Оглавление
Введение
Глава 1. Правовые основы взаимодействия
органов государственной власти
и местного самоуправления в решении
вопросов дорожного строительства
1.1 Полномочия федеральных органов
исполнительной власти в сфере
дорожного строительства
1.2 Полномочия органов власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
в сфере дорожного строительства
Глава 2. Практика взаимодействия органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в сфере
дорожного строительства на примере
Челябинской области. Пути совершенствования
механизмов взаимодействия
2.1 Система управления дорожным
хозяйством в Челябинской области
2.2 Предложения по усовершенствованию
механизмов государственного и
муниципального управления дорожным
хозяйством
Заключение
Список использованных источников
и литературы
Введение
Отрасль дорожного хозяйства обладает
такими специфическими особенностями,
которые обусловливают существенно
более высокую роль, и особенный
характер государственного регулирования,
и особенно финансирования, чем «обычные»
отрасли экономики, например, промышленность.
Если отсутствует концепция государственной
политики в отрасли, опирающаяся
на всесторонний учет таких отраслевых
особенностей, регулирование и финансирование
отрасли не может быть достаточно
эффективным.
Существенным общим пробелом регулирования
дорожного хозяйства в Российской
Федерации на уровне, как федерации,
так и регионов является то, что
в нормативных актах и программных
документах экономической политики
не определены интегральные принципы,
критерии и пределы вмешательства
в дела отрасли. Вследствие этого
управление и финансирование дорожного
хозяйства осуществляется во многом
стихийно, без учета всех особенностей
отрасли и возможностей повышения
эффективности ее работы. Этим обусловлена
актуальность данной проблемы – взаимодействия
органов местного самоуправления с
органами государственной власти в
сфере дорожного строительства.
1. В первую очередь, отсутствует
четкая единая трактовка особенностей
дорожной инфраструктуры, которые
обусловливают ту или иную
степень государственного вмешательства
и финансирования этой инфраструктуры,
роль государственной или муниципальной
собственности на объекты дорожного
хозяйства.
2. Хотя существующее распределение
прав собственности и ведения в отношении
автодорог в целом отвечают характеру
дорожного хозяйства, в явном виде нигде
не определены базовые критерии и границы
государственного и муниципального участия
в обеспечении нормального развития и
условий эксплуатации дорожной инфраструктуры.
3. Ввиду отсутствия таких четко
установленных критериев и границ,
не существует системы единых
принципов государственного управления
и финансирования дорожного хозяйства,
которые были бы приняты на
федеральном уровне и соблюдались
при регулировании отрасли региональными
и местными администрациями.
Это относится, в первую очередь, к
принципам:
- Определения роли государственных и частных источников в финансировании содержания и развития дорожной инфраструктуры;
- Формирования структуры бюджетных источников доходов на отрасль и их распределения между уровнями государственной власти, местным самоуправлением;
- Увязки государственных (муниципальных) расходов на цели поддержки отрасли с бюджетными источниками их финансирования;
- Определения соотношения между доходными и расходными полномочиями федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, роли и критериев федерального финансирования дорожной инфраструктуры регионов и муниципалитетов;
- Стратегического и среднесрочного планирования направлений бюджетного финансирования дорожного хозяйства; выбора оптимального соотношения между финансовыми средствами, направляемыми на содержание и развитие дорожной сети;
- Выбора оптимальных форм организации бюджетного финансирования отрасли, обеспечивающих максимальное соответствие расходов доходам и эффективное вложение средств (целевые бюджетные фонды, целевое назначение доходов в рамках общего бюджета, либо другие формы);
- Поддержки или ограничения участия в финансировании и управлении дорожной инфраструктурой частных инвесторов;
- Политики развития конкуренции между предприятиями дорожного хозяйства;
Организации и распределения полномочий
институциональной структуры управления
отраслью, соответствующей целям
и принципам государственного (муниципального)
регулирования.
4. Неразработанность системы принципов
управления и финансирования дорожного
хозяйства не позволяет выделить основные
направления и формы такого регулирования
и финансирования, разработать методы
и подходы к их эффективному использованию.
Целью данной работы является анализ
взаимодействия органов местного самоуправления
с органами государственной власти
в сфере дорожного строительства
и выработка предложений по повышению
эффективности методов управления
отраслью дорожного строительства.
Для достижения данной цели необходимо
решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные полномочия
взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления
в сфере дорожного строительства.
2. Выявить ключевые проблемы
и перспективы отрасли дорожного
строительства.
3. Проанализировать практику взаимодействия
органов государственной власти
и местного самоуправления на
примере Челябинской области.
4. Выработать предложения по
совершенствованию механизмов управления
дорожной отраслью и взаимодействия
органов власти.
Предметом исследования является анализ
взаимодействия органов местного самоуправления
с органами государственной власти.
Объектом исследования является дорожное
строительство.
При написании данной работы были
использованы научные труды как
российских, так и зарубежных авторов.
Глава 1. Правовые
основы взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления в решении
вопросов дорожного строительства
1.1 Полномочия
федеральных органов исполнительной власти
в сфере дорожного строительства
В соответствии со ст. 71 Конституции
Российской Федерации в ведении
РФ находятся вопросы становления
основ федеральной политики и
федеральной программы в области
дорожного строительства и развития
транспортной сети.
В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 30 декабря 2000 г. №1038 Федеральным
органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и осуществляющим
управление в области транспортного
комплекса является Министерство транспорта
РФ.1
Министерство транспорта РФ осуществляет
свою деятельность как непосредственно,
так и во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти; органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Министерство транспорта РФ в соответствии
с возложенными на него задачами, осуществляет
следующие функции в области
дорожного хозяйства:
- организует исполнение федерального бюджета в части финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального дорожного фонда Российской Федерации;
- выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования и федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их функционирования;
- координирует деятельность по развитию сети автомобильных дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет перспективное и текущее планирование развития федеральной дорожной сети, совершенствование системы обеспечения ее содержания;
- организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественные работы в рамках федеральных и региональных программ дорожного строительства;
- рассматривает и готовит заключения по вопросам строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры;
- осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил их охраны;
- согласовывает нормативные правовые акты федеральных органон исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, а также порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и закрытия;
- вносит предложения о порядке использования земель, занятых автомобильными дорогами общего пользования, организует их рациональное использование в целях привлечения дополнительных средств для реализации дорожных программ и проектов, согласовывает в установленном порядке размещение в полосе отвода и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования сооружений и объектов;
- разрабатывает и утверждает техническую классификацию автомобильных дорог общего пользования, готовит в установленном порядке предложения по изменению и уточнению классификации автомобильных дорог общего пользования и перечней федеральных автомобильных дорог общего пользования;
- организует учет автомобильных дорог общего пользования, учет интенсивности движение транспортных средств, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог общего пользования, информирование пользователей о состоянии этих автомобильных дорог;
- организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении которых должны разрабатываться технико-экономические обоснования, перечни, титульные списки строек и проекты строительства объектов дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации;
- участвует в разработке и согласовании программ ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей на одном уровне, рассматривает вопросы долевого финансирования строительства путепроводов в местах их пересечения;
- утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными нагрузками на ось, массой и габаритами;
- уведомляет в установленном порядке полномочные органы государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о международном автомобильном сообщении, о правовых актах, предусматривающих ограничение движения по автомобильным дорогам или устанавливающих нормативы допустимых весовых нагрузок на ось и габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти органы о времени и маршрутах введения ограничения движения по сезонно-климатическим условиям на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;
- организует взимание установленных неналоговых сборов и платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и контроль за их целевым использованием;
- осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов;
- участвует непосредственно или через уполномоченные Министерством организации в расследовании причин аварий и разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений на них;
- устанавливает порядок определения размера платы за проезд транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования и дорожным сооружениям на них;
- выдает специальные разрешения для пропуска по федеральным автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
В настоящее время на федеральном
уровне реализуется федеральная
целевая программа «Модернизация
транспортной системы России (2002 –
2010 годы)», утвержденная Постановлением
Правительства России от 5 декабря 2001
г. №848.
В состав программы входит
подпрограмма «Автомобильные дороги»,
в соответствии с которой в
области модернизации автомобильных
дорог будет осуществлено:
- приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог;
- развитие сети местных автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и решения социальных проблем сельского населения;
- совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровнях;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развития отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в том числе с привлечением к решению этой проблемы предприятий оборонной промышленности;
- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов.
Целевыми показателями подпрограммы
являются (см. табл. 1):
Таблица 1
Целевые показатели подпрограммы
модернизации автомобильных дорог,
тыс. км.
Показатели |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
|
|
|
|
Протяженность автомобильных
дорог общего пользования |
584,4 |
620 |
670 |
|
|
|
|
Протяженность федеральных
автомобильных дорог |
46,3 |
47 |
50 |
|
|
|
|
Протяженность территориальных
автомобильных дорог |
538,1 |
573 |
620 |
|
|
|
|
Протяженность многополосных
автомобильных дорог |
4,3 |
5,7 |
8 |
|
|
|
|