Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 11:58, курсовая работа
Актуальность темы. Необходимость изучения правового нигилизма обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей про-блемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях развития российской государственности.
Явления правового нигилизма в массовом сознании России давно привлекли внимание и практиков, и теоретиков права.
Введение 3
1. Понятие и виды деформации правосознания 5
1.1 Понятие и виды правосознания 5
1.2. Виды деформации правосознания 9
2. Понятие и формы выражения правового нигилизма 13
2.1. Нигилизм как общесоциальное явление 13
2.2. Понятие и источники правового нигилизма 16
3. Проблемы правового нигилизма идеи в современной России 21
3.1. Правовой нигилизм и правовой идеализм 21
3.2. Пути преодоления правового нигилизма 26
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Качественные изменения,
произошедшие в процессе становления
в современной России основ правовой
государственности и
Определенные шаги на данном пути уже видны. Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. "Обстановка в современной России характеризуется глубоким
системным кризисом, социальной дезорганизацией, идеологической дезорганизацией, трансформацией общественных устоев, резкой социальной поляризацией и дифференциацией"20. Изменения же в сфере общественных отношений в целом обусловили сдвиги в системе ценностных ориентаций граждан. Это способствовало нарастанию уже в новых условиях негативных
явлений правового характера, которые исходят от самих граждан, таких как социальная напряженность, правовой нигилизм, правовая пассивность, нежелание во многом решать проблемные вопросы и социальные конфликты правовыми методами. "Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления, - справедливо отмечает В. А. Туманов, - и попыталась встать на путь правового государства: так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"21. Отсюда, представляется, и обратная связь: граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. На сегодняшний день можно говорить о низкой "природной" правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства, безусловно, не только противодействуют, но и тормозят процесс становления правового государства в России.
Имеет место и подрыв духовно-нравственных аспектов. Это пренебрежение, а в отдельных случаях и отрицание общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, способствуют развитию и закреплению таких антисоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция и др. При этом распространение негативной тенденции пренебрежения нормами нравственности и морали происходит угрожающими темпами. В ряде мест ситуация близка к неуправляемой. Эти обстоятельства, как объективное следствие, отрицательно влияют на состояние правовой системы, отношение к правовым предписаниям со стороны представителей власти, на механизм обеспечения самим государством конституционных прав и свобод граждан.
Такое состояние права и отношение к нему со стороны личности во многом обусловлено историческим развитием нашего общества. Тоталитарная система управления общественными отношениями и государством, наряду с определенными успехами, прежде всего социально-экономического плана, породила и целый ряд негативных явлений и тенденций, напрямую затрагивающих права и свободы человека и гражданина, а также развитие права в аспекте взаимодействия с общечеловеческими ценностями. Создание недемократической формации отодвинуло на второстепенное место личность, где человек с его личностным существованием был полностью включен в общество, стал частью коллектива, утратив при этом инициативу и правовую активность.
В тот период времени были нарушены сложившиеся прежде нравственные и культурные устои в обществе, недооценивались воспитание индивида, его личные человеческие качества. Само право подчас применялось против человека и гражданина. "Из права, - отмечает Н. И. Матузов, - максимально выжимали его карательные возможности. Право, с одной стороны, рудимент и помеха, с другой - оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство"22.
Сейчас российское общество в определенной степени обладает необходимым источником формирования более качественного права и сильного государства. Одним из таких источников становится инициатива, активность в сфере реализации предоставленных прав и свобод.
В этой ситуации возрастает значение правовой активности граждан, которую можно определить как энергичную деятельность в сфере права и правовых отношений. Ее можно охарактеризовать рядом признаков. Во-первых, правовая активность граждан - это всегда свободное правомерное поведение. По мнению академика В. С. Нерсесянца, "без свободных индивидов, без прав и свобод человека невозможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов - субъектов права"23. Во-вторых, данная категория характеризуется активным общением с правом, выражающимся в систематическом участии в правотворческой деятельности государства через реализацию каждым гражданином своего субъективного избирательного права. В юридической литературе правовая активность связывается с сознательной, свободной, внутренне необходимой, детерминированной высокими потребностями и интересами деятельностью граждан в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных и психофизиологических факторов. В-третьих, правовая активность граждан заключается в психологической готовности к реализации права, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права. Более того, "понимание", что человек реально обладает правом и, по существу, неизбежно должен его реализовывать, проходит через его психику, воплощаясь в дальнейшем в устойчивую психологическую готовность отдельного гражданина и общества в целом. В-четвертых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить именно от граждан.
Наличие у граждан высокого уровня правовой активности будет способствовать совершенствованию качества правотворчества на всех уровнях - от регионального до федерального, установлению надлежащей регламентации со стороны органов власти механизма правового регулирования.
Стоит особо подчеркнуть, что правовая активность граждан в условиях построения правового государства имеет ряд факторов своего развития. Это, прежде всего, правовое воспитание, правосознание и правовая культура.
В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы - важный компонент социально-психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей, что является важным в условиях становления правового государства. "Конечная цель воспитания, - справедливо замечает Л.С.Мамут, - превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т.д. еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере"24. Стоит согласиться с данным утверждением и констатировать необходимость создания всеобщего института правового воспитания всех граждан и общества в целом.
Правовая культура также
связана с правовой активностью
и в преломлении через
Что касается правосознания как одного из факторов развития правовой активности граждан, заметим, что в данной категории участвуют не только "знание" и "мышление", но и воображение, воля, чувство, человечес-
кая душа, человеческий институт. Правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина в процессе реализации правовых норм.
В рамках этого правосознание, безусловно, должно основываться на нравственном и духовном фундаменте, учете и всестороннем применении исторических особенностей и характерных черт российского общества, жизни и развития личности в России. Без наличия соответствующего культурного уровня, нравственного климата невозможно провозгласить принципы правового государства26. При этом общечеловеческие ценности должны быть с правом взаимосвязаны, слиты воедино. В этой связи следует согласиться с утверждением В.К. Бабаева и В. М. Баранова: право - это "система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют гражданские государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека"27.
В итоге, представляется, граждане должны сами, исходя из своей естественной общечеловеческой сущности, найти наиболее правильный, реальный путь применения правовой активности. В результате данного процесса решаются две задачи. Во-первых, гражданин, а значит и государство, приобретает в содержании своих правовых правил поведения и отношений естественное качество, состоящее из общечеловеческих принципов и норм, и, во-вторых, действие активности граждан, и в первую очередь правовой, проверяется на эффективность. Если гражданин, общество и государство после определенного периода времени все так же отрицают нравственные и моральные ценности, не поднимают их статус и значение, не включают их в нормы права, значит, активная правовая деятельность граждан и государства в целом была неверной, ошибочной.
Конечно, сама нравственность и общая культура должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Академик В. Н. Кудрявцев по этому поводу замечал: "Представляется плодотворной идея создания Комитета духовного возрождения России, который взял бы на себя подготовку комплексной государственной программы возрождения духовной культуры и нравственности населения. Такая программа могла бы сделать движение вперед в сфере нравственности и культуры более определенным"28. В институт общегосударственной правовой идеологии может быть воплощена предложенная идея о всеобщем, активном выполнении всеми россиянами и другими элементами политической системы общества предписанных норм права, совместном активном стремлении в реализации предоставленных прав, свобод и общечеловеческих ценностей.
В целом же в свете проблемы развития правовой активности граждан можно отметить следующие характерные черты, присущие общегосударственной правовой идеологии: во-первых, она должна служить средством консолидации мнений и взглядов всех социально-корпоративных групп, существующих в государстве; во-вторых, современная правовая идеология российского народа должна взять лучшее из прошлого и настоящего; в-третьих, общегосударственная правовая идеология должна быть понятна всем слоям населения, учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к правовым нововведениям и инновациям, а также характерный приоритет коллективного, общественного интереса над личным; в-четвертых, данная идеология должна активизировать исследование исторического и социального развития России; в-пятых, при большой степени нормативности основных принципов и элементов идеологии она может превратиться в собственно правовые нормы либо способствовать развитию последних; и, в-шестых, общегосударственная правовая идеология станет главнейшим материальным воплощением развития в обществе такой правовой категории, как правовая активность граждан. Н. И. Матузов, выделяя две категории мировоззрения, отмечает: 1) возможность и 2) действительность. В свою очередь он различает абстрактную и реальную возможность. "Реальная возможность... обладает для своего воплощения в жизнь всеми предпосылками"29.Таким образом, что действительно правовое государство - это реализованная через правовую идеологию правовая активность.
Нигилизм (в переводе с лат. — ничто) вообще выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.
Суть правового нигилизма в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основой массы населения.
Одним из ключевых моментов здесь выступает пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей.
Одним из наиболее эффективных способов преодоления правового нигилизма является повышение правовой культуры населения.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием "беспредел". Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Информация о работе Проблемы правового нигилизма идеи в современной России