Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:07, курсовая работа
Краткое описание
Правоотношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. "Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности" Тем самым с начала возникают общественные отношения, а затем как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Содержание
Введение ……………………..…………………………………………………………………3 1. Понятие и структура правоотношений………………...…….…….….………….…..5 1.1. Понятие правовых отношений……………………….…...…….………………..……5 1.2. Признаки правовых отношений…………………………….…..……...................….7 1.3. Структура правоотношений………………………………….…..…..……………......8 2. Виды правоотношений. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел…………………………………...……….…………………………..………16 2.1. Виды правоотношений…………………………………………………...…………..16 2.2. Правоотношения, возникающие в деятельности органов внутренних дел….......17 3. Понятие и виды юридических фактов………………………………….…………...21 3.1. Понятие юридического факта…………………...………………….………………..21 3.2. Виды юридических фактов……………………………………….………………….23 3.3. Функции юридических фактов……………………………………………………....27 3.4. Проблема юридических фактов в правоприменении………………………….…..28 3.5. Сложные юридические факты и фактический состав………………………….….33 4. Заключение…………………………………………………………………..………..38 5. Список литературы…………….……………………..………….....................….39
Завершающим этапом процесса
доказывания юридических фактов является
их оценка. Оценочность - неотъемлемый
элемент целесообразной сознательной
деятельности. Она пронизывает весь ход
процессуального познания, начиная с самых
первых его этапов: оцениваются различные
версии, относимость и допустимость отдельных
фактов, их достоверность и т. п. Наибольшую
трудность, как свидетельствует практика,
представляет оценка достаточности собранных
по делу доказательств.
С точки зрения теории информации,
правоприменительная деятельность - это
процесс преобразования информации о
фактических обстоятельствах дела в информацию
о принятом решении.
Ключевым моментом этого
преобразования являются юридическая
оценка фактических обстоятельств, их
квалификация. Содержанием юридической
квалификации является сопоставление
информации о фактических обстоятельствах
с их юридической моделью, закрепленной
в юридической норме. Именно в результате
квалификации фактическое обстоятельство
признается юридическим фактом, официально
приобретает качество юридического факта
или состава. Ошибка в квалификации означает
приписывание фактам несвойственного
им юридического значения либо игнорирование
фактов, имеющих юридическое значение.
И первое, и второе влечет принятие необоснованного,
незаконного решения.
Фактическая основа правоприменительного
акта иногда включает не только факты,
установленные в определенном законом
порядке, но и некоторые другие обстоятельства.
Имеются в виду факты, признанные судом
общеизвестными, имеющие преюдициальное
значение, презумпции и фикции. Эти факты
не нуждаются в доказывании, они входят
в состав юридических (или доказательственных)
фактов в «готовом» виде. Устранение из
процесса этих фактических обстоятельств
сделало бы процессуальную деятельность
неоправданно формальной и казуистической,
существенно отяжелило бы весь юридический
процесс.
Изложенное выше, хотя по
необходимости весьма схематическое описание
процесса установления юридических фактов,
позволяет сделать следующие выводы:
нельзя ни отождествлять юридические
факты, доказательственные факты, доказательства,
ни разрывать их. Это неразрывно связанные,
но не тождественные элементы процесса
правового познания;
установление юридических фактов
представляет собой информационный процесс,
содержание которого заключается в преобразовании
информации о фактах: из разрозненной
- в систематизированную, вероятного знания
- в достоверное;
установление всех необходимых
обстоятельств позволяет дать им юридическую
оценку (квалифицировать) - признать или
не признать за ними качество юридического
факта (юридического состава).
Любой юридический факт
представляет собой единство содержания
и формы - внешнего выражения этого содержания.
Юридические факты по своей природе таковы,
что они, как правило, не могут существовать
в неоформленном виде. Социальное обстоятельство
лишь тогда порождает правовые последствия,
когда оно определенным образом зафиксировано
и установлено законными средствами в
правоприменительном процессе. Такие
социальные обстоятельства как трудовой
стаж, образование, нуждаемость в жилье
и т. п. вообще не могут войти в правовое
регулирование без их регистрации, законного
процедурно-процессуального оформления.
Сказанное позволяет понять значение
фиксации и удостоверения юридических
фактов для их функционирования в механизме
правового регулирования.
Система фиксации и удостоверения
юридических фактов изучается под своим
углом зрения отраслевыми юридическими
науками, например, в области пенсионного
законодательства. В систему органов,
фиксирующих юридические факты в области
пенсионного обеспечения, включаются
органы записи актов гражданского состояния,
органы социального страхования, военные
комиссариаты, архивы, отделы кадров предприятий,
домоуправления и др. Участники данных
процедурно-процессуальных отношений
подразделяются на первичные (фиксируют
первоначальные факты) и вторичные (на
основании фактических данных принимают
решения о назначении пенсии или предоставлении
иного блага).
В общетеоретическом плане
вопрос о системе фиксации и удостоверения
юридических фактов разработан недостаточно.
Между тем, это один из важных вопросов
общей теории юридических фактов. Взятая
в общем виде данная система включает
в себя, во-первых, органы, организации
и должностных лиц, уполномоченных фиксировать
те или иные фактические обстоятельства;
во-вторых, установленные законом средства
фиксации и стандартные процедуры работы
с ними (издание приказов, оформляющих
те или иные факты, внесение записей в
личные дела, в трудовые книжки, регистрация
тех или иных фактов записями в журналах,
составление актов и т. п.); в-третьих, действия
по выдаче информации о юридических фактах
(свидетельств, копий, выписок, справок
и др.).
В факто фиксирующей системе
необходимо различать деятельность общего
и деятельность специального назначения.
Общая факто фиксирующая деятельность
связана с регистрацией различных фактических
обстоятельств независимо от их использования
в конкретных правоотношениях (фиксация
стажа работы, возраста, местожительства,
семейного положения, полученных дипломов,
регистрация вновь образуемых предприятий,
регистрация недвижимости и т. п.). Результаты
этой факто фиксирующей деятельности
могут использоваться для возникновения,
изменения, прекращения самых различных
правовых отношений. Специальная фактоустановительная
деятельность ведется компетентным государственным
органом по конкретному юридическому
делу (гражданскому, пенсионному, уголовному)
и осуществляется в пределах, необходимых
для разрешения именно данного дела. Результаты
специальной фактоустановительной деятельности,
выраженные в правоприменительном акте
(решении, приговоре суда), приобретают
общее юридическое значение, могут использоваться
для разрешения иных юридических дел.
Фиксация и удостоверение
фактов - близкие, сопряженные, но все же
не совпадающие виды деятельности. Фиксация
представляет собой регистрационную деятельность,
документальное закрепление фактических
обстоятельств. Удостоверение состоит
в подтверждении истинности фактов их
существования. Фиксация и удостоверение
факта нередко сливаются в едином акте
(например, регистрация брака, нотариальное
удостоверение сделки), но они могут существовать
и порознь (например, удостоверение подлинности
документа, аутентичности копии).
Реальные системы фиксации
и удостоверения юридических фактов существенно
различаются в зависимости от характера
юридического факта, его социальной значимости,
области правовых отношений, с которыми
связан данный факт. Они включают несколько
подсистем, отличающихся далеко неодинаковым
уровнем развитости, нормативной урегулированной,
юридической культуры. Следствием этого
является разный уровень «юридической
надежности» фиксируемых и удостоверяемых
ими фактов. Различия отчасти обусловлены
характером самих фактических обстоятельств,
не совпадающим их значениям в регулировании
общественных отношений. Но очевидно и
то, что сама факто фиксирующая деятельность
не всегда отвечает необходимым требованиям,
особенно, когда она сочетается с управленческой,
производственной деятельностью.
Установлено, например,
что предприятия, учреждения и организации
обязаны свидетельствовать копии документов,
представляемых гражданами в эти предприятия,
учреждения, организации, если законодательством
не предусмотрено свидетельствование
копий таких документов в нотариальном
порядке. Следовательно, на субъекта, предоставляющего
права или освобождающего от обязанностей,
возлагается полная ответственность за
свидетельствование всех необходимых
для этого фактов.
Система фиксации и удостоверения
юридических фактов нуждается в дальнейшем
совершенствовании. В литературе неоднократно
указывалось на отсутствие единой общегосударственной
системы регистрации предприятий, а также
общегосударственной системы регистрации
недвижимости. Очевидно, что отсутствие
подобных общегосударственных регистрационных
систем крайне отрицательно влияет на
становление рыночной экономики, выступает
одним из факторов ее криминализации.
Организации, для которых
фиксация и оформление юридических фактов
не является основным видом деятельности,
не всегда уделяют, достаточное внимание
этому участку работы. Важные фактические
обстоятельства закрепляются небрежно,
с большим опозданием, что существенно
осложняет защиту законных прав и интересов
граждан. Должностные лица и работники,
выполняющие факто фиксирующие функции,
практически не несут за свои действия
ответственности, ибо их ошибки и упущения
выявляются зачастую через много лет,
когда возможность привлечения к ответственности
уже утрачена.
Нередко сами граждане,
предприниматели, вступая в те или иные
правоотношения, пренебрегают их юридическим
оформлением. Правовая связь складывается
на ненадежной, по существу дефектной
фактической основе. Такого рода правоотношения
– один из источников сложных «казусных»
ситуаций, возникающих в правоприменительной
практике.
Небрежное отношение к оформлению
документов служит благодатной почвой
для проходимцев, создающих финансовые
«пирамиды», домогающихся выплат им различного
рода «пособий» и «компенсаций». В правовой
пропаганде необходимо настойчиво проводить
мысль, что своевременное и правильное
оформление юридически значимых обстоятельств,
правоотношений, сделок - не формализм,
а необходимый элемент юридической культуры,
предпосылка формирования правового государства
и цивилизованной рыночной экономики
.
3.5 Сложные юридические факты
и фактический состав
Отражение в праве общественных
отношений - далеко не простой процесс.
Конкретная социальная ситуация представляет
собой подчас переплетение элементов
объективного и субъективного, закономерного
и случайного. Поэтому в качестве юридических
фактов выступают не только простые фрагменты
социальной действительности, но и довольно
сложные ее «срезы». В результате в правовом
регулировании появляются сложные юридические
факты - такие фактические обстоятельства,
которые складываются из нескольких юридически
значимых сторон.
Например, факт дееспособности
(недееспособности) гражданина включает
в себя как субъективный элемент - «способность
гражданина своими действиями приобретать
и осуществлять гражданские права, создавать
для себя гражданские обязанности и исполнять
их», так и объективный элемент - возраст.
Типичный пример сложных по составу юридических
фактов - факты-правонарушения, которые
складываются, как правило, из нескольких
элементов как субъективного, так и объективного
характера.
Приведенные примеры свидетельствуют
о том, что «волевой критерий», согласно
которому все юридические факты подразделяются
на события и действия, нельзя абсолютизировать.
В качестве юридических фактов могут выступать
не только «чистые» события и действия,
но и фактические обстоятельства, охватывающие
своим содержанием и то, и другое - сложные
юридические факты.
Закрепление сложных юридических
фактов в принципе положительное явление
в законодательстве. Сложные юридические
факты (например, местожительство, безвестное
отсутствие, недееспособность и др.) помогают
охватить многосторонние социальные ситуации,
способствуют повышению системности в
правовом регулировании. В некоторых отраслях
(трудовом, семейном, уголовном праве и
др.) использование сложных юридических
фактов объективно необходимо и неизбежно.
Вместе с тем можно привести немало примеров
(в лесном, водном законодательстве), когда
сложные юридические факты порождены
недостаточной дифференцированностью
правового регулирования. Так, ст. 1 Водного
кодекса Российской Федерации определяет
загрязнение водных объектов как «сброс
или поступление иным способом в водные
объекты, а также образование в них вредных
веществ, которые ухудшают качество поверхностных
и подземных вод, ограничивают использование
либо негативно влияют на состояние дна
и берегов водных объектов».
Таким образом, под «загрязнением»
закон понимает как умышленные действия
(«сброс»), так и неумышленные («поступление
иным способом»), а также события, возникшие
случайно, хотя и в связи с его деятельностью
человека, но без его прямого умысла («образование
вредных веществ»). На наш взгляд, в данном
случае закон отражает социально-правовую
ситуацию чересчур «укрупненно». Данный
юридический факт мог бы быть заменен
несколькими более конкретными юридическими
фактами, позволяющими дифференцировать
различные случаи «загрязнения».
Базируясь на достигнутом
уровне интеграции и дифференциации правового
регулирования, компетентный правотворческий
орган должен в каждом конкретном случае
нащупать меру сложности юридических
фактов, выбрать оптимальную форму их
закрепления в законодательстве.
Сложные юридические факты
не следует смешивать с фактическими составами.
Фактический состав представляет собой
совокупность (точнее систему) юридических
фактов, необходимых для наступления правовых
последствий - возникновения, изменения,
прекращения правоотношения.
Например, для призыва гражданина
на действительную военную службу необходимо
наличие российского гражданства, достижение
установленного в законе возраста, наличие
необходимого состояния здоровья, отсутствие
установленного законом права на отсрочку.
Совокупность указанных фактических обстоятельств
(плюс сам акт призыва) порождают для гражданина
комплекс прав и обязанностей, связанных
с прохождением действительной военной
службы.
От сложного юридического
факта фактический состав отличается
тем, что состоит из разнородных юридических
фактов. В ряде случаев для юридической
полноценности фактического состава необходимо
не только наличие всех элементов - юридических
фактов, но и строгое соблюдение порядка
их «накопления» в фактическом составе.
Например, для признания
предпринимателя банкротом факт неспособности
удовлетворить законные требования кредиторов
должен наступить до того, как эти требования
будут заявлены в суде, в противном случае
признание предпринимателя банкротом
невозможно.
Способ связи элементов
определяет функционирование фактического
состава как сложной системы. В некоторых
случаях процесс развития фактического
состава сопровождается весьма сложным
взаимодействием материальных и юридических
отношений.
Юридическая связь побуждает
к развитию фактическую основу состава,
а накопление очередного факта влечет
дальнейшее развертывание юридических
связей.
Фактические обстоятельства,
связанные с возникновением, изменением,
прекращением правоотношения не исчерпываются
юридическими фактами. При внимательном
рассмотрении выясняется, что они включают
более широкий круг фактов, имеющих юридическое
значение - юридические условия.