Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:02, курсовая работа
Тема Права, Религии и Морали сейчас особенно актуальна и естественно с данной темой мы встречаемся ежедневно. Общество постоянно переоценивает ценности и на замену старым ценностям приходят новые, но понятие Морали и Религии в любом обществе остаются неизменимы.
Проблема Права, Религии и Морали сейчас особенно актуальна, в нашем обществе происходит определённая переоценка ценностей и вместо прежней системы социалистических ценностей утверждается новая система.
Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Религия…………………………………………………………………………………….…4-15
Определение религии и её роль……………………………………..4-5
Функции религии……………………………………………………….……..6
Религия и право………………………………………………………….…….6-10
1.3.1 Конфессиональное право……………………………………………..…10-12
1.3.2 Религиозность и духовность………………………………………..…..12-15
Мораль………………………………………………………………………………..………15-16
Определение морали и её роль………………………………….…….16-17
Функции морали………………………………………………………………..17-18
Мораль и право………………………………………………………………….18-19
3. Религия и мораль………………………………………………………………..…….18-20
4. Нормы морали, нормы религии и нормы права……………………. 20-24
Заключение………………………………………………………………………………………24-25
Список использованной литературы…………
Федеральное агентство по образованию
Уральский гуманитарный институт
Юридический факультет
Курсовая работа
по теории государства и права
на тему: Право, религия и мораль в истории права.
Выполнил:
студент I курса гр. Ю-161 впз
Садритдинов
Денис Фарисович
Научный руководитель:
Слукин С.В.
План
Введение…………………………………………………………
1.3.1 Конфессиональное право……………………………………………..…10-12
1.3.2 Религиозность и духовность…………
3. Религия и мораль……………………………………
4. Нормы морали, нормы религии и нормы права……………………. 20-24
Заключение……………………………………………………
Список использованной
Введение
Тема Права, Религии и Морали сейчас особенно актуальна и естественно с данной темой мы встречаемся ежедневно. Общество постоянно переоценивает ценности и на замену старым ценностям приходят новые, но понятие Морали и Религии в любом обществе остаются неизменимы.
Проблема Права, Религии и Морали
сейчас особенно актуальна, в нашем обществе
происходит определённая переоценка ценностей
и вместо прежней системы социалистических
ценностей утверждается новая система.
Наряду с ростом внимания части населения
к морали и религии, происходит рост преступности,
нигилизма. В обществе получают распространения
различного рода учения, отстаивающие
культ силы, антиценности "сверхчеловека",
мистику и аморализм. Поэтому очень важно
иметь фундаментальные научные знания
о морали и религии. И это особенно существенно
для молодёжи, не имеющей должного жизненного
опыта и нужных знаний, чтобы правильно
оценить поступающую информацию.
Проблема соотношений религии и морали
является одной из самых сложных философских
проблем.
Характерная для нашего времени, как
и для любого кризисного периода истории,
реанимация религии и потеря моральных
ориентиров делает вопрос соотношения
морали и религии более чем актуальным.
В этой связи интересно обращение к истории
философии - к наследию тех мыслителей,
которых так же, как сейчас - нас, волновал
этот вопрос.
Мораль и религия тесно связаны с правом, так как право строилось на основах религии и морали. Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности. И люди пытаются сделать выводы на основе морали и религии. Поэтому очень важно иметь фундаментальные знания о морали. В основном это существенно для молодого поколения, которое не имеет жизненного опыта и существенных знаний.
О взаимовлиянии религии, морали и права написано довольно много различных работ, и может показаться излишней еще одна попытка проанализировать эти проблемы. Кроме того, содержание религии, морали и права постоянно изменяются, корректируются человеком в ходе его жизнедеятельности.
Полагаю необходимым подчеркнуть, что взаимоотношения между религией, моралью и правом представляют один из важных вопросов теоретического анализа, но главное - социального бытия. Эти формы общественного сознания являются эффективными, дополняющими друг друга регуляторами поведения человека, различных сообществ людей. И, конечно же, без научного анализа характера их взаимодействия довольно сложно, на наш взгляд, понять историю и культуру народа, всесторонне осмыслить современного человека, уровень его правосознания, поступки и действия.
Религия, мораль и право как компоненты культуры являются символами духовного поиска, служения добру. Общепризнано, что моральные нормы являются существенной частью любой религии. Они зафиксированы в священных книгах всех мировых религий, являются добротной основой для законодательства многих стран.
Объектом исследования в данной работе являются общественные взаимоотношения в сфере религии, а предметом степень воздействия права, религии и морали на общество в разные исторические периоды.
Религия — первоначальная, синкретическая форма культуры, свойственная детству человечества. Начиная с античной эпохи, она постепенно теряла монополию на истину, красоту, добро, мудрость. На смену религии пришли специализированные формы культуры — наука, искусство, философия… Сейчас религия в значительной мере утратила свои позиции в обществе, несмотря на отдельные всплески интереса к ней. Ведь человечество волей-неволей взрослеет, мудреет.
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание , повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление.
Существует три вида религии – это буддизм, христианство и ислам.
В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлечённым и мир.
Ислам содержит идею о Страшном суде, рае и аде, представление об Аллахе и его пророках, последним из которых считается Мухаммед, мусульманское понимание социальных и нравственных проблем.
Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, по отношению к которому все существа и предтечи являются его творениями, все создано богом из ничего.
Изучением религии с исторических времен по наши дни занимается наука – религиоведение . Религиоведы выступают перед людьми с разными, порой противоположными мировоззренческими взглядами, но они не имеют права осуждать какую-либо религию как ложную и, соответственно, одобрять какую-либо религию как истинную. Выбор религии – это личное дело человека и никто не в праве решать за него.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
1.2 Функции религии:
1.2.1 Религия формирует
у человека систему принципов,
взглядов, идеалов и убеждений, объясняет
человеку устройство мира, определяет
его место в этом мире, указывает
ему, в чем состоит смысл жизни.
1.2.2. Религия дает людям утешение, надежду,
духовное удовлетворение, опору.
1.2.3. Человек, имея перед собой некий религиозный
идеал, внутренне меняется и становится
способен нести идеи своей религии, утверждать
добро и справедливость (так, как понимает
их данное учение), смиряясь с лишениями,
не обращая внимания на тех, кто осмеивает,
или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало
можно утверждать лишь в том случае, если
ведущие человека по этому пути религиозные
авторитеты сами чисты душой, нравственны
и стремятся к идеалу.)
1.2.4. Религия управляет поведением человека
через свою систему ценностей, моральных
установок и запретов. Она может существенно
влиять на большие сообщества и целые
государства, живущие по законам данной
религии. Конечно, не стоит идеализировать
положение: принадлежность к самой строгой
религиозно-нравственной системе не всегда
удерживает человека от совершения неблаговидных
действий, а общество от безнравственности
и преступности.
1.2.5. Религия способствует объединению
людей, помогает складыванию наций, образованию
и укреплению государств. Но тот же самый
религиозный фактор может приводить к
разделению, распаду государств и обществ,
когда большие массы людей начинают противостоять
друг другу по религиозному принципу.
1.2.6. Религия является вдохновляющим и
сохраняющим фактором духовной жизни
общества. Она сберегает общественное
культурное наследие, подчас буквально
преграждая дорогу всякого рода вандалам.
Религия, составляя основу и стержень
культуры, предохраняет человека и человечество
от распада, деградации и даже, возможно,
от нравственной и физической гибели -
то есть всех угроз, которые может нести
с собой цивилизация.
Таким образом, религия играет культурную
и социальную роль.
1.2.7. Религия способствует упрочению и
закреплению определенных общественных
порядков, традиций и законов жизни. Так
как религия более консервативна, чем
любой другой общественный институт, она
в большинстве случаев стремится к сохранению
устоев, к стабильности и покою.
С момента появления мировых религий,
будь то христианство, буддизм или ислам,
прошло достаточно много времени - изменился
человек, устои государств, изменился
сам менталитет человечества, и мировые
религии перестали отвечать требованиям
нового общества. И уже давно появились
тенденции возникновения новой мировой
религии, которая будет отвечать потребностям
нового человека и станет новой глобальной
религией для всего человечества.
1.3 Религия и право.
Религия имеет самые прямые связи с политикой и правом. Ей всегда принадлежала существенная роль в жизни общества. Тесная связь права и религии характерна практически для всех правовых систем народов мира. По сути дела нет ни одной системы древнего писаного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил. Например, в законодательном акте рабовладельческой эпохи — Законах XII таблиц есть немало элементов, которые могут быть отнесены к религиозному ритуалу. Особенно же сильное влияние религии носило законодательство древних восточных государств: Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммурапи и др. В теократических государствах Древнего Востока религия, политика и право были связаны воедино.
В новое время влияние религии падает, и, тем не менее, она остается важным инструментом внешней политики государств. Религия и религиозные государства оказывают существенное влияние на международные отношения и право и в наше время. Более 40 конституций государств мира закрепляют привилегированное положение определенной религии. Первое место как государственная религия занимает ислам, который представляет собой основу мусульманского права. Исходя из этого, была сконструирована концепция особого «мусульманского права». Например, такие страны как Таджикистан, Иран, Ирак, Кувейт, Турция, Египет, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия основаны на мусульманском праве.
Хотя религия возникает
позднее первичных форм
Признание религии в качестве источника права характерно для многих философов, социологов, правоведов. Так же история предоставляет множество свидетельств непосредственного или опосредованного происхождения права из религии. Все известные системы древнего писаного права включают религиозные предписания. Идея справедливости связывалась с конкретными богами политеизма и является одной из характеристик Бога в христианстве и исламе. Обособление правовых и религиозных норм в Древнем Риме, выразившееся в различении «искупления» и «греха», снимается в средневековом каноническом праве, где власть церкви в лице пап выше государственной, она пронизывает нравственно-правовые отношения.