Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Содержание

Введение 3
1. Становление института Президента в России 6
2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 8
3. Функции и полномочия Главы государства 15
4.Конституционно - правовая ответственность Президента РФ 26
Заключение 30
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КПР РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

Президент должен нести ответственность и  за нарушение других своих обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности  сформулированы слишком широко, расплывчато, неопределенно, что, безусловно, не может не вызвать сложностей при реализации конституционно-правовой ответственности.

В своей  монографии Л.А. Окуньков совершенно справедливо  обращает внимание и на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности:

право определять основные направления внутренней и  внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);

право принять  решение об отставке Правительства  РФ (п. «в» ст. 83); право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109); право законодательной  инициативы (п. «г» ст. 84); право «вето» (ст. 107); ^ право вводить военное  положение (ст. 87); право вводить чрезвычайное положение (ст. 88)14.

Президент может злоупотреблять не только этими, но и другими правами, например, правом предлагать кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, правом назначения и освобождения заместителей Председателя Совета Министров, министров РФ и т.д. Но для обвинения Президента в злоупотреблении правами явно недостаточно одного факта необоснованного, ошибочного использования того или иного права. Ошибаться могут все. Для наступления конституционно-правовой ответственности необходимо наличие всех элементов конституционно-правового нарушения.

Как за нарушение  суверенитета, независимости государства, так и за невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен нести конституционно-правовую ответственность только при наличии вины. Объективное вменение недопустимо как в случае невыполнения Президентом своих конституционно-правовых обязанностей, так и в случаях злоупотребления им своими правами.

К сожалению, в настоящее время российское законодательство практически не использует институт «злоупотребления правами» в целом и институт «злоупотребления правами Президента», в частности. Речь может идти в основном о научной разработке проблемы с дальнейшей реализацией ее на практике. То же самое можно сказать и об ответственности Президента за невыполнение им своих конституционных обязанностей. Тот и другой аспекты конституционно-правовой ответственности нуждаются в глубоком и всестороннем изучении.

Одним из важнейших вопросов этих исследований должны стать проблема санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения.

По мнению Л.А. Окунькова, в случае невыполнения Президентом РФ своих конституционных обязанностей «характерные санкции — это выражение недоверия Президенту РФ, отрешение его от должности», а негативными последствиями в случае злоупотребления Президентом своими правами «могут быть отмена незаконного решения Президента РФ, преодоление президентского вето, ограничение его прав (последнее не нашло отражения в действующем законодательстве)»15. По нашему мнению, во-первых, даже не все перечисленные Н.М. Колосовой санкции, например «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление, во-вторых, до конца не разработан механизм уже предусмотренной Конституцией ответственности (отрешение от должности), а в-третьих, набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.

 

 

 

 

Заключение

Из всего  вышесказанного можно сделать следующие выводы.  
Очевидно, что по совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.  
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.  
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав и свобод.  
Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.  
Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.  
Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам. 
Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены и он может взять на себя решение любого вопроса. Как видно из приведенных конституционных положений, рамки его деятельности определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей. Вместе с тем на этой основе на Президента РФ возлагается задача обеспечения условий нормального и согласованного функционирования всех ветвей власти и их институтов, верховного контроля за практической реализацией указанного принципа. Как указывалось в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. по вопросу о конституционности ряда решений Президента РФ, связанных с разрешением кризиса в Чечне, общие рамки президентских действий определяются принципом разделения властей и конституционным положением о том, что акты Президента не должны противоречить Конституции и законам России.  
Хотелось бы отметить, что современное государственное устройство Российской Федерации можно охарактеризовать как президентскую республику с исключительно сильной властью и широкими полномочиями Президента. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем системы “сдержек и противовесов” обеспечивается препятствование перерастанию института Президента в режим диктатуры, излишне сильной личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Необходимые для этого правовые гарантии предусмотрены в действующей Конституции. Как бы ни были широки полномочия Президента, они не беспредельны.

И именно сегодня, в столь непростое для  России время, в системе органов  государственной власти требуется  сильная властная рука, способная  дать возможность исполнительной власти, руководствуясь лишь основной концепцией вывода страны из кризиса, а не всем тем многообразием политических мнений, которое присутствует сегодня  в законодательном органе из-за наличия  множества политических партий, проводить  политику реформ, строить демократическое  правовое государство, развивать межгосударственные политические и экономические отношения и т.д. И именно Президент способен разрешить все разногласия между органами законодательной власти и Правительством РФ, используя для этого как согласительные процедуры, так и силовые рычаги президентской власти - право единолично принять решение об отставке Правительства или роспуске Государственной Думы. Так был разрешен кризис, возникший в июне 1995 г., связанный с вынесением вотума недоверия Правительству. Тогда все завершилось взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска. Аналогично, лишь после вмешательства Президента, разрешился и конфликт в октябре 1997г. Взаимные уступки Думы и Правительства позволили перевести их взаимоотношения из плоскости политической конфронтации в плоскость реальной практической деятельности по разработке проектов столь необходимых законов в сформированных для этого согласительных комиссиях. Жесткая и в то же время гибкая политика Президента, подбор для осуществления этой политики новых кадров в Правительство РФ, невзирая  на политические пристрастия и антипатии Думы, позволили исполнительной власти  добиться многих позитивных сдвигов в сфере экономики и финансов, внутренней и внешней политике государства, что в свою очередь повысило доверие Запада к Российским реформам  и позволило России вступить в ‘Большую семерку’ и ‘Парижский клуб’ - престижные европейские финансовые организации, влиться в большую европейскую и мировую политику на правах равноправного члена с большими потенциальными возможностями, ввести  в европейский штаб НАТО своего представителя с правом совещательного голоса и т.д. Сегодня Россия, по мнению многих авторитетных западных политиков, уже включена в мировую экономику. Проблемы у России есть, проблемы остаются и после попыток их решения различными ветвями власти, но только от комплексной согласованной работы всех ветвей власти сегодня, в том числе и от Президента, зависит - станут ли потенциальные возможности некогда великой державы экономическим чудом.

Список  используемой литературы

 

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.

2. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000.

3. Конституция РФ. Комментарий М.-2002 г.

4. Окуньков Л.А. Президент Российской  Федерации. Конституция и   

    политическая практика. — М., 1996.

5. Федеральный  закон «О выборах Президента  РФ» // Собрание Законодательства  Российской Федерации, 2000 №1

6.Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. - №4.  
7. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 2003.  
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004.

9. Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан //Право и политика. – М.,2005.- №2.

1 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 2003. – С.254.

2 Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее //Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. - №4.

3 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 2003. – С. 155.

4 Ст.1 ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г. №19-ФЗ.

5 Ст. 3 ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г. №19-ФЗ.

6 Ст. 3 п.2 ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 г. №19-ФЗ.

7 ч.1 ст. 82 Конституции РФ , "Консультант Плюс" - www.consultant.ru

8 Конституционное право - Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин Конституционное право РФ,С. 243

9 Сайт Президента РФ, http://2004.kremlin.ru/articles/artefacts.shtml

10 Конституционное право - Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин Конституционное право РФ,С. 249

11 Снежко О.А. Президент РФ – гарант прав и свобод граждан //Право и политика. – 2005. - №2.

12 Конституция РФ. Комментарий М.-2002г.

13 См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000. С. 70

14 См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000.С. 72.

15 См.: Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. — 2000. С. 72.

 


Информация о работе Президент Российской Федерации