Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:11, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить принцип разделения властей в теории государства и права, обосновать его значение в организации государственной власти, а так же рассмотреть и проанализировать роль и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Ведь всё, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период.
Введение………………………………………………………………...2 - 3
1. История концепции разделения власти……………….....................4 - 12
2. Принцип разделения власти в государствах различной формы правления……………………………………………………13 - 19
3. Появление и становление концепции разделения властей.
Принцип разделения властей в процессе формирования
правового государства ………...........................................................19 - 24
3.1. Законодательная власть ……..........................................................24 - 30
3.2. Исполнительная власть …………………………………………...30 - 38
3.3. Судебная власть …………………………..……………………….38 - 42
Заключение……………………………………………………...............43 - 44
Список использованных источников……………………….........................45
Это очень хорошо прослеживаетс
Немало предпринималось попыток на протяжении трех минувших веков объявить разделение властей устаревшим, нереальным, противоречащим якобы потребностям социального прогресса. Но все попытки предать анафеме демократический принцип в конечном итоге завершались фиаско для его противников и критиков. В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения, относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочия и сферу ведения, взаимоотношения между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.
Конечно, Дж. Локк и Ш. Монтескье, создавая свою теорию, выражали и представляли интересы определенных социально-политических сил. И это вполне закономерно, ибо свобода была в тот период свободой, прежде всего для третьего сословия, а равенство граждан означало отмену социальных привилегий и ограничений. Разделение властей означало ограничение абсолютной власти монарха, а значит, пресечение произвола и деспотизма. Но развитие мыслителями идеи отражали не просто узкоклассовый интерес. В них нашли выражение общечеловеческие ценности, которым суждено было пережить века.
Принцип разделения властей
отнесен к числу основных
Во всех странах при
нормальной ситуации
Конкретное претворение в жизнь принципа разделения властей зависит от воздействия многочисленных факторов. Среди них можно отметить такие, как “исторические особенности становления и эволюции государства, уровень социально-экономического развития, естественно – географические условия существования, этно-национальный состав населения и многие другие” . Особенно важное значение имеет расстановка политических сил в стране. Практика показывает, что очень часто те или иные положения, зафиксированы в конституции, могут по-разному трактоваться и применяться в зависимости от того, что собой представляет партийная система страны и какие именно политические партии находятся у власти. Можно привести пример. Так, во Франции по конституции 1958г., исполнительная власть поделена между президентом республики и правительством. В том случае, если большинство в нижней палате французского парламента – Национальном собрании – принадлежит партии президента, то возможности осуществления им функций управления резко сужаются.
Определяемый конституцией и фактически сложившийся в стране порядок формирования и принципы взаимоотношений между законодательной, исполнительной и судебной властями определяют существующую в стране форму правления. В конституционно-правовой науке все разновидности организации государственной власти принято сводить к нескольким типологическим моделям. Иначе говоря, если необходимо выяснить, какова принципиальная схема организации власти, как разделены и взаимодействуют ее различные ветви, надо установить, о какой именно форме правления идет речь.
2. Принцип разделения власти
в государствах различной
Существующее ныне в мире государства делятся на две большие группы – монархии и республики. Монархическим называют такое государство, в котором пост главы государства замещается, по общему правилу, пожизненно и по наследству. В республике глава государства избирается и может занимать свой пост только определенный срок. Правда, из этого общего правила встречаются исключения, но они крайне редки.
Сегодня абсолютная монархия – это анахронизм. Она встречается лишь в очень немногих странах Востока.
Наиболее распространенной
в современном мире является
республиканская форма
В президентской республике
принцип разделения властей находит
свое проявление в юридическом
равенстве каждой из трех
В странах с парламентарными формами правления парламент так же, как и в президентских республиках, является органом законодательной власти. Его законодательные прерогативы примерно аналогичны и имеют, как правило, те же ограничения. В чем же тогда состоит различие? Специфика президентской республики состоит в том, что законодательная власть сама предлагает и принимает законы. В парламентарных республиках обычно правительство монополизирует право законодательной инициативы. В президентской республике исполнительная власть правом законодательной инициативы не располагает. Более того, представители исполнительной власти нередко, как, например, в США, не имеют даже права доступа в палаты парламента. Исполнительная власть подготавливает наиболее важные и существенные законопроекты. Однако юридически права законодательной инициативы исполнительная власть лишена и должна изыскивать различные пути для вынесения законопроекта на рассмотрение палат. Правительственный законопроект может быть изменен и дополнен парламентариями без согласия правительства.
Все эти жесткие правила, ограничивающие доступ исполнительной власти в парламент, призваны оградить самостоятельность в законодательной власти. Но ведь одновременно не менее важно утвердить юридическое равенство и независимость самой исполнительной власти. Каким образом достигается эта цель? Два момента имеют решающее значение.
Во-первых, исполнительная
власть формируется независимо
от парламента. В президентской
республике глава государства
является единоличным
Во-вторых, в президентской республике отсутствует институт парламентской ответственности правительства.
Во всех странах, придерживающихся принципа разделения властей, прокламируется и в той или иной степени обеспечивается независимость суда. Без независимого правосудия существование и функционирование действительно демократического государственного механизма просто невозможно. В основе судоустройства и судопроизводства лежат принципы, которые обеспечивают независимость суда и его служение интересам человека и общества. Конституционное судопроизводство – одно из важнейших направлений осуществления судебной власти.
Независимость и
В США сложился своеобразный
механизм практической
Глава государства в
Гораздо менее отчетливо принцип разделения властей прослеживается в странах с парламентарными формами правления. К их числу обычно относят те страны, монархии и республики, в которых исполнительная власть (правительство) формируется представительным органом на базе парламентского большинства. В этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, который может его отстранить, выразив недоверие. Однако если дело ограничивается только подобным правом парламента, то говорят уже не о парламентарной форме правления, а о господстве парламента, о "режиме ассамблей", который в конечном итоге способен привести к деградации демократических институтов и государства. В странах с парламентарными формами правления существует не только парламентская ответственность правительства, но и институт досрочного роспуска парламента (или нижний парламенты).
Таким образом, в странах
с парламентарными формами правления
принцип разделения властей в
том, что касается взаимоотношений
законодательной и
Почему же тогда говорят о менее заметном разделении властей в странах с парламентарными формами правления. Данное обстоятельство связано, прежде всего, с порядком формирования исполнительной власти. В парламентарных странах глава государства, как правило, непосредственного участия в управлении делами государства не принимает. За действия главы государства ответственность несет правительство.
Конечно, по общему правилу,
вытекающему из теории
Такую форму правления принято называть смешанной, которая сочетает в себе элементы и парламентарной, и президентской республик. В этой группе стран также прокламируется и в той или в иной форме осуществляется принцип разделения властей.
В странах со смешанными
формами правления глава государства
наделён весьма значительными
полномочиями. Он обеспечивает своим
арбитражем согласованное
По мнению сторонников
смешанной формы правления, в
чистом виде принцип
Конечно, приведенное рассуждение далеко не бесспорно. Практика показывает, что глава государства при определенных политических условиях в значительной мере принимает на себя управление делами государства. Это, конечно, резко усиливает исполнительную власть. Весь механизм смешанной формы правления нацелен, в первую очередь, на то, чтобы сделать максимально эффективной работу государственного аппарата, чему способствует сотрудничество законодательной и исполнительной властей. Для того чтобы содействовать этому сотрудничеству и согласованности действий, создается сильная президентская власть, наделенная специальными полномочиями по координации и арбитражу. Реализация принципа разделения властей зависит не только от формы правления, но и от формы государственного устройства. В федеративном государстве, например, в отличие от унитарного значительный акцент, по вполне понятным причинам, делается на разделение властей не только по "горизонтали" (между центральными органами государства), но и по "вертикали" (между центром и субъектами федерации).
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить:
Принцип разделения властей существует, и в большей или меньшей степени реально претворяется в жизнь в странах с самыми разными формами правления. Для того чтобы глубже разобраться в механизме действия этого принципа, надо посмотреть, как он устроен в конкретных странах, принадлежащих к той или иной группе государств.