Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа
Процесс изучения истории России всегда увлекателен и интересен, потому что это в любом случае связано с определенным этапом жизни наших предков. Необходимость изучения истории России для русского человека неоспорима, так как судьба страны создавалась единением народов, традиций и культур.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается не только в историческом осмыслении написания «Грамоты..» 1785 года, но и затрагивает исследование правовых основ нашего государства, данное событие связано с дальнейшими экономическими и социально-политическими изменениями в развитии страны.
Введение 3
1. Причины и предпосылки подписания «Жалованной Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 года
1.1 Субъективные причины Екатерины II 8
1.2 Объективные причины создания «Грамоты…» 12
1.3 Неполное обоснование правового статуса дворянства. Краткий анализ правовых актов, предшествующих «Грамоте…» 20
2. Содержание и сущность «Жалованной Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 года
2.1 Личные права дворян 26
2.2 Имущественные права дворян 28
2.3 «О собрании дворян, установлении общества дворянского в губернии и о выгодах дворянского общества» 30
3. Значение и социально-экономические последствия принятия «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 года 34
Заключение 40
Список использованной литературы 44
Оглавление
Введение
Процесс изучения истории России всегда увлекателен и интересен, потому что это в любом случае связано с определенным этапом жизни наших предков. Необходимость изучения истории России для русского человека неоспорима, так как судьба страны создавалась единением народов, традиций и культур.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается не только в историческом осмыслении написания «Грамоты..» 1785 года, но и затрагивает исследование правовых основ нашего государства, данное событие связано с дальнейшими экономическими и социально-политическими изменениями в развитии страны.
В настоящее время, на данном этапе исторического развития России, оценивая и сравнивая нашу историю с историческими процессами, происходящими в странах Европы, приходится осознать, что Россия всегда шла уникальным и самобытным путем.
Изучение данной темы подчеркивает эту особенность нашей страны: дворянство России 18 века, его права и привилегии существенно отличались от прав и преимуществ европейских аналогичных социальных классов.
«Жалованная грамота дворянству» 1785 года, оформленная законодательным актом Екатериной II, внесла существенные преобразования, как в правовой системе России, так и в положение дворянского сословия в 18 веке и в последующие века, являлась фундаментальным законом.
Данная тема достаточно широко освещена в научной литературы в рамках изучения истории 18 века России. В процессе написания работы были изучены исторические труды следующих авторов: Соловьев С.М.1, Милов Л. В., Зырянов П. Н., Боханов А. Н., Сахаров А. Н. 2, Ключевский В.О.3, Радугин А. А. 4, Анисимов Е.В.5, Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А. 6, Андреев А.Р. 7, Брокгауз Ф., Ефрон И. 8, Дубина В.С., Польской С.В. 9 и других авторов.
Также были использованы
электронные ресурсы при
Целью моей работы является изучение исторических и правовых особенностей законодательных актов 18 века в России на примере «Жалованной грамоты дворянству», изданной в 1785 году.
Объект работы – «Жалованная грамота дворянству» 1785 года.
Предмет работы – изучение исторических и правовых особенностей законодательных актов 18 века в России.
В рамках поставленной цели курсовой работы определены следующие задачи:
1. Причины и предпосылки подписания «Жалованной Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 года
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства издана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ранее присвоенных дворянством льгот 14.
Царствование Екатерины II (1762—1796) стало временем непрерывных преобразований. Понятия «власть» и «реформы» в этот период оказались почти неотделимы. Преобразования были вызваны не только теми причинами, которые принято называть объективными (рост значения государства в жизни общества, реформирование несовершенных государственных и общественных структур), но и субъективными. И речь идет не только о вполне естественном желании новой императрицы укрепить свою личную власть, но и о присущей Екатерине потребности, ее глубоком желании воплотить в жизнь новые, передовые доктрины о новом отношении власти и общества, популярные в европейской «интеллектуальной державе» – сообществе ученых, писателей и политиков. В основе этих доктрин лежала идеология Просвещения 15.
Попытаемся поподробнее
рассмотреть объективные и
1.1 Субъективные причины Екатерины II
Сначала попробуем проанализировать субъективные причины, т.е. факторы и аспекты, касающиеся личности самой императрицы.
На мой взгляд, Евгений Викторович Анисимов ставит, именно субъективные причины на первое место. Он считает, что Екатерине, причастной к дворцовому перевороту и свержению Петра III, своего мужа, нужна была надежная поддержка в лице дворянского сословия.
Несомненно, Екатерина не отдавала приказ убить Петра. Но есть все основания полагать, что она и не предупредила эту трагедию, хотя сделать это могла 16.
Между тем, придя на престол в результате путча, свергнув и убив мужа – законного императора, Екатерина оказалась в сложном положении. Проблема укрепления власти, завоевание авторитета как правителя в первые годы было для нее задачей первостепенной. Довольно скоро после прихода к власти Екатерина выяснила, что необходимы преобразования высшего звена управления 17.
Екатерина совершила двойной захват: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца 18.
Политическая нестабильность
при ее предшественниках и серия
дворцовых переворотов приводил
Екатерина поверхностно знала положение дел в империи, свои правительственные средства и ожидавшие ее затруднения, а между тем она должна была сгладить впечатление переворота, путем которого вступила на престол, оправдать незаконное присвоение власти 20.
В гвардии бродили тревожные для Екатерины толки о возведении на престол Иванушки, как звали бывшего императора Ивана VI, также о том, зачем цесаревич Павел не коронован. В обществе поговаривали даже, что Екатерине для своего упрочения на престоле не мешало бы выйти замуж за бывшего императора. Екатерина виделась с ним вскоре по воцарении и приказала уговаривать его к пострижению в монашество. В гвардии составлялись кружки, «партии», впрочем не успевавшие сложиться в заговор21.
Нужный императрице результат – усиление императорской власти при ослаблении Сената – достигался, по мнению Екатерины, во-первых, созданием специального совета доверенных сановников-порученцев, во-вторых, реформой собственно Сената22.
По мнению практически всех авторов научных исторических трудов, императрица была человеком образованным, опытным политиком.
Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России»23.
Русская императрица, несомненно, достойна восхищения – столь глубоки ее познания, смелы реформаторские замыслы, основательно их исполнение. Остается загадкой, как из провинциальной немецкой принцессы, получившей домашнее образование, обреченной судьбой и выбором императрицы Елизаветы с 14 лет быть лишь женой наследника престола, матерью его детей, вырос выдающийся деятель нашей истории, реформатор, вставший в один ряд с Петром Великим и Александром II 24.
Екатерина II, будучи человеком европейски образованным, осознавала необходимость предстоящих перемен и со всей серьезностью взялась за тщательное изучение работ Ш.П. Монтескье, Вольтера, Д’Аламбера, Д. Дидро и др. В свое царствование она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития…25
Екатерине надобно было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя, что было им испорчено 26.
Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам 27.
Первые попытки Екатерины укрепления централизованной самодержавной власти были произведены в «Наказе».
В декабре 1766 года, воспламенившись идеями французских философов, Екатерина решила построить государство по их рецептам. Она пишет свой «Наказ» и издает указ о созыве законодательного собрания. «Наказ» носит такой «прогрессивный» характер, что в ряде европейских государств его запрещают печатать28.
Основной текст «Наказа» содержит 20 глав, поделенных на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П. Монтескье «О духе законов» и 106 — из книги ученого юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях»29
Однако «Наказ» в основном был документом, регламентирующим ее собственную императорскую власть:
Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным миром правит... Всякое другое правление не только было России вредно, но и в конец разорительно…30
В Наказе утверждается, что для России с ее пространствами и особенностями народа никакой иной формы, кроме самодержавия, быть не может. При этом провозглашалось, что государь должен править в соответствии с законами, что законы должны опираться на принципы разума, здравого смысла, что они должны нести в себе добро и общественную пользу и что все граждане должны быть равны перед законом 31.
Многие историки считают, что «Наказ» Екатерины II стал основой для таких нормативных актов, как Жалованная грамота дворянству 1785 года, Жалованная грамота городам 1785 года, Устав благочиния 1782 года 32.
Однако социального аспекта в нем не отражалось, в то время как императрице нужна была поддержка преобладающего класса.
Составительница «Наказа» считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего «самому правящему классу» 33.
…Екатерина была возведена на престол дворянской гвардией, а дворянство не довольствовалось законом о вольности дворянской, требовало расширения и укрепления своих прав как господствующего сословия. Гвардейско-дворянский голос был, разумеется, самым внушительным для верховной власти…34
Таким образом, перед Екатериной стояла задача законодательно регламентировать привилегии и «преимущества благородного российского дворянства» с целью соискания в лице «правящего класса» значительной поддержки государственной самодержавной власти. После скандального вступления на престол это было существенной необходимостью для императрицы, на мой взгляд, и отражало главную суть субъективной причины создания «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» 1785 года.
1.2 Объективные причины создания «Грамоты…»
Для понятия значимости провозглашенных прав и определения объективных причин подписания исследуемого документа, необходимо заглянуть в историю дворянства и изучить его социальное положение до принятия «Грамоты…».
Несмотря на то, что русская аристократия «европейничала», перенимая титулы, гербы и сословные характеристики, русское дворянство часто оценивается как не обладавшее европейским дворянским этосом: по мнению целого ряда историков, русские дворяне были только «слугами трона» и не имели понятия об «аристократическом сословном достоинстве». В рамках подобной интерпретации менталитет русского дворянства оказывается, прежде всего, менталитетом служебного класса (classe de service), тогда как европейское дворянство имело в своем основании честь и происхождение (l’honneur et la naissance). Несмотря на кодификацию законов и правовое образование по европейскому (в основном немецкому) образцу, России XIX века отказывают в существовании правового государства (Rechtsstaat) и европейского бюрократического аппарата с делегированной властью. Логичным следствием отсутствия делегированной власти и дворянского понятия о чести было и отношение к чиновничеству: русскому чиновнику, медленно карабкающемуся с одной ступеньки «Табели о рангах» на другую, отказывалось в европейском служебном этосе, из-за его «лживого чувства долга и недостатка служебной чести». Все эти характеристики привели к оценке русского дворянства и русской управленческой элиты как «специфической», не поддающейся анализу по «европейским» стандартам 35.
Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе же европейских представлений верхушка русского дворянства того времени — некий аналог виконтства.
Информация о работе Причины и предпосылки подписания «Жалованной Грамоты