Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:11, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить принцип разделения властей в теории государства и права, обосновать его значение в организации государственной власти, а так же рассмотреть и проанализировать роль и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Ведь всё, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период.
Введение………………………………………………………………...2 - 3
1. История концепции разделения власти……………….....................4 - 12
2. Принцип разделения власти в государствах различной формы правления……………………………………………………13 - 19
3. Появление и становление концепции разделения властей.
Принцип разделения властей в процессе формирования
правового государства ………...........................................................19 - 24
3.1. Законодательная власть ……..........................................................24 - 30
3.2. Исполнительная власть …………………………………………...30 - 38
3.3. Судебная власть …………………………..……………………….38 - 42
Заключение……………………………………………………...............43 - 44
Список использованных источников……………………….........................45
дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу;
повторное отклонение Палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты выражает вотум недоверия Правительству;
вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности; принимает отставку Президента;
выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении;
по решению Совета , принимает большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение сместить Президента с должности;
отменяет распоряжения
Совет :
одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов об изменении и дополнении Конституции;
о толковании Конституции; проекты иных законов;
дает согласие на назначение Президентом председателя Конституционного суда, председателя и судей Верховного суда, председателя и судей Высшего хозяйственного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка;
избирает 6 судей Конституционного суда;
избирает 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, принимает решение его расследовать;
при наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение сместить Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок принимает соответствующее решение .
Право законодательной
Любой закон по общему правилу сначала принимается Палатой представителей, а затем одобряется Государственной Думой . Отвергнутый Советом Республики закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна повторно рассмотреть закон в пределах 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в 5-дневный срок направляется в Совет Республики, который должен рассмотреть его повторно в 20-дневный срок и принять таким же квалифицированным большинством. После преодоления, таким образом, возражений Президента закон подписывается последним в 5-дневный срок .
В таком же порядке палаты рассматривают возражения Президента на отдельные нормы закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех норм, относительно которых имеются возражения Президента.
Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине Республики являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава палат.
Конституция, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Помимо Парламента законодатель
В силу особой необходимости
Президент по своей инициативе
либо по предложению
Таким образом, в этой
главе был рассмотрен один
из органов государственной
Конституционные органы подтверждают вывод о том, что Национальное Собрание является единым в России законодательным органом, исключение составляет, предоставление Конституцией права Президенту издавать декреты, имеющие силу закона. Согласно Конституции, Национальное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и чёткая организация деятельности самого Парламента и его палат в отдельности.
3.2. Исполнительная власть
В Конституции РФ нет главы, прямо посвященной
исполнительной власти. В соответствии с ч. 1 ст. ПО Конституции
РФ исполнительную власть в Российской
Федерации осуществляет Правительство
РФ. Однако данную норму не следует толковать
ограничительно: Правительство РФ – высший,
но не единственный орган в России, осуществляющий
исполнительную власть, она осуществляется
системой органов, причем находящихся
в иерархической зависимости. В этом заключается
одна из основных особенностей исполнительной
власти.
Конституция РФ содержит термины «система
исполнительной власти» (ч. 2 ст. 77) и «структура
федеральных органов исполнительной власти»
(ч. 1 ст. 112). Эти понятия близки, но не тождественны,
соотносятся они следующим образом: система
органов исполнительной власти – это
Правительство РФ, федеральные министерства
и ведомства, а структура органов исполнительной
власти – это конкретные органы исполнительной
власти, входящие в систему исполнительной
власти. Определяющая роль в формировании
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти принадлежит Президенту
РФ, законодательно эти вопросы не закрепляются.
Своими указами Президент РФ устанавливает
структуру федеральных органов исполнительной
власти и вносит в нее изменения, однако
функции и полномочия федеральных органов
исполнительной власти могут устанавливаться
не только в актах главы государства, но
и в федеральных законах, в постановлениях
Правительства РФ (например, в положении
о том или ином органе исполнительной
власти).
Ведущая роль в осуществлении исполнительной
власти в Российской Федерации принадлежит
Правительству РФ. Отправные положения
статуса Правительства РФ содержит гл.
6 Конституции РФ, а более детально его
статус регулируется Федеральным конституционным
законом «О Правительстве Российской
Федерации» с изм. и доп. Правительство
РФ – орган коллегиальный, в его состав
входят: Председатель Правительства РФ,
заместители Председателя Правительства
РФ, федеральные министры. В формировании
Правительства ведущая роль принадлежит
Президенту РФ, однако Председателя Правительства
РФ он назначает с согласия Государственной
Думы. Процесс формирования Правительства
выглядит следующим образом (схема). Не
позднее двухнедельного срока после вступления
в должность вновь избранного Президента
РФ или после отставки Правительства РФ
Президент РФ вносит в Государственную
Думу кандидатуру Председателя Правительства
РФ. Дума должна рассмотреть представленную
кандидатуру в течение недели. Если представленная
кандидатура будет отклонена, то новое
внесение кандидатуры Председателя Правительства
должно последовать в недельный срок (аналогично
– после повторного отклонения представленной
кандидатуры). Схема. Процедура формирования
Правительства РФ.
Если Государственная Дума отклонит представленную
кандидатуру и в третий раз, то Президент
РФ распускает Государственную Думу (с
назначением новых выборов) и назначает
Председателя Правительства РФ самостоятельно.
Норма эта императивная, следовательно,
максимум через семь недель после вступления
в должность нового Президента РФ или
после отставки Правительства будет назначен
новый Председатель Правительства РФ
(на практике назначение Председателя
Правительства РФ всегда осуществляется
быстрее, Государственная Дума в истории
современного российского конституционализма
ни разу не распускалась).
Президент РФ может трижды вносить в Думу
одну и ту же кандидатуру, именно такое
толкование конституционного положения
(ст. 11)6 дал Конституционный Суд РФ. Дальнейшее
формирование Правительства РФ осуществляется
также Президентом РФ, но уже по представлению
назначенного Председателя Правительства
РФ: в течение недели после назначения
Председатель Правительства РФ представляет
Президенту РФ предложения о структуре
федеральных органов исполнительной власти,
а после ее утверждения – конкретные кандидатуры
на должности членов Правительства (в
формировании персонального состава Правительства
Президент РФ каким-либо сроком не связан).
Освобождение от должности Председателя
и членов Правительства РФ также осуществляется
Президентом РФ: по личному заявлению
об отставке, в случае выражения недоверия
Правительству РФ Государственной Думой
или отказа в доверии при постановке вопроса
о доверии Председателем Правительства
РФ, в случае невозможности исполнения
своих полномочий (в том числе и по собственному
усмотрению главы государства). Освобождение
от должности Председателя Правительства
РФ влечет за собой отставку Правительства
РФ, при этом по поручению Президента РФ
Правительство продолжает функционировать
до сформирования нового Правительства
РФ, а исполнение обязанностей Председателя
Правительства РФ Президент РФ вправе
поручить одному из заместителей Председателя
Правительства на срок до двух месяцев.
Такая непрерывность и преемственность
в функционировании исполнительной власти
необходима, поскольку, будучи органом
общей компетенции и обладая достаточно
широкими полномочиями (закрепленными
в виде открытого перечня в ст. 14 Конституции
РФ и в гл. 3 Федерального конституционного
закона «О Правительстве Российской Федерации»),
именно Правительство РФ осуществляет
государственное управление во всех основных
сферах жизни общества: в сфере экономики,
бюджетной, финансовой, сфере кредитной
и денежной политики, социальной, науки,
культуры, образования, природопользования
и охраны окружающей среды, обеспечения
законности, прав и свобод граждан, борьбы
с преступностью, обеспечения обороны
и государственной безопасности, внешней
политики и международных отношений и
др.
Реализацию своих полномочий Правительство
РФ осуществляет посредством издания
актов: постановлений (нормативного характера)
и распоряжений (не имеющих нормативного
характера, издаваемых по оперативным
и другим текущим вопросам). В отличие
от актов Президента РФ правительственные
акты однозначно определены как подзаконные
акты: постановления и распоряжения Правительства
РФ издаются «на основании и во исполнение
Конституции РФ, федеральных законов и
нормативных указов Президента РФ», тогда
как указы и распоряжения Президента РФ
«не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам».
В случае противоречия актов Правительства
РФ Конституции РФ, федеральным законам
и указам Президента РФ акты Правительства
могут быть отменены Президентом РФ. Проекты
правительственных актов по предметам
совместного ведения Российской Федерации
и субъектов РФ направляются в законодательные
и исполнительные органы государственной
власти регионов, предложения которых
подлежат обязательному рассмотрению
в Правительстве РФ. Кроме постановлений
и распоряжений Правительство РФ может
принимать и иные акты, не имеющие правового
характера (обращения, заявления и пр.).
Заседания Правительства РФ проводятся
не реже одного раза в месяц. Подготовка
и проведение заседаний Правительства
осуществляются в соответствии с процедурными
нормами, закрепленными в Регламенте Правительства
РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются
наиболее важные вопросы, при этом ряд
вопросов, связанных с реализацией компетенции
Правительства, рассматривается исключительно
на правительственных заседаниях (о внесении
в Государственную Думу законопроектов,
в том числе о федеральном бюджете, установление
объема выпуска государственных ценных
бумаг, рассмотрение программ приватизации
федеральной государственной собственности,
рассмотрение вопросов заключения подлежащих
ратификации международных договоров
РФ и др.). По предложению Председателя
Правительства РФ, для решения оперативных
вопросов может образовываться Президиум
Правительства РФ, заседания которого
проводятся по мере необходимости, а его
решения могут быть отменены Правительством
РФ. Кроме того, из своего состава Правительство
РФ формирует различные комиссии и советы
(по информационной политике, по защите
интеллектуальной собственности, по координации
внешней политики, по подготовке к различным
датам и т. п.).
Смешанный порядок формирования Правительства
РФ (участие Государственной Думы в процедуре
назначения Председателя Правительства
РФ) корреспондирует и двойной ответственности
Правительства РФ. Правительство ответственно
в первую очередь перед Президентом РФ:
перед вновь избранным Президентом оно
слагает свои полномочия, глава государства
в любое время может отправить Правительство
в отставку (определенного срока полномочий
Правительство РФ не имеет, но очевидно,
что он не может превышать срока полномочий
Президента РФ, при этом ограничений по
количеству переназначений одного и того
же лица членом Правительства РФ не установлено).
Но и Государственная Дума по своей инициативе
вправе выразить вотум недоверия Правительству
РФ, который может привести к его отставке.
Однако в любом случае окончательное решение
об отставке Правительства принимает
Президент РФ, который может и не согласиться
с выраженным Думой недоверием, более
того, повторное выражение вотума недоверия
в течение трех месяцев может привести
к роспуску Государственной Думы. Персональный
состав Правительства РФ формируется
без участия Государственной Думы, поэтому
ответственность отдельных членов Правительства
перед парламентом не предусмотрена.
Правительство является высшим органом
исполнительной власти в Российской Федерации,
но основной объем повседневной работы
по государственному управлению в различных
сферах жизни общества выполняется федеральными
органами исполнительной власти. Указом
Президента7 проведена реформа системы исполнительной
власти в России. Указ закрепляет три вида
федеральных органов исполнительной власти:
министерство (орган, осуществляющий функции
по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в определенной сфере деятельности); федеральная
служба (орган, осуществляющий функции
по контролю и надзору в определенной
сфере деятельности, а также специальные
функции в области обороны, государственной
безопасности, защиты и охраны государственной
границы РФ, общественной безопасности,
борьбы с преступностью) и федеральное
агентство (орган, осуществляющий в определенной
сфере деятельности функции по оказанию
государственных услуг, управлению государственным
имуществом и правоприменительные функции).
При этом федеральные службы и федеральные
агентства находятся в ведении федеральных
министерств, которые осуществляют координацию
их деятельности и контроль за ней.
Членами Правительства РФ являются руководители
не всех федеральных органов исполнительной
власти, а только министры и должностные
лица в ранге министра. Ранг министра могут
иметь как руководители отдельных федеральных
служб и федеральных агентств (например,
директор ФСБ России), так и должностные
лица, не осуществляющие непосредственного
руководства никакими ведомствами (так
называемые «министры без портфеля»):
полномочный представитель Российской
Федерации при Европейском союзе, полномочный
представитель Правительства РФ в Государственной
Думе, Руководитель Аппарата Правительства
РФ и др.
Правительство РФ осуществляет общее
руководство федеральными органами исполнительной
власти, за исключением органов, ведающих
вопросами обороны, безопасности, внутренних
дел, иностранных дел, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий
стихийных бедствий, руководство деятельностью
которых осуществляет Президент РФ. Правительство
РФ лишь координирует деятельность указанных
министерств и ведомств. Наряду с оптимизацией
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти (в соответствии
с упоминавшимся Указом Президента РФ
количество федеральных министерств сокращено
почти вдвое, упразднены такие ведомства,
как государственные комитеты, федеральные
комиссии, федеральные надзоры, многие
министерства, федеральные агентства
и федеральные службы), административная
реформа предполагает и оптимизацию функций
федеральных министерств и ведомств, последовательное
освобождение этих органов от излишних
и дублирующих функций посредством передачи
этих функций негосударственным структурам.
Федеральные органы исполнительной власти
также издают свои (ведомственные) акты
нормативного и ненормативного характера.
В настоящее время функцией по осуществлению
нормотворчества на федеральном уровне
наделены только федеральные министерства.
Федеральные службы и федеральные агентства
по общему правилу осуществлять нормативно-правовое
регулирование в соответствующей сфере
деятельности не вправе. Это возможно
лишь в отдельных случаях, устанавливаемых
указами Президента РФ, речь при этом идет,
прежде всего, о федеральных службах и
федеральных агентствах, подведомственных
Президенту РФ, – ФСБ, ФСО, СВР и др.
Ведомственные нормативные правовые акты
могут быть изданы исключительно в форме
приказа, постановления, правил, инструкции,
положения и распоряжения, следовательно,
различные письма, телеграммы, циркуляры
и т. п. нормативными актами быть не могут. 8
На Министерство юстиции РФ возложена
важная функция – осуществлять регистрацию
ведомственных нормативных правовых актов:
а) затрагивающих права и свободы человека
и гражданина;
б) устанавливающие статус общественных
объединений;
в) межведомственных.
В субъектах РФ исполнительную власть
осуществляют органы, формируемые субъектами
РФ; однако на территориях регионов функционируют
и территориальные структуры федеральных
органов исполнительной власти, которые
органам государственной власти субъектов
РФ не подчиняются. Часть 2 ст. 77 Конституции
РФ содержит положение о том, что федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов РФ образуют
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации. Однако не менее
важным является и уяснение границ «исполнительной
вертикали»: органы исполнительной власти
образуют единую систему только в пределах
ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов,
а вне этих пределов региональные органы
исполнительной власти самостоятельно
осуществляют государственное управление
в различных сферах общественной жизни.
Подробная характеристика различных аспектов
правового регулирования государственного
управления в сфере функционирования
органов исполнительной власти составляет
предмет административного права России.
3.3. Судебная власть в Российской Федерации
В соответствии с принципом разделения
властей в Российской Федерации действует
самостоятельная и независимая судебная
власть, представленная совокупностью
органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации.Термин «судебная власть» употребляется в нескольких
значениях. Во-первых, судебная власть
- это деятельность судебных органов по
осуществлению возложенных на них полномочий.
Во-вторых, под судебной властью часто
понимают совокупность судебных органов,
судебную систему. В-третьих, с точки зрения
принципа разделения властей, судебная
власть - это определенная отрасль государственной
деятельности, совокупность функций, решаемых
государством в области разрешения правовых
конфликтов.Таким образом, предназначение
судебной власти - разрешать различные
правовые конфликты между членами общества,
между человеком и государством. Судебная
власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других
ветвей власти в государстве:
1) судебная власть осуществляется особыми
государственными органами - судами. Суды
в Российской Федерации в совокупности
образуют судебную систему;
Основополагающим принципом организации
судебной системы является ее единство
(ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается
путем: 1) установления
судебной системы Российской Федерации
Конституцией РФ и Законом о судебной
системе;