правовой
реакции.
Индивидуальное регулирование
приводит к тому, что в процесс правового
регулирования «подключаются» фактические
обстоятельства, которые не определены
с достаточной отчетливостью в нормах
права. Эту группу фактических обстоятельств
можно назвать индивидуально-определяемыми
(или относительно-определенными) фактами.
Индивидуально-определяемые факты имеют
юридическое значение для наступления
правовых последствий - возникновения,
изменения, прекращения прав и обязанностей
субъектов правовых отношений. Их особенность
заключается в том, что они требуют не
только установления, как любые юридические
факты, но еще и конкретизации со стороны
правоприменительного органа.
Заключение
Итак, основные положения
такой сложной и многогранной юридической
категории как правовые отношения. Конечно,
в рамках контрольной работы невозможно
охватить весь тот огромный массив информации,
имеющий отношение к данной теме. Мною
были изложены традиционные взгляды на
понятие и сущность правоотношения, даны
представления о его структуре и содержании,
а также рассмотрены основания возникновения,
изменения и прекращения правоотношений.
Хочется отметить, что, несмотря
на то, что термин «правоотношение»
появился уже около двух тысяч лет назад
в Древнем Риме, и сегодня ряд вопросов
в рамках теории правоотношения является
дискуссионными. Возможно, это связано
сложностью самого изучения и осмысления
этого понятия, а также с некоторым консерватизмом
методов, применяемых при его изучении.
Об этом говорит и Р.О. Халфина, пришедшая
к выводу, что «создание теории правоотношения
требует глубокого изучения этого сложнейшего
явления с более широких позиций, чем те,
которые традиционно приняты в правовой
науке»
В процессе изучения учебной
и научной юридической литературы я понял,
что практический смысл и научная ценность
изучения юридических фактов заключается
в том, что они связывают право с жизнью,
позволяют чутко реагировать на изменения
в общественных отношениях. Устанавливая
нормы права, законодатель должен «увидеть»
юридические факты, выделить их из массы
важных и второстепенных социальных обстоятельств
и правильно отразить в нормах действующего
законодательства. Неточное выделение
юридических фактов, неправильная
их правовая оценка ведут к тому, что одним
обстоятельствам не придается должного
значения, другие, напротив, приобретают
несвойственные им качества.
Завершая свою работу, считаю
нужным подчеркнуть актуальность и важность
рассмотрения данной темы для деятельности
будущих юристов независимо от той отрасли
права, в которой ему придется работать.
Ведь содержание правового отношения,
будь то гражданско-правовое, уголовно-правовое
или иное отношение, всегда построено
на наличии у его субъектов определенных
прав и обязанностей, соблюдение и защита
которых является основной целью в деятельности
юристов-практиков.
Список литературы.
- Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
// Российская газета. – №237 от 25.12.1993.
- Водный кодекс Российской Федерации
от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской
Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
- "Гражданский процессуальный кодекс Р.Ф." (гпк рф) от 14.11.2002 n 138-фз
- Алексеев В.Н. Государство и
право. – М., 1993.
- Венгеров А.Б. Теория государства
и права: Учебник для юридических вузов.
- 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.
Т.т. 3, 13, 18, 23.
- Матузов Н.И. Малько А.В. Теория
государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1999.
- Общая теория государства и
права. Академический курс в 2-х томах.
Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория
права. – М.: «Зерцало», 1998.
- Хропанюк В.Н. Теория государства
и права: Учебное пособие для высших учебных
заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.
— М.: Юрист, 2005. – 647 c.
- Хропанюк В.Н. Теория государства
и права: Хрестоматия. - М.: Инфра-М, 2006. –
490 с
1
Общая теория государства и права. Академический
курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало»,
1998. - С.279.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. С. 94.
3
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.13. С. 6.
4
Общая теория государства и права. Академический
курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало»,
1998. - С. 278.
5
Общая теория государства и права. Академический
курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
Том 2. Теория права. - М.: Издательство «Зерцало»,
1998. - С. 282.
Новосибирск 2014г.