Проблемы соотношения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе политико-правового развития России понятия государственности, демократии и права стали играть все большую роль. Россия обречена, быть супердержавой, чтобы отстаивать свои интересы и здесь достижение определенных успехов на пути развития указанных понятий имеет большое значение. Определить свою самость как государство, свою правовую культуру и демократический строй – значить уцелеть в борьбе за экономическое превосходство, в борьбе за суверенитет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и формы демократии
1.1 Понятие и признаки демократии 5
1.2 Функции и принципы демократии 8
1.3 Формы демократии 11
ГЛАВА 2. Соотношение демократии с государством и правом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 76.93 Кб (Скачать файл)

 

миниcтерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологий и управления»

 

Кафедра «Гражданское право и процесс»

 

Кяхтинский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Теория государства  и права»

на  тему: Проблемы соотношения государства и права

 

Исполнитель: студент заочной формы обучения набор 2012 г.

Титов Антон Сергеевич/_________________/

Руководитель работы /_________________/ к.т.н., доцент Ж.Б. Доржиев

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи___________

Дата защиты_________

Оценка______________

 

 

 

 

 

 

Кяхта, 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 стр

ВВЕДЕНИЕ                   3

 

ГЛАВА 1. Понятие и формы демократии                                 

 

1.1 Понятие и признаки демократии                                                                5

1.2 Функции и принципы демократии                                                              8

1.3     Формы  демократии                                                                                       11

 

ГЛАВА 2. Соотношение демократии с государством и правом                       

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                    28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ           30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе политико-правового  развития России понятия государственности, демократии и права стали играть все большую роль. Россия обречена, быть супердержавой, чтобы отстаивать свои интересы и здесь достижение определенных успехов на пути развития указанных понятий имеет большое значение. Определить свою самость как государство, свою правовую культуру и демократический строй – значить уцелеть в борьбе за экономическое превосходство, в борьбе за суверенитет.

В последнее время очень много  говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, т.е. сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования. Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.

Круг авторов, размышляющих на данную тематику весьма широк и знаково  репрезентативен, они далеко не во всем друг с другом согласны.

Целью работы является изучение общественной дискуссии по поводу указанных понятий в современной российской практике и теории. Задачами являются не только изучение специальной юридической литературы, но и богатой публицистики, приведение размышлений и аргументации представляемых тезисов.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

1.1. Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» греческого происхождения  и образовано от слов «demos» – народ и «kratos» – власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Это связано с тем, что исторически первой формой государственной демократии была рабовладельческая демократия Древней Греции (V-IV вв. до н. э.), где демос – крестьяне, городские ремесленники, мелкие торговцы (рабы в демос не входили) как полноправные граждане греческого города-государства – полиса через Народное собрание (верховную и законодательную власть полиса) участвовали в выработке законов, в избрании высших должностных лиц. В дальнейшем политический опыт Афинского государства (оно, кстати, было небольшим: от столицы до крайней его точки – всего несколько десятков километров) был положен в основу создания современных демократических государств.

Термин «демократия» используется с различными смысловыми оттенками и может обозначать:

а) особую форму организации государственной  власти, при которой власть принадлежит  не одному лицу, а всем гражданам, пользующимся равными правами на управление государством (именно так демократия понималась в Древней Греции);

б) форму устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии в них решений по большинству;

в) мировоззрение, основанное на идеалах  свободы, равенства, уважения прав человека и меньшинств, народного суверенитета и др.;

г) социальное движение как форму  воплощения в жизнь идеалов демократии.

Однако в любом случае демократия как социальное явление неразрывно связана с таким явлением, как власть. Демократия есть способ (один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т. п.) власти. В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.

Признаки демократии:

а) Демократия имеет государственный характер:

1) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

2) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

3) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

б)  Демократия имеет политический характер:

1) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм:

а) общее право голоса;

б) равенство при выборах;

в) тайное голосование;

г) прямые выборы и т.п.

Необходимо вспомнить, что ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена»;

2) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

в) Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан – экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно – и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

г) Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу – ко всем субъектам политической системы (они же – и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам – учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

д)  Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

1.2. Функции и принципы демократии

Функции демократии – основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия – не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить  на две группы:

а) раскрывающие связь с общественными отношениями;

б) выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций  демократии можно отнести следующие:

а) Организационно-политическая – организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

б) Регулятивно-компромиссная – обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

в) Общественно-стимулирующая – обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

г) Учредительная – формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

д) Контрольная – обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

е) Охранительная – обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии – непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом  основных принципов демократии объясняется  стремлением укрепить международную  антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

а) политическая свобода – свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение – на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

б) равноправие граждан – означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

в) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения – предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

Информация о работе Проблемы соотношения государства и права