Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Содержание

Введение 3
1. Становление института Президента в России 6
2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 8
3. Функции и полномочия Главы государства 15
4.Конституционно - правовая ответственность Президента РФ 26
Заключение 30
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КПР РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

                 Кафедра муниципального и конституционного права

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

                              Дисциплина: конституционное право России.

 

ТЕМА:

 

                    «Президент Российской Федерации»

 

 

Проверил:

доцент кафедры

муниципального и конституционного права

к.ю.н., доцент

Ларина Лариса Анатольевна

   Выполнил:

  Курсант 124 учебного взвода

  1 «Л» курса ФПД,

  рядовой полиции

  Гринцова Жанна Сергеевна


 

 

 

 

 

 

МОСКВА-2013

Оглавление 

Введение 3

1. Становление института Президента в России 6

2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 8

3. Функции и полномочия Главы государства 15

4.Конституционно -  правовая  ответственность Президента РФ 26

Заключение 30

Список используемой литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических  государствах - это наследственный монарх, в республиках- выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных  формах правления полномочия главы  государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы  государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет собственные полномочия, то есть высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны...

Когда говорят  о положении главы государства  в системе органов государственной  власти, то имеют в виду соотношение  его функций с законодательной  и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей - законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

Другое  дело - взаимоотношения главы государства  с исполнительной властью. Даже в  тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой - либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность  власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими  лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам  комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

Сильная президентская власть никак не подрывает  демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной  России является одним из ключевых в системе органов государственной  власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие  обеспечения конституционализма в  государстве.

Политическое  развитие России последних лет выявило  ошибки, связанные с конституционным  распределением властных полномочий между  Федеральными органами государственной  власти.

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения  в прежнюю организацию государственной  власти в  нашей  стране.  
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.  
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление  института Президента в России

«Выбор формы  правления в Российской Федерации  не был единовременным актом. Ему  предшествовала серия политических событий начала 1990-х годов: создание института президентства в СССР, борьба между Б.Н. Ельциным и М.С. Горбачевым, создание института президентства  в России, противостояние между Президентом  и Парламентом, октябрьские события 1993 года в Москве. Возникновение  формы правления с сильным  Президентом было вполне закономерно: скоротечный крах советской государственности, всеобщий хаос, нарастание разного  рода конфликтов придавали институту  президентства характер оплота стабильности»1.  
Институт Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время – это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций  американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции  по представительству  государства.  
«24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ – палату нового Парламента»2.  
Конституция РФ 1993 года принципиально изменила функции Президента РФ, отведя ему особое место в государственном механизме. «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место»3.  
Многоплановая и сложная природа института Президента, определение его как главы государства обусловливают его специфический конституционно-правовой статус, особенности его функций и полномочий. Выделим некоторые наиболее важные черты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный государственный орган от других федеральных органов государственной власти.  
Во-первых, Президент и Правительство в соответствии с Конституцией РФ (п.4 ст.78) обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.  
Во-вторых, Президент РФ (п.2 ст.80) обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.  
В-третьих, Президент активно участвует в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти. 

2. Выборы, вступление  в должность и прекращение  полномочий Президента РФ

Порядок выборов Президента РФ определен Конституцией РФ (ст. 81) и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ от 10 января 2003г.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании.4 Он может быть переизбран и на второй срок, но одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет.5Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются  только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избрание  Президента РФ прямым способом более  демократично, чем избрание парламентом (ФРГ) или косвенное избрание (США), но различие все же не носит очень  уж принципиального характера с  точки зрения демократизма. Главное  состоит в том, что путем всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от всего народа, что позволяет ему вести себя независимо по отношению к парламенту.

Есть  и ряд конституционных требований к Президенту РФ. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в Российской Федерации  не менее 10 лет.6 Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет означает только непрерывность проживания на основном месте жительства непосредственно в годы перед избранием на пост Президента. Данное лицо должно быть гражданином РФ, и не обязательно по рождению, но также по натурализации. Скупые конституционные требования к Президенту- признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент. В то же время ясно, что главой государства должен становиться только гражданин, имеющий большой жизненный и политический опыт, тесно связанный с интересами народа и способный руководить нашим непростым государством.

Право выдвижения кандидата на пост Президента принадлежит  непосредственно избирателям и  избирательным объединениям, избирательным  блокам. Выдвижение происходит на съезде (конференции) избирательного объединения; объединение и блок могут выдвинуть  только одного кандидата, данные о котором  сообщаются в Центризбирком РФ. Кандидат может быть выдвинут также инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако  выдвижение кандидата требует поддержки  избирателей. Избирательное объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего кандидата не менее 1 млн. подписей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 % от требуемого общего числа подписей. Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обеспечить альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами  и несут равные обязанности. Со дня регистрации зарегистрированные кандидаты обязаны на время проведения выборов оставить государственную службу или работу в средствах массовой информации, а переизбирающийся Президент РФ - не пользоваться преимуществами своего служебного положения. Кандидаты на пост Президента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом. Закон подробно регламентирует порядок проведения предвыборной агитации, использования в этих целях радио, телевидения и печатных изданий, порядок финансирования выборов. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление на избирателей.

Выборы  Президента назначаются Советом  Федерации Федерального Собрания. Днем выборов является первое воскресенье  после истечения конституционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Выборы назначаются не позже  чем, за четыре месяца до дня выборов. Если Совет Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией  РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором  истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента заканчиваются  до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные  выборы.

Выборы  Президента РФ проводятся по единому  федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку выборов и их проведение осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная  комиссия), субъектов РФ, территорий (районов, городов), участков; имеют  большие права, их деятельность строго регламентирована и осуществляется гласно и открыто.

Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии, о чем  составляется протокол. На основании  суммированных данных этих протоколов территориальная избирательная  комиссия устанавливает итоги голосования  и составляет протокол, который передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь, произведя  суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ. Центризбирком не позднее чем через 15 дней после выборов определяет результаты выборов.

Информация о работе Президент Российской Федерации