Принцип разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить принцип разделения властей в теории государства и права, обосновать его значение в организации государственной власти, а так же рассмотреть и проанализировать роль и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Ведь всё, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период.

Содержание

Введение………………………………………………………………...2 - 3
1. История концепции разделения власти……………….....................4 - 12
2. Принцип разделения власти в государствах различной формы правления……………………………………………………13 - 19
3. Появление и становление концепции разделения властей.
Принцип разделения властей в процессе формирования
правового государства ………...........................................................19 - 24
3.1. Законодательная власть ……..........................................................24 - 30
3.2. Исполнительная власть …………………………………………...30 - 38
3.3. Судебная власть …………………………..……………………….38 - 42
Заключение……………………………………………………...............43 - 44
Список использованных источников……………………….........................45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая полная тгп.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

3) федеральные арбитражные суды:                                                                                               а) Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей станцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;                                                                                                                                     б) федеральные арбитражные суды округов действуют на территориях соответствующих судебных округов. Вся Российская Федерация поделена в соответствии   с федеральным конституционным законом  «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов Российской Федерации;                                                                                             в) арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных   судов.                                                                                                                     Судами субъекта Российской Федерации являются:                                                                  1) конституционный  (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его   полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;                                                                 2) мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 

Заключение:

   Таким  образом, власть в  государстве может олицетворять  один человек (монарх, диктатор, харизматический  лидер), она может принадлежать  группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

   Традиционная концепция  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно  к современным государствам должна  пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

   В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас так же демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима.

   Какими бы ни были разными  варианты механизма действия  принципа разделения властей  теория в основе определяет  следующее его содержание. «Законодательная  власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

   Исполнительная власть в  лице своих органов занимается  непосредственной реализацией правовых  норм, принятых законодателем. Её  деятельность должна быть основана  на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

   Судебная власть призвана  охранять право, правовые устои  государственной и общественной  жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

   Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых  установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей».

   Таким образом, разграничение  единой государственной власти  на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах.

   В то же время они  гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации                                                                       2. Государственное (конституционное) право  Российской Федерации. Учебник. - М.: Издательство "БЕК", 1993.                                                                    4. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.1994 года "О структуре федеральных органов исполнительной власти"                                                                                                         5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти              6. Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"                                                                                                                7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 г. Москва "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"                     5. Закон Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации"                                                                                                               6. Закон РСФСР от 8.07 1981 года "О судоустройстве РСФСР"                              7. Закон Российской Федерации от 4.07.1991 года "Об арбитражном суде"              8. М.В. Баглай «Конституционное право РФ». Москва. 2003г.                                        9. Учебник «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева,   Москва, «Юристъ», 2002г                                                                                                              10. Н.М. Азаркин «Монтескье».Москва. «Юридическая литература» 1988год.    11. Николенко А.Э. Специфика реализации принципа разделения на уровне субъекта Российской Федерации: судебная власть. Вестник Института ГПС МЧС России. 2006. № 4.                                                                                            12. Николенко А.Э. Генезис теории разделения властей в правовой мысли России. / Николенко А.Э. // Актуальные проблемы теории и истории российского государства и права: Сб. научных статей./Под ред. Белозерова Б. П. - СПб.: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.

 

 

 

 

 

 

1 работы З.М. Черниловского,  В.Н. Кивеля, В.В. Лузина,

2 "Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей, –  гласит эта статья, – не имеет конституции".

 

3 Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) 

4 Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755)

5 Анри́-Бенжаме́н Конста́н де Ребе́к, фр. Henri-Benjamin Constant de Rebecque (25 октября 1767, Лозанна, Швейцария—8 декабря 1830)

6  Статья 11

1. Государственную власть в Российской  Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

 

7 Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

8 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены

 
*Конституционный контроль (но не судебный) осуществляет также Президент РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 85 Конституции РФ Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ.                                                                                                            ** Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». 

 

 


 



Информация о работе Принцип разделения властей