Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 07:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение принципов правового статуса человека и гражданина Российской Федерации на основе анализа Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина;
2. Проследить формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве;
3. Провести анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ по Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации 1991г. и Конституции Российской Федерации 1993г.
Введение……………………..…………………………………………………… 3
1. Историческое развитие принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина…………………………………………………………..5
1.1. Предпосылки и общие закономерности формирования принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина……….………..14
1.2. Формирование принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина в отечественном законодательстве…………………………..14
2. Анализ принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ………………………………………………………………….25
2.1. Закрепление принципов в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ в соответствии с нормами международного права…………25
2.2. Отражение принципов Декларации и норм международного права в Конституции РФ………………………………………………………….…….31
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………………...41
Декларация подтверждает многогранность прав и свобод человека. Права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, определение национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должностям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные органы. Экономические и социально — культурные права дают, возможность быть собственником, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; свободно пользоваться учреждениями культуры56. Данные права осуществляются в соответствии с принципами неотчуждаемости, равенства, защиты их государством и приоритета международных норм.
Декларация основывается
на признании и законодательном
закреплении взаимосвязи и
Декларация также подтвердила ряд основополагающих принципов правового положения личности, получивших закрепление в международно-правовых документах о правах человека. В частности, согласно ст. 3 Декларации "все равны перед законом и судом". Причем на государство возложена обязанность гарантировать равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Декларация провозгласила равные права и свободы мужчин и женщин и предусмотрела юридическую ответственность по закону лиц, виновных в нарушении равноправия граждан (ст. 3)57. Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской неприкосновенностью - омбудсмена. Как отмечает профессор Ф.М. Рудинский, «по своему содержанию Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ 1991г. была точной копией Всеобщей Декларации прав человека, принятой генеральной ассамблеей ООН в 1948г по отражению принципов конституционно-правового статуса человека и гражданина. Таким образом, - заключает профессор, - справедливо можно сделать вывод об авторитете и значимости норм международного права в российском законодательства» 58.
Глухарева Л.И отмечает
положительные черты Декларации
По нашему мнению, российская Декларация 1991 г. не приняла опыт советских конституций, в связи с этим были утрачены важнейшие достижения в области прав человека и гражданина (например, материальные гарантии прав).
Таким образом, принятие Декларации прав и свобод человека и гражданина закрепило признание норм международного права в российской правовой системе России.
2.2.Отражение
принципов Декларации в
С принятием Конституции Российской Федерации завершился начавшийся в 1991 г. период признания и гарантированности прав человека и гражданина. Декларация прав и свобод человека и гражданина, основанная на нормах международного права, была полностью включена во вторую главу действующей Конституции. Свидетельством этому является ч. 1 ст. 17 Конституции РФ, которая устанавливает: "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией"60. Как пишет Топорнин Б.Н, «если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах»61.
Равноправие является главным принципом, характеризующим правовой статус личности. Более того, как указал Конституционный Суд РФ в одном из своих определений, ст. 19 Конституции Российской Федерации «является нормой-принципом, реализующимся в процессе осуществления конкретных конституционных прав граждан»62.В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. В международно-правовых актах принцип равенства перед законом и судом закреплен отдельными положениями. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, "все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона". О равенстве всех перед судом говорится в ст. 8 Декларации, согласно которой каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Раздельным путем закреплен данный принцип и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В статье 26 Международного пакта закреплено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В пункте 1 ст. 14 данного Пакта установлено, что все лица равны перед судами и трибуналами63. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о том значении, которую Конституция РФ придает не только закону, но и судебной власти как эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения64.
Российское
государство гарантирует
Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации66. В преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей утверждается равноправия мужчин и женщин. В соответствии со ст. 3 Международных пактов о правах 1966 г. участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами, предусмотренными в данных документах. Хотелось бы отметить, что необходимость сформулировать положение о равноправие мужчины и женщины в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году. Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие "дискриминация" применительно к положению женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от семейного положения, их прав в сфере политических, экономических, социальных, личных, духовно-культурных прав и свобод67.
Правой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод68. Следуя положению «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что « основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»69.
Следует отметить, что часть 2 статьи 55 Конституции закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция устанавливает важную норму о том, что они являются непосредственно действующими, тоесть составляют основу соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня. Тем не менее, в части 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливается, что осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о частном выражении международно-правового принципа-запрета "злоупотребления правом (правами)"70. Согласно ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе71. В статьях 5 Международных пактов ООН о правах 1966 г. установлено, что предусмотренные данными документами права не могут толковаться как означающие, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в Пактах, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в них72. Аналогичное положение содержится и в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Действие рассматриваемого конституционного принципа обеспечивается закреплением в текущем законодательстве пределов и ограничений конкретных прав и свобод.
В определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки и порядок такого ограничения. В части 3 статьи 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства73. Определенные ограничения могут вводится с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность честной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве, и др.74.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии. Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод. Под политическими гарантиями понимаются ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе, должный уровень политической культуры граждан. Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Конституция гарантирует демократические принципы судопроизводства, гуманное отношение к лицам, привлекаемым к ответственности75.
Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Так, например, в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В статье 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Статья 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а статья 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. В части 2 статьи 6 устанавливается, что гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации76.
Относительно самостоятельное значение имеют нравственно-этические принципы и нормы, следование которым обязательно как для личности, так и для общества и государства. «Эти принципы выражаются или в виде правовых аксиом («дозволено все, что не запрещено законом» — для граждан и «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом» — для государственных служащих, в том числе работников правоохранительных органов, («человек - мера всех вещей» и др.), или в форме религиозных постулатов (не убивай, не кради, не доноси, не лжесвидетельствуй и др.), либо виде норм, закрепляющих общечеловеческие ценности и международно-правовые стандарты, в частности признание приоритета общепризнанных прав, свобод и законных интересов личности, а также возможностей их защищать, в том числе путем вмешательства мирового сообщества во внутренние дела тех государств, где права и свободы личности нарушаются»77. Это - незыблемые принципы и их пересмотр требует более авторитетного решения, чем даже принятие законодательного акта.