Принципы федерации в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Принципы федерации в Российской Федерации" в современной российской науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы "Принципы федерации в Российской Федерации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
ГЛАВА II. ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 13
§1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ. 13
§2. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ 17
ГЛАВА III. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
§1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 19
§2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_КПРФ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разную правовую природу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Федеративная форма государств

 

§1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации

 

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.

Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества (См. Приложение № 1). В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).

На наш взгляд, прежде чем подробно рассматривать вопрос о федерациях и федеративных формах государств, необходимо разобраться с терминологией.

Термины «федерализм», «федерация», «федерализация» тесно переплетены между собой, отражая разные аспекты одного понятия. Они произошли от латинского слова feodus, что означает согласие, то есть подразумевается, что люди строят свои отношения на основе взаимных обязательств. Эти термины основаны на идее добровольного соглашения, выступающего необходимой предпосылкой прочности гражданских институтов.

Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. По мнению Хаффмана, федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль19.

Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.

Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации (данный вопрос более подробно будет рассмотрен в Главе III настоящей работы).

Сегодня все больше проявляется  тенденция к разделению понятий  федерализм и федерация. Это обуславливается  тем, что необходимо различать федерацию  как реально существующую форму  политико-территориальной организации  государства с федералистскими  идеями, взглядами, теориями, устремлениями, доктринами. Также необходимо различать государства, в которых уже сложилось федеральное устройство, и государства, в которых оно только проходит период становления, федеративные черты только проявляются. Федерализм включает в себя идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленные на создание, развитие и функционирование федеративного государства.

Суть федерации состоит  в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках  федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.

По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для  большинства федераций. В связи  с этим, автор попытался выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

    1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.  п. 

  1. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации  обладают правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

  1. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  2. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  государственные органы. Они официально  представляют федерацию в межгосударственных  отношениях.

 

Мы полагаем, что при  рассмотрении данного вопроса следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:

-  добровольное объединение  государств или государственных  образований в федерацию;

-  равноправие субъектов  федераций независимо от величины  их территории, численности населения,  экономического потенциала;

- плюрализм и демократизм  во взаимоотношениях субъектов  федерации между собой и с  гражданами;

-  широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

- соблюдение законности  и конституционных прав, означает  строгое и неуклонное соблюдение  федерацией и субъектами федерации,  федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Любая федеративная система  может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

§2. Виды федераций

 

В предыдущем параграфе  нами было выявснено, что федерации строятся на разных принципах. В связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации.

Национальные федерации  строятся по этническому принципу, население субъектов национальной федерации отличается культурой, обычаями, традициями. Часто этот тип федерации возникает как право нации на самоопределение. Сегодня такими федерациями являются Бельгия и Эфиопия, в прошлом к ним относились СССР, Югославия, Чехословакия.

В основе территориальных  федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ.

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

В национально-территориальных  федерациях одни субъекты построены  по территориальному, другие по национальному  принципу. Примером такой федерации  является Россия. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе данной работы.

Итак, можно выделить признаки как территориальной, так  и национальной федераций.

Территориальная:

  1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
  2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
  3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
  4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

 

Национальная:

  1. Субъекты – национально-государственные образования;
  2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
  3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
  4. Утверждения права на самоопределение20.

 

 

 

 

 

Глава III. Федеративное устройство РФ

§1.Становление и развитие российского федерализма

 

На протяжении истории такие государственные образования как “Россия”, “Российская империя”, “Советский Союз” охватывали примерно одну и ту же территорию. В настоящее время происходит формирование Российского государства в новых территориальных границах, в иных геополитических, экономических и прочих условиях. 

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. создание основ социалистического федерализма (1918-1936гг.);
  2. утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985гг.);
  3. реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года21.

 

1 ЭТАП

По мнению ряда авторов, федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации  не реальную демократизацию власти, а  преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую «проповедовали» большевики. В.И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 года бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в общепризнанном смысле этого слова.

Российская Федерация  была провозглашена на III Всероссийском  съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось новое государственное  устройство не только собственно России (как мы понимаем ее сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерация всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

Информация о работе Принципы федерации в Российской Федерации