Принципы федерации в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Принципы федерации в Российской Федерации" в современной российской науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы "Принципы федерации в Российской Федерации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
ГЛАВА II. ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 13
§1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ. 13
§2. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ 17
ГЛАВА III. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
§1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 19
§2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_КПРФ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Московский государственный институт 
международных отношений МИД России (МГИМО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Принципы федерации в Российской Федерации»

 

Курсовая работа студента

2 курса дневного отделения факультета МИУ, 3 группа

Бакулина Виталия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Полякова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

       Москва 2011г.

 

 

 

 

          Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Российская Федерация  в различные периоды своего исторического  развития переживала сложные и многогранные процессы становления своей государственности. Изменение политического режима повлекло за собой разрушение старых политических институтов и создание новых. Распад СССР поставил вопрос о существовании России как самостоятельного государства. В то же время недавний опыт появления государств ближнего зарубежья оказал своё воздействие и на ситуацию внутри России: не только автономные республики, но и отдельные области стремились выйти из состава Российской Федерации. Все это указывало на необходимость внутренней трансформации и видоизменения самой федеративной системы. Попытки выработки оптимальной модели для России в свою очередь подняли вопросы об истории становления, принципах и сущности федерализма.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Принципы федерации в Российской Федерации" в современной российской науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. 

Теоретическое значение изучения проблемы "Принципы федерации в Российской Федерации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. 
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является изучение темы "Принципы федерации в Российской Федерации" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу форм государственного устойства;

2. Сказать об актуальности проблем развития и становления федеративных форм государства в современных условиях;

3. Изложить актуальность и важность темы "Принципы федерации в Российской Федерации".

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 Глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрывается вопрос понятия и видов форм государственного устройства.

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы федеративной формы государства, исторические аспекты.

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния развития федерализма в России.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения поставленного вопроса.

Источниками информации для написания работы по теме "Принципы федерации в Российской Федерации" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных исследуемой тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

 

 

 

Глава I. Форма государственного устройства:

понятие, виды и значение

 

Рассматривая актуальные вопросы федеративного устройства России необходимо, на наш взгляд, для  начала прояснить суть самого понятия «государственного устройства».

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, которая определяет правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Учитывая данное определение, мы полагаем, что государственное устройство является неким фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах, таких как Россия, он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Дискуссии о формах государственного устройства имеют важное как теоретическое, так и практическое значение, особенно на современном этапе государственного строительства, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные»1 и «переходные»2 формы государственного устройства. С практической точки зрения на современном этапе также важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку данный фактор влияет не только на внутреннее устройство, но и международное положение государств3 и государственных образований.

Говоря о государственном  устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В научной юридической литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации.

Так, по мнению В.С. Петрова, форма государственного устройства – это территориальная организация  государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом4.

А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина рассматривают устройство (строение, организация) государства в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном5.

Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию  «государственное устройство» придавалось  излишне широкое содержание: нередко  имелся в виду государственный строй  в целом, а иногда включались и  некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)6.

В.М Корельский под формой государственного устройства понимает территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями7. Миронов О.О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную организацию государства, соотношение целого и его частей8.

Учитывая вышеизложенное, автор солидарен с позицией Хропанюка  В.Н., и полагает, что форма государственного устройства показывает:

       - из каких частей  состоит внутренняя структура  государства;

- каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения  их органов;

- как строятся отношения между  центральными и местными государственными  органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.9

Таки образом, форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющего черты, отличающие его от любого другого образования.

В современной научной  литературе в настоящий момент выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная10.

Схема 1










         


Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств11. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств12. Автор солидарен с данной позицией, поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности (однако, данный вопрос не является предметом исследования настоящей работы). 

Итак, первая форма государственно устройства  – унитарное государство – представляет собой цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.

Как мы уже определились выше, существует вторая форма – федерация13. В отличие от унитарной, федеративную форму государственного устройства называют «сложной», поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственности14. Многие авторы отмечают, что федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Это определяется многими факторами: различием в национально-этническом составе населения, историческими процессами, географическим положением и др15.

Однако, не смотря на это  можно выделить ряд признаков и характерных черт, которые присущи для большинства федераций:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией;
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.);
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

 

Нам представляется актуальным и необходимым подчеркнуть, что на международной арене выступают не только государства, но и иные субъекты – различные государственные объедения. В теории международного права они получили название – международные организации. В доктрине международного права презюмируётся наличие определенного понятия «международная организация» или по меньшей мере наличие определенных признаков, достаточно адекватно ее характеризующих. Однако, по мнению Н.А. Ушакова, в действительности полной ясности в этом вопросе нет. По его мнению, удовлетворительной дефиниции понятия международной организации в международном праве не существует, ибо в универсальных международных конвенциях (Венская конвенция о праве международных договоров и ряд последующих конвенций) говорится, что «международная организация» означает межправительственную организацию (в русском тексте точнее было бы сказать «межгосударственную организацию»). Однако такое определение лишь отграничивает международные межгосударственные организации от международных неправительственных, т.е. общественных организаций16.

Корме международных  организаций существуют объединения  государств, которые имеют иную правовую природу и которые ранее определялись через единственный термин – конфедерация17. Такие объединения находятся как бы в промежуточном состоянии – это уже не международные организации, но еще и не государства, т.е. это международно-правовые объединения, в которых появляются зачатки государственно-правовой природы. Как международно-правовое объединение, объединение государств характеризуются тем, что создано и действует на основании международного договора, государства сохраняют независимый статус, суверенитет. Международно-правовой характер объединения обусловлен так же тем, что решения общих органов проводятся в жизнь решениями и действиями органов государств, входящих в объединение, хотя это не обязательно, если объединение обладает признаками наднациональности. В общие войсковые формирования государство добровольно направляет свой контингент и сохраняет право на его отзыв, а само воинское подразделение не теряет государственной принадлежности. У объединения государств в строгом смысле слова нет своей территории, поскольку таковой считается сумма территорий государств-участников. Однако при этом просматриваются контуры будущего государства: создание единых руководящих органов; принятие ими решений, действующих на территории объединения; образование общих войсковых формирований, таможенных и пограничных структур; отчисления денежных средств на содержание органов и указанных подразделений; возможное хождение единой валюты либо валюты на всей территории объединения; вынесение принципиального решения о равной защите интересов граждан на территории государств-членов, а также введение института гражданства18.

Информация о работе Принципы федерации в Российской Федерации