Принципы федерации в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Принципы федерации в Российской Федерации" в современной российской науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы "Принципы федерации в Российской Федерации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
ГЛАВА II. ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 13
§1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ. 13
§2. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ 17
ГЛАВА III. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
§1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 19
§2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_КПРФ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

На собственно российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку. Этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 года. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.

Созданный в 1922 г. СССР являл  собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации22. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию, но главное звено реального управления, каковым была коммунистическая партия, рассматривалось как сила интернациональная, что и превращало формально федеративное государство в фактически унитарное.

 

II ЭТАП

 Ко времени принятия  Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР  (1937 г.) государство стало уже по  существу унитарным. В Конституции  РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей.

III ЭТАП

 Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Народные массы поддерживали меры по преодолению наследия тоталитаризма, ликвидации формализма федеративного устройства. Они требовали подлинной свободы и самостоятельности в решении вопросов собственного развития.

В 1990—1991 гг. большинство  автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в  составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина "автономная", они приобрели конституционный статус "республика в составе Российской Федерации".

В условиях усилившихся  центробежных тенденций, создававших  опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Самое же важное состояло в том, что Договором было проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Федерации.

 

§2. Юридическая природа и принципы российского

федеративного государства

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила современную  правовую основу развития федеративного  государства и федеративных отношений  в России. В ст. 1 основного закона записано: “Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В ст. 5 Конституции зафиксировано: “ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации… Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны”.

Глава 3 Конституции “Федеративное  устройство” раскрывает эти основополагающие принципы федеративного устройства Российского государства, закрепляет базовые механизмы взаимодействия федеральных органов власти и государственных органов власти субъектов Федерации. Как показала пятилетняя практика становления и развития федеративных отношений, эти принципы и большинство механизмов в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного  государства:

  1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
  2. федеральная Конституция и федеральные законы;
  3. федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
  4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
  5. единое гражданство РФ;
  6. государственный язык;
  7. единые Вооруженные Силы;
  8. единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
  9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
  10. столица РФ.

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.

 

Определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6% - чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

Следует выделить юридические  признаки Российской Федерации, которые  позволяют отнести ее к числу федеративных государств:

1) территория Российской  Федерации состоит из территорий  субъектов Федерации, которые  представляют собой ограниченно-правоспособные  государственные образования, обладающие  определенной учредительной властью;

2) компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией и федеральными конституционными законами;

3) в России верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

4) субъекты Федерации  обладают правом принятия собственной Конституции (Устава), имеют сои высшие законодательные и исполнительные органы;

5) в России существует  единое гражданство;

6) в российском парламенте  – Федеральном Собрании Российской  Федерации – имеется палата  представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);

7) внешнеполитическую  деятельность осуществляют федеральные  органы государственной власти. Они официально представляют  Российскую Федерацию в межгосударственных  отношениях.

 

Российская Федерация  – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она  является асимметричной, потому что  ее субъекты обладают различным конституционным  статусом, тогда как в симметричной федерации субъекты равностатусны. Особое правовое, а по ряду позиций привилегированное, положение в России занимают республики, автономные округа, автономная область.

В науке конституционного права относительно юридической  природы современной РФ высказываются  разные суждения. Одни ученые считают, что закрепленные в Федеративном Договоре система федеративных отношений позволяет считать Россию договорной Федерацией. Другие придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что отечественная Федерация имеет конституционную форму и именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и ее субъектами, обсуждаются вопросы статуса территорий, изменения границ или объема полномочий ее субъектов. Тогда о договорной природе РФ в данном случае речи быть не может. Здесь следует учитывать, что концепция договорной федерации может служить идейным обоснованием распада федерации, т.к. ее субъекты, считая себя равноправными участниками договора, предусматривают возможность его одностороннего расторжения23.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы являются исходными началами территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов: 1) Государственная целостность РФ. 2) Единство системы государственной власти. 3) Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Система органов государственной власти основана на принципе разделения властей не только по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали, т.е. разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и ее субъектов. 4) Равноправие и самоопределение народов РФ. Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. 5) Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Проблемы становления  современного федеративного государства  являются насущными и одними из важнейших  для современной России. Конституция  Российской Федерации 1993 года в целом заложила современную правовую основу развития федеративного государства и федеративных отношений в России. Как показала практика, закрепленные в главе 3 Конституции Российской Федерации основополагающие принципы и механизмы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации в целом обеспечивают эволюционный характер развития федеративного государства.

В заключении данного  параграфа нам представляется возможным  уделить небольшое внимание проблемам  российского федерализма.

Исследователь данного  вопроса Лысенко В.Н. выделяет четыре проблемы:

1. Симметричность и  асимметричность Российской Федерации24;

2. Проблема разграничения  предметов ведения и полномочий;

3. Повышение роли Совета  Федерации в развитии федеративных отношений;

4. Федеративное вмешательство  в права субъектов Федерации.

 

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Попытки копировать опыт США, Германии и других государств не имели успеха, потому что расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Ассиметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила сложный состав и прошлое страны. В этой связи ссылки на международный опыт, примеры других государств, а тем более аргументы в пользу использования зарубежного опыта, - на наш взгляд, не всегда уместны и эффективны. Как правило, они используются российскими политиками и учеными для подкрепления идеологической позиции.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведённого исследования федеративного устройства России, полагаю целесообразным сделать некоторые выводы:

1. Значение  Федерации как формы государственного  устройства в настоящее время очень велико. Нами уже было замечено, что федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное, на наш взгляд, то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой и в разной степени в таких странах, но может осуществляться всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

2. В чистом виде не существует определенно федеративного государства. Так можно сказать в отношении Соединенных Штатов Америки, государства с федеративной формой устройства. Очень многие общие признаки федерации, сформулированные в теории государства и права, не просматриваются в Федерации США, хотя именно  это государство является одним из  первых стран с федеративным устройством. Но вопросом рассмотрения в курсовой работе было государственное устройство России и поэтому:

2. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов конституционная форма федерации; в ее состав входят субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

3. Еще одной особенностью  российского федерализма является фактическая (в разрез с принципами Конституции РФ) разностатусность субъектов РФ. Такие Федерации принято называть асимметричными.

4. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Так определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), при том, что 81,5 % населения составляют русские, 3,7% -татары, 2,9% - украинцы, 1,2% - чуваши, 0,9% - башкиры, 0,7% - мордва, 0,6% - чеченцы и т.д. Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

5. Россия находится  только на начальном этапе  развития федеративных отношений.  За многие годы после принятия Декларации о государственном суверенитете много было и негативного и позитивного. На ошибках и неудачах руководства страны начала 90-х годов, когда была вероятность распада России на мелкие суверенные государства вслед за СССР, выросла новая страна, в которой много проблем национального, социально-экономического, политического характера. Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для современной России.

Информация о работе Принципы федерации в Российской Федерации