Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:08, курсовая работа
В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.
Введение…………………………………………………………………..….……3
Теории происхождения права. Источники права
Теории происхождения права………………………………………6
Источники права…..……………………………………………….15
Понятие и сущность права………………….……………………………....18
Понятие права в объективном и субъективном смысле………...19
Право как регулятор общественных отношений………………...21
Сущность права……………………………………………………22
Принципы, признаки, функции права
Признаки права…………………………………………………….24
Принципы права……………………………………………………26
Функции права……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список…..…………………………………………………38
Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется, каким органом издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.
Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений
Среди теоретиков права никогда не было раньше, и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются и многие другие
исторические факты, касающиеся происхождения
права. Однако этого нельзя сказать
обо всех тех случаях, когда речь
идет о причинах, условиях, природе
и характере происхождения
В мире всегда существовало и существует
множество различных теорий, объясняющих
процесс возникновения и
ГЛАВА 2. Понятие и сущность права.
Право, как и
государство, принадлежит к
числу наиболее сложных
общественных явлений. В повседневной
жизни люди понимают под
правом общеобязательные правила
поведения, установленные и
санкционированные
Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.
Право имеет закономерные
связи с такими институтами,
как гуманизм, права человека,
социальная справедливость, которые
выступают объектами научных
Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.
Право – это обусловленная
природой человека и общества
и выражающая свободу личности
система регулирования
2.1. Понятие права в объективном и субъективном смысле.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»7 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.
Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств»8. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.
2.2. Право как регулятор общественных отношений.
Право – особый, официальный,
государственный регулятор
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»9. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п.
Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.
2.3. Сущность права.
Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.
Право имеет обще-социальную
сущность, служит интересам всех
без исключения людей,
обеспечивает организованность,
упорядоченность, стабильность
и развитие социальных связей.
Когда люди вступают в
отношения между собой
как субъекты права, это
значит, что за ними стоит
авторитет общества и
Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ ПРАВА
Наличие множества определений права следует рассматривать само по себе как явление положительное, т. к. оно позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть право не только в статике, но и в динамике.
Однако в таком множестве есть и свои недостатки. Главный из них заключается в трудностях, порождаемых различиями, отсутствием единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования.
Существует
несколько путей преодоления
негативных сторон множественности
определений понятия права. Один
из таких путей заключается в
том, чтобы на основе сформулированных
в разное время частных определений
выработать пригодное “на все
времена” и “на все случаи жизни”
общее определение понятия
Анализируя многочисленные представления о праве, можно указать на следующие его важнейшие признаки права.
Нормативность – право это совокупность норм, моделей поведения в типичных ситуациях.
Волевой характер – а) право всегда выражает волю (направленную на удовлетворение определенных интересов) классов, наций, социальных групп и т.д.; б) право обращено к воле и сознанию адресата, лишь в этом случае оно оказывает прямое регулирующее воздействие.
Информация о работе Право: основные признаки (свойства), сущность