Президент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

Президент – совершенно новый для России государственный институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию государственной власти в нашей стране.
Поэтому целью данной работы стало освещение вопросов, связанных с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации. Работа также посвящена правовой характеристике положения Президента в современном государственном устройстве России.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Содержание

Введение 3
1. Становление института Президента в России 6
2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ 8
3. Функции и полномочия Главы государства 15
4.Конституционно - правовая ответственность Президента РФ 26
Заключение 30
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

КПР РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, другие органы принимать решение  о проведении референдума не вправе.

Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, но не предусмотрено  его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случаях:

а. трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);

б) при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117);

в) при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

а) в течение года после ее избрания;

б) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

в) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.

Но при  всех случаях роспуска Государственной  Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность  представительской власти.

Б) Президент и Правительство.

Эти отношения  основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент  назначает Председателя Правительства  РФ с одним условием, что он получит  на это согласие Государственной  Думы. Президент обладает сильным  оружием для давления на Думу в  этом вопросе: после трехкратного отклонения  представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые  выборы, а Председателя Правительства  назначить самостоятельно. Неустойчивая многопартийная система, сложившаяся  в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают  возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается ситуация, когда в состав Правительства входят представители партийных фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе действовать самостоятельно и единолично принимать решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя  Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждает его руководящее положение в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений.

Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру  на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед  Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента

В) Президент и субъекты РФ.

Полномочия  Президента РФ как главы федерального государства вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.

Однако  в Конституции РФ предусматривается  и более сильный инструмент влияния  Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает , что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное  значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент передает дело в суд.

Г) Президент и судебная власть.

В соответствии с принципом разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т.е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры - это было бы нарушением принципа разделения властей.

С этими  полномочиями тесно связано и  право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с Федеральным законом Президент  предлагает Совету Федерации кандидатуру  на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру , но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.

Д) Военные полномочия Президента.

В военной  области полномочия Президента достаточно широки: он является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ, утверждает военную  доктрину РФ, назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил  РФ. Военная доктрина является составной  частью концепции безопасности РФ и  представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных  конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию  противодействия угрозам военной  безопасности государства, использование  Вооруженных Сил и других войск  РФ для защиты жизненно важных интересов  РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет  Президенту отдавать любые приказы  Министерству обороны, министр обороны  практически работает под непосредственным руководством Президента. Президент  вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации  и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. Указ о введении военного положения  требует утверждения Советом  Федерации.

Е) Полномочия Президента в сфере внешней политики.

Как глава  государства, осуществляющий высшее представительство  в международных отношениях, Президент  по Конституции осуществляет руководство  внешней политикой РФ. Президент  ведет переговоры и подписывает  международные договоры РФ, подписывает  ратификационные грамоты, принимает  верительные и отзывные грамоты  аккредитуемых при нем дипломатических  представителей, после консультации с соответствующими комитетами или  комиссиями Государственной Думы и  Совета Федерации назначает и  отзывает послов и иных дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах и международных организациях.

Ж) Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Только  Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной  Думе.

З) Полномочия Президента по вопросам гражданства  и наград.

К числу  полномочий Президента относится решение  вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Республики, входящие в состав РФ могут иметь  свое гражданство, но поскольку оно  одновременно является и гражданством РФ, не вправе принимать тех или  иных лиц в свое гражданство.

Президент РФ награждает государственными наградами  РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие военные и высшие специальные  звания.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Право  же амнистии принадлежит Государственной  Думе.

И) Акты Президента РФ.

Вся деятельность Президента РФ осуществляется через  правовые акты. Основными из них  являются указы и распоряжения, которые  издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства и обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч.3 ст.90 Конституции РФ).

К) Аппарат Президента РФ.

Как и  в любом другом государстве, Президент  РФ работает, опираясь на большое число  помощников, советников и др. Согласно Конституции, он формирует и возглавляет  Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Совет Безопасности рассматривает  важнейшие вопросы, связанные с  безопасностью государства.

Президент также формирует Администрацию  Президента РФ, которая включает в  себя большое число управлений (государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, федеральной  государственной службы, по работе с территориями, информационное, по вопросам гражданства, по взаимодействию с политическими партиями, общественными  объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания и др.). При Президенте созданы Служба безопасности, Служба протокола, приемная.

Большую роль в организации работы Президента РФ играют Служба помощников, различные  советы и комиссии. Президент самостоятельно назначает и смещает сотрудников  аппарата, дает им поручения и определяет участки работы. Управление делами Президента является  федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  подведомственных ему предприятий, организаций и учреждений по финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению Администрации Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, высших судебных органов, Центризбиркома и др.

4.Конституционно -  правовая  ответственность Президента  РФ

Действующая Конституция РФ предусматривает  лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ — его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше.

Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно — и  субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

Это свойство характерно не только для Президента РФ, но и для многих других субъектов  конституционно-правовых отношений (высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Президентом положения вытекает, необходимость признания особого характера последствий нарушения им Конституции РФ — общественная опасность здесь максимальна».

Максимальная  общественная опасность последствий  нарушения Президентом Конституции  РФ вытекает из того высокого положения, которое занимает Президент России как глава государства, как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от действий или бездействия которого зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.

Именно  поэтому Президент России, избранный  всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и  обществом, перед народом не менее  большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

Между тем, как отмечено выше - Конституция  РФ не говорит ни об одной обязанности  Президента РФ прямо. Единственное, при  условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность:

обязанность уважать и охранять права и  свободы человека и гражданина;

обязанность соблюдать и защищать Конституцию  РФ; обязанность защищать суверенитет  и независимость, безопасность и  целостность государства;

обязанность верно служить народу»12.

Что касается обязанностей уважать права и  свободы человека и гражданина и  соблюдать Конституцию РФ, то, по мнению Н.М. Колосовой, конституционным деликтом здесь может быть лишь очевидное нарушение Конституции РФ. Например, если бы Президент РФ своим Указом запретил все политические партии и движения, то можно было бы говорить о нарушении ч. 3 ст. 13 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность13 .

Информация о работе Президент Российской Федерации