Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 07:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение принципов правового статуса человека и гражданина Российской Федерации на основе анализа Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина;
2. Проследить формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве;
3. Провести анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ по Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Введение……………………..…………………………………………………… 3
1. Историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина…………………………………………………………..5
1.1. Предпосылки и общие закономерности формирования принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина……….………..14
1.2. Формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве…………………………..14
2. Анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ………………………………………………………………….25
2.1. Закрепление принципов в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в соответствии с нормами международного права…………25
2.2. Отражение принципов Декларации и норм международного права в Конституции РФ………………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………...41
Таким образом, отсчет первого поколения прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились становые рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Лишь тогда равноправие из идеальной категории начало воплощаться в реальную действительность, приобретать конституционное или другое законодательное оформление. Принцип юридического равенства, который стал основанием универсальности прав человека, прибавил им в самом деле демократического характера. Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России14.
Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, когда в конце XIX — начале XX в. была выдвинута идея социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Крашенниникова Н.А. в качестве примера в своей работе приводит бисморсовскую социальную политику. Она пишет, что «на основе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом (это право не могло быть обеспечено в послевоенной Германии), право на социальное страхование в случае старости, болезни и т. д»15. Конституция в ст. 151 отмечала, что "строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и "целям обеспечения для всех существования, достойного человека". Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г16.
В период после Второй Мировой Войны, когда мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы, сформировалось третье поколение прав человека. В 1945 году была учреждена Организация Объединенных Наций, основной задачей которой является поддержание мира, безопасности, уважение правового статуса человека и гражданина и распространение идеи о правах и свободах. Так, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека17, которая впервые в отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод человека. Это юридическое определение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав."
На основе положений Всеобщей Декларации, Генеральной Ассамблеей ООН был разработан Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах18 и Международный пакт о гражданских и политических правах19. Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Факультативный протокол20, предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль о правах человека.
Важной исторической вехой в деле укрепления и развития принципов прав и свобод человека стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.)21. Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Во время Венской встречи впервые официально вошел в юридический лексикон термин "человеческое измерение". Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей. Под "человеческим измерением" понимается весь комплекс прав человека: гражданских, политических, экономических, социально-культурных и др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области информации, культуры, образования22.
Р. А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов: право на мир, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом23. Речь идет о тех права человека, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам человека отведено главное место (право на солидарность, право на международное общение и др.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фоном развития идеи прав человека явились принципы свободы и равноправия. Ф.Энгельс писал: «Должны были пройти и действительно прошли целые тысячелетия, прежде чем из первоначального представления об относительном равенстве был сделан вывод о равноправии в государстве и обществе и этот вывод стал казаться естественным, само собой разумеющимся».
1.2. Формирование
принципов конституционно-
Одной из основных трудностей формирования принципов правового положения личности в обществе и государстве были исторические традиции России, несовместимые с демократией и свободой. Во-первых, Россия была страной, в которой реализация прав человека в значительной степени связывалась с позитивными действиями государства. Во-вторых, существующая в России крестьянская община создавала условия для почти полного поглощения лица миром и радикального отрицания всякого личного права. В – третьих, идеи всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII—XVIII вв., возникли в политической мысли России только во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков и др.)24. Либеральные идеи второй половины XIX — начала XX в. русских юристов и историков, стремившихся осмыслить опыт Французской революции, замыкались в узкой среде профессионалов, оставались чуждыми общественному сознанию не только народных масс, но даже интеллигенции. Об этом с горечью писал Б. А. Кистяковский: "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала — личность, дисциплинированная правом и устойчивым правопорядком, и личность, наделенная всеми правами и свободно пользующаяся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции"25.
Правители Царской
России предпринимали попытки к законодательному
оформлению прав и свобод, которые касались
лишь определённых социальных групп. Уже
идеи Екатерины I включали элементы негативной
концепции прав личности. В Проекте Законов
о Правах Жителей или Людей Среднего Рода
она высказала мнение, что у людей должна
существовать независимая от государства
область деятельности: “ Если бы на все
просить дозволения, то не было бы права”.
После Манифеста 18 февраля 1762 г. Петра
III и Жалованной грамоты дворянству 21 апреля
1785 г. Екатерины II дворяне начали приобретать
статус свободных людей, избавившись от
личных податей, рекрутских повинностей,
телесных наказаний, приобретя право свободы
торговли и производства. Были созданы
дворянские собрания и губернские учреждения,
что впервые после Земских соборов дало
возможность российским подданным, пусть
и ограниченно, участвовать в решении
общественных вопросов26.
В правление Александра III (1881–1896 гг.) появилась
некоторая свобода обсуждения, хотя еще
не обеспеченная публичным правом.
В начале XX века социальные потрясения вызвали ряд основополагающих документов, на базе которых Россия пошла по пути перехода к конституционной монархии. Первым в этом ряду стоит царский Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", согласно которому царь даровал населению "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов". Манифест от 17 октября объявлял: не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в Думе "...те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав"27. Новый избирательный Закон был подписан 11 декабря 1905 г., он предусмотрел четыре избирательные курии - землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую, однако сохранял разные нормы представительства, более сложную многостепенную систему избрания депутатов рабочими и крестьянами, неучастие в выборах женщин, молодежи, военнослужащих и народностей, ведущих кочевой образ жизни. Как справедливо пишет Е.А.Лукашева, «попытки даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на “началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов” в Манифесте 17 октября 1905г. не могли изменить ситуацию в России, дать ей новые ориентиры - права человека и свободу личности», потому что идея прав человека никогда не была значимой в политических доктринах российских мыслителей»28.
После Февральской революции 1917 г. было создано Временное правительство, которое приняло ряд правовых актов, направленных на утверждение в России демократического строя и политических свобод. Среди них можно выделить Постановление «О печати» от 15 марта 1917 г. в котором предусматривалось, что каждый желающий может выпускать в свет новое периодическое издание при подаче заявления местному комиссару Временного правительства или заменяющему его лицу. В постановление от 22 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" Временное правительство объявляло о том, что все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются»29.
В октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил установление Советской власти, которая с первых дней своего существования взяла решительный курс на ликвидацию привилегий и ограничений прав граждан по признакам сословной, национальной, религиозной принадлежности и по признакам пола.
Первым конституционным законом, имеющим масштабный характер, стала разработанная В.И. Лениным «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики30. «Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции, - отмечает О.И.Чистяков. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства»31.
Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г. аннулировались все юридические нормы, действовавшие ранее в России и закреплявшие правовое неравенство людей; отменялись бывшие сословия, гражданские чины и связанные с ними привилегии, а также сословные (дворянские и купеческие) организации и учреждения. Для всего населения устанавливалось одно общее наименование - граждане Российской республики.
В «Декларации
прав народов России» от 2 ноября
1917 г. Советское правительство
Одновременно с упразднением сословий и аннулированием правового неравенства по национальному и религиозному признакам шел процесс ликвидации правового неравенства женщин. Декрет «О земле» установил право пользования землей независимо от пола, то есть тем самым узаконил выделение земельного пая в общинах не только на мужчин, но и на женщин. Декрет «О равной оплате за равный труд» установил нормы оплаты женского труда такие же, как и за труд мужчин. Декреты «О разводе», «О браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» в основных чертах уравняли права женщин с правами мужчин в брачно-семейной сфере. Равенство прав женщин с мужчинами было закреплено в первых советских кодексах - Трудовом кодексе и Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятых в 1918 г.
В конституциях РСФСР от 10 июля 1918 года (Ленинская конституция) и СССР от 6 июля 1923 года (окончательная редакция от 31 января 1924 г.), от 5 декабря 1936 г. (Сталинская конституция)33, впервые закрепляются нормы о защите прав человека, чести и достоинства граждан, социальной защите всех граждан страны, вне зависимости от национальности, должностного и имущественного положения его членов, а также присутствует множество других самых наилучших гарантий и пожеланий для граждан государства.
Как отмечает В.М.Баглай, современная историческая мысль скептически относятся к «самым демократическим» конституциям того времени. «А между тем, данный этап конституционного права интересен именно стремительным развитием конституционно-правовой мысли: от неимения Конституции к «самой демократической» Конституции мира (как иногда, в последнее время называют сталинскую Конституцию). А развитие конституционной мысли на лицо: в Конституции РСФСР 1918 г. была закреплена концепция прав и свобод гражданина»34.
Если Конституция РСФСР 1918 года, в основном, концентрировала внимание на обязанностях граждан35, то в Конституции СССР 1936 года правам и обязанностям человека и гражданина посвящается целая глава. И если Конституция 1918 года говорила об обязанности трудиться, то Конституция 1936 года закрепляла право на труд. Конституция впервые гарантировала правовую охрану личной собственности граждан СССР, приобретенной на трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления, а также право наследования личной собственности36.
Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.