Право: основные признаки (свойства), сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..….……3
Теории происхождения права. Источники права
Теории происхождения права………………………………………6
Источники права…..……………………………………………….15
Понятие и сущность права………………….……………………………....18
Понятие права в объективном и субъективном смысле………...19
Право как регулятор общественных отношений………………...21
Сущность права……………………………………………………22
Принципы, признаки, функции права
Признаки права…………………………………………………….24
Принципы права……………………………………………………26
Функции права……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список…..…………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.ТГП.Б.У..docx

— 77.03 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра  Теории и истории государства  и права

Курсовая РАБОТА

  по дисциплине: «Теория государства и права»

Тема:  «Право: основные признаки (свойства), сущность»

 

 

     Студент: 1 курса,  очной формы обучения,

                                                        Специальность «Юриспруденция»

                                                 номер студенческого билета: № Ю3б12-155

                                    

                                              Бирюлева Ульяна Алексеевна

                                                                                         

Проверил: старший преподаватель  кафедры ТиИГиП

Куприянова Елена  Александровна

 

 

                                                         Мурманск

2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..….……3

  1. Теории происхождения права. Источники права
    1. Теории происхождения права………………………………………6
    2. Источники права…..……………………………………………….15
  2. Понятие и сущность права………………….……………………………....18
    1. Понятие права в объективном и субъективном смысле………...19
    2. Право как регулятор общественных отношений………………...21
    3. Сущность права……………………………………………………22
  3. Принципы, признаки, функции права
    1. Признаки права…………………………………………………….24
    2. Принципы права……………………………………………………26
    3. Функции права……………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список…..…………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский.

Первые идеи о государстве  и праве были выдвинуты ещё  в эпоху рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и  Аристотеля.

В учении Платона об идеальном  государстве и праве лежит  принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его  необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте  право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает  справедливость, право и закон  как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право  как Божественный разум, он считал, что право и закон – это  не одно и то же, законы должны соответствовать  праву.

Аристотель в своём  учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право  имеет одинаковое значение, не зависит  от признания или не признания  людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права  к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю, означает его правильность. Закон  должен быть нейтральным, что означает его возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить  в рамках справедливости.

Вообще, человек имеет  право на жизнь и право на свободу  личности. В философии  не было сформулировано точное определение индивида; там  была только правовая субстанция, которую сформулировал Гегель, и поэтому невозможно точно утверждать, что право является истинно философским понятием и произошло из философии. Право, как утверждают римские юристы и философы, принадлежит к числу наиболее важных общественных явлений. Отсюда можно сделать вывод, что право тесно связано с идеологией и социологией, иначе говоря, право тесно связано с обществом. Оно регулирует отношения в обществе, называемые правоотношениями, конкретно этот вопрос мы рассмотрим немного позже.

Тема «права» актуальна  в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое  мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми  членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с  преступлениями и правонарушениями.

Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой культуры и политико-правового сознания.

Существует несколько  подходов к изучению предмета права:

  • государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так, государство должно открывать право действительности;
  • либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества, результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совершению некоторых действий.

Методы науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права используют общенаучные и частнонаучные методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономерности государства и права в целом. На основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и права в целом.

Существует несколько подходов к пониманию методологии права:

  • Изучение методов исследования
  • Совокупность методов применяемых в действительности
  • Методология – как средство получения нового знания

Объект права – это  реализация права. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием  правовой нормы, выделяют четыре формы  реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное вступать в юридические правоотношения.

ГЛАВА 1. Теории происхождения  права. Источники права

    1. . Основные теории происхождения права

Теологическая теория происхождения права. Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.

Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого  общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит  в воздаянии каждому ему принадлежащего.1

В эпоху капитализма теологические  теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак  Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный  от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом - Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного  разума в общественном порядке.

Теологическая теория - это ответ  на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые  жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение  божественной воли) и справедливость. 2

 Вместе с этим имеются  большие трудности в том понимании  права, которое предлагает божественная  теория. Во-первых, эта теория требует  веры в какое-либо божественное  начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому  она ограничивает рациональное  исследование вопроса о происхождении  права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой  концепции Бога. Например, семитская  религия иудаизма, ислам и христианство  рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского  пола.

Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем  этапе общественного развития вряд ли она приемлема.

Примирительная теория происхождения права. Самая популярная теория на Западе. Её поддерживает английский ученый Г.Берман и шведский ученый Э.Аннерс. Пристрастие к этой теории вполне объяснимо: западные страны развивались эволюционным путём, причем социальные институты там создавались «снизу», т.е. по мере выявления потребности люди начали думать, как дать достойный ответ на вызов объективной реальности. Создание права - один из таких ответов.

Согласно данной теории, право начало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый  представитель рода. Каждый отдельный  индивид рода ещё не представлял  собой субъекта. Ведь род обеспечивал  ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого  его члена и поэтому в интересах  любого индивида было не противопоставлять  себя роду. Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя  являлось, прежде всего, единицей военной. Его сила в то далёкое время  определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно  терять людей в результате внутренних конфликтов.

Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с  помощью народного собрания, затем  совета старейшин, возникло, как считают  приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного  характера постепенно перерос в  правила, правовые нормы, в соответствии с которыми всё больше увеличивалась  сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и.т.д. Со временем правила  примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она  продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а  затем начала оформляться в форме  законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных  органов.

Данная теория основана на многочисленных исторических фактах, и в этом, несомненно, её плюс. Ведь конфликты действительно  сопровождали и сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а  правилом. Как только у какой-либо социальной структуры появляются особенные  интересы, возникает необходимость  их отстаивать, а это проходит весьма не гладко.

Теория естественного  происхождения права. Данная теория возникла давно, ещё до нашей эры. Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «Правда» есть результат соглашения людей, их договорённости придерживаться в своих взаимоотношениях определённых правил, чтобы обеспечивать безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Информация о работе Право: основные признаки (свойства), сущность