Принципы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации (сравнительный анализ по Декларации прав и свобод человека и гражд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение принципов правового статуса человека и гражданина Российской Федерации на основе анализа Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина;
2. Проследить формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве;
3. Провести анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ по Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.

Содержание

Введение……………………..…………………………………………………… 3
1. Историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина…………………………………………………………..5
1.1. Предпосылки и общие закономерности формирования принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина……….………..14
1.2. Формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве…………………………..14
2. Анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ………………………………………………………………….25
2.1. Закрепление принципов в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в соответствии с нормами международного права…………25
2.2. Отражение принципов Декларации и норм международного права в Конституции РФ………………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

По закону гражданам СССР обеспечивалось право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества.

Как отмечалось в ст. 123 Конституции, равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом, то есть какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения, караются законом37.

Основной закон гласил, что  права граждан на свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления38.

В целях обеспечения  за гражданами свободы совести церковь  в СССР была отделена от государства  и школа от церкви. Свобода отправления  религиозных культов и свобода  антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами (ст. 124 Конституции).

По закону гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 129 говорила о предоставлении права убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или  национально-освободительную борьбу.

Наряду с  правами Конституция содержала  и ряд обязанностей: каждый гражданин  СССР обязан соблюдать Конституцию  Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к  общественному долгу, уважать правила социалистического общежития (ст.130)39.

Как отмечают большинство  исследователей, для своего времени  Конституция СССР 1936 г. была самой  демократической конституцией в  мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом, ориентиром, и принятие именно тех, а не иных, деклараций, конечно, важно40.

В следующей Советской  Конституции 1977 года происходит дальнейшее закрепление правового статуса  человека и гражданина. В Основном законе СССР 1977 года выделяется глава 7 «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР» (Ст.39-69). Как видно количество статей, посвященных права и обязанностям человека, выросло вдвое41.

Конституция провозглашает, что граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития. При этом в Конституции подчеркивалось, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. То есть, фактически, права личности, всегда рассматривались через призму интересов государства.

В Конституции 1977 года находят отражение и общепризнанные международные принципы прав и свобод человека и гражданина. Это связано  с тем, что СССР становится участником ряда международных Конвенций. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) был ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII и вступил в силу для СССР 23 марта 1976г42.

В целях укрепления и развития социалистического строя  гражданам СССР были гарантированы свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.50). Исходя из данного положения, граждане имели право объединяться в общественные организации (ст.51 Конституции 1977г.), а также свободно выбирать вид интеллектуальной деятельности (ст.47 Конституции 1977г.) Между тем, Конституция провозглашала, что граждане имеют право избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Следует акцентировать  внимание на том, что в соответствии со ст.58 Конституции Граждане СССР имели  право обжаловать действия должностных  лиц, государственных и общественных органов в суде. Более того, Основной закон содержал положение о том, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей43.

На наш взгляд, Конституция СССР 1977 года, не принесла существенно новых изменений в правовой статус человека и гражданина, закрепленный Конституцией 1936 года. Это произошло, вновь, со сменой отношения к государству и праву, с чередой реформ. В период перестройки, социальных и политических противоречий Россия заявила о себе Декларацией прав и свобод человека, принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г.44. Вскоре, 22 ноября 1991 г., документ аналогичного содержания под названием "Декларация прав и свобод человека и гражданина" был принят Российской Федерацией - правопреемницей Союза ССР. 
Абдулаев М.И. отмечает, что «для советского государственно-правового мышления принятие деклараций было  качественно значимым явлением, несмотря на то, что к тому времени ряд важных международно-правовых актов о правах человека уже был ратифицирован СССР»45.

Таким образом, можно  прийти к заключению, что принципы правового статуса человека и гражданина получили во времена признание во времена советской власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  принципов конституционно-правового

 статуса  человека и гражданина РФ

2.1. Закрепление  принципов в Декларации прав  и свобод человека и гражданина  РФ в соответствии с нормами  международного права

После второй мировой  войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Сегодня уже общепризнанно, что права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации46. Обязанность государств осуществлять сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без какой-либо дискриминации была зафиксирована в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако потребовалась длительная борьба западных держав против сопротивления тоталитарных государств, прежде чем появились крупные международно-правовые акты в этой области47. Первым из них стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., трактующая права как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как "член общества" (право на труд, социальное обеспечение, образование и др.)48. Профессор Аграновская Е.В отмечает, что «декларация вместе с принятыми на ее основе международными пактами о правах человека составила своего рода международный кодекс прав и свобод человека, признанный большинством государств современного мира, который установил общегуманные стандарты прав и свобод человека»49.

Важнейшим международно-правовым актом о правах человека является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г.50 (Россия ратифицировала 30 марта 1998 г.). В Конвенции и связанных с ней протоколах (их в настоящее время насчитывается одиннадцать) закреплены основные права и свободы, уголовно-процессуальные гарантии, имущественные и другие права, для охраны которых учрежден Европейский Суд по правам человека, юрисдикция которого распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения Конвенции. Участниками Конвенции являются члены Совета Европы, который является межправительственной организацией. Согласно ст. 3 Устава этой организации каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами.

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или, унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области — конвенции и рекомендации — приняты специализированной организацией ООН — Международной организацией труда (МОТ)51.

Важным каналом утверждения  прав и свобод человека и гражданина является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ). В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1975 г., один из разделов посвящен правам и свободам человека и содержит обязательство государств-участников (в число которых входит и Россия) уважать и соблюдать эти права и свободы. Любое государство - участник этой организации вправе привлекать внимание других государств-участников по дипломатическим каналам к фактам нарушения прав человека в любом государстве, являющемся ее участником. Сотрудничество в области прав и свобод человека является содержанием понятия "человеческое измерение ОВСЕ". По этой проблеме были проведены крупные конференции в Мадриде, Париже, Копенгагене, Вене, Москве. Принятая в Париже Хартия для новой Европы уделяет большое внимание правам и свободам человека и гражданина. 
Каждый гражданин, политические или гражданские права которого нарушены,  получил право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты. 
4 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную Резолюцию 41/117 "Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав"52, где было установлено, что осуществление, развитие и защита как гражданских и политических, так и экономических, социальных и культурных прав должны служить объектом равного внимания и первоочередного рассмотрения. Шишенина И.В. подчеркивает, что «именно эта идея нашла выражение в российской Декларации, принятой 22 декабря 1991 года. Она исходит из того, что на передний план идеи социального прогресса выходит человеческое измерение. Именно человек во всем многообразии своих потребностей и интересов должен занимать доминирующее место в системе ценностных ориентиров общества. Как сказано в преамбуле российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, настоящий акт принят во имя утверждения прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства»53.

  С принятием  декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 декабря 1991г, полностью соответствовала международным актам, принятым демократическим мировым сообществом:

-          Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.;

-          Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.;

-          Международный пакт об экономических, социальных и культурных  правах, 1966 г.;

-          Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды и проблемы времени перемен», Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека. Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в действующую в  то время Конституцию (1978 года) – раздел II «Государство и личность» был заменен с незначительными коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина54. Тем не менее, этого было недостаточно, так как данный раздел не был органично связан с остальным текстом  Конституции.

С момента принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина в правовое поле России на первый план выходит человеческое измерение, которое предопределяет доминирующее место человека во всем многообразии своих потребностей и интересов в системе ценностных ориентиров общества. "По существу, в Декларации закреплен федеральный стандарт прав человека, который не может сужаться в законодательстве субъектов Российской Федерации, однако может дополняться в рамках общей направленности этого акта"55. Важной характеристикой Декларации является то, что она сама основывается на международных стандартах и предусматривает осуществление прав и свобод человека и гражданина на уровне признанных международным сообществом норм и принципов. По мнению Б.С. Эбзеева, "в Декларации предпринята прямая позитивная разработка проблемы прав и свобод человека. Речь при этом идет о чем-то большем, чем развитие и углубление прав человека или их обогащение с учетом общедемократических течений общественной мысли: категория прав человека выступает в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный характер".

Информация о работе Принципы правового статуса человека и гражданина Российской Федерации (сравнительный анализ по Декларации прав и свобод человека и гражд