Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Эта теория носит идеалистический характер, ибо считает, что собственность, к примеру, не существует как объективная реалия, а являются плодом воображения в сознании людей. Точно также она придает дейcтвительный характер мнимому договору, заключенному сумасшедшим с дьяволом и т. п. Короче говоря, эта теория усматривает в психологии и даже в болезненном воображении душевнобольных изначальный источник правоотношений, которые порождают реальные права и обязанности.
Следовательно главные причины происхождения права и государства эта теория усматривает не в окружающей их экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и в эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.

Содержание

Введение _______________________________________________________3
Понятие и общая характеристика теории права Л. И. Петражиского _ 5

1.1. Право и нравственность ______________________________________5

1.2. Философия права профессора Л.И. Петражицкого _______________5

Глава II. Некоторые виды и разновидности права ________________18

2.1. Деление права на интуитивное и позитивное ___________________ 18

2.2. Интуитивное право __________________________________________ 19

2.3. Справедливость _____________________________________________ 20

2.4. Позитивное право и его виду __________________________________ 21

2.5. Законное право ______________________________________________ 21

2.6. Обычное право ______________________________________________ 23

Заключение _____________________________________________________24

Список использованной литературы _______________________________25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему Психологическая теория права Л.И.Петражицкого.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

   В-третьих,  так  как  позитивное  право  согласно  своей  природе   и  социальной  унификационной  функции  расходится  и  должно  неизбежно  расходиться  с  интуитивным правом  по  степени приспособляемости к конкретным  обстоятельствам,  в частности должно  устанавливать резкие  границы,  точно определяемые  объемы  в области объектов  и релевантных фактов, игнорировать  неподдающиеся контролю факты и проч.,  то и при отсутствии  в тех или иных  областях  разногласий и конфликтов  указанных выше  категорий неизбежно должны  получаться  разногласия между позитивно   и интуитивно-правовыми решениями конкретных  дел и житейских вопросов,  конкретных  казусов.

Таким  образом,  что  касается отношений  между  интуитивным  и  позитивным  правом  по  содержанию,  «то  здесь  имеются  минимальные  и  максимальные  пределы  согласия  между  ними,  и  фактическое  отношение  состоит в колебаниях  в  разные  моменты  истории,  у  разных  народов и  т. д.,  между  этими  пределами».4

 

 

 

2.2. Интуитивное  право

 

    Установленные  выше  общие   положения  о праве  содержат  по  мнению Л.И. Петражицкого  соответствующие  учения  об  интуитивном  праве:  учения  о природе его как императивно-атрибутивных  переживаний и отличии от  нравственности  как чисто императивных  переживаний; учение  о дальнейших  особенностях  и тенденциях,  связанных с этой  природой,  в области мотивационного  и  воспитательного  действия  соответствующих  переживаний,  в  области  условий  выполнения,  реакций  на  нарушение  и  проч.;  учение  об  элементах  интуитивного  права – о  подлежащих  эмоциях  и представлениях:  объектных,  субъектных  и  релевантных  фактах;  учение  о  соответствующих  проекциях:  о  нормах,  правоотношениях, обязанностях  и  правах   интуитивного   права     и  их         представляемых       элементах.  Л.И.  Петражицкий  считает,  что  задачей  специального  учения  об  интуитивном  праве  является  дополнительное  выяснение  того,  что  специально  свойственно  интуитивному  праву  по  сравнению  и   по  отношению  к  позитивному.

    Законы,  массовое  правовое  поведение   людей,  служащее  нормативным   фактом  в  области  обычного  права,  и  другие  нормативные  факты  представляют  не  что  иное,  как    продукты  проявления   интуитивного  права  соответствующих  лиц,  индивидов  и  масс,  получающие  затем  в  психике  других  самостоятельное  значение.

  Интуитивное  право  имеет свою,  ограниченную,  сферу  существования  и  действия,  и   вопросы  формальностей,  технических  порядков и т. п.,  поскольку  они  подвергаются  правовому   решению,  относятся  к  исключительной  компетенции  позитивного  права.

  По  поводу  же  действия  интуитивного  права  в  пользу  соответственных  изменений  позитивного  права,  а  также  по  поводу  соответственного  влияния  интуитивного  права  на  толкование,  научную  разработку  и  применение  позитивного  права  автор  замечает,  что  подлежащее  действие  интуитивного  права  по  большей  части  остается  скрытым  и  незаметным  не  только  в  смысле  отсутствия  соответственного  словесного  или  письменного  выражения,  но  и  в  смысле  отсутствия  знания и  понимания  действующими,  например,  отстаивающими  известное  толкование  существующего  права  или  известную  его  реформу  под  влиянием  давления  интуитивного  права,  того,  что   их  заставляет  действовать  в  соответственном  направлении.  Интуитивное  право  действует  в  качестве  незримого,  закулисного  фактора,    на  сцене  же  появляются разные  иные  аргументы  и   соображения,  составляются  разные  теории,  политические,  социальные  учения.  Несмотря  на  свою  подчас  большую  поверхностность,  односторонность  и  произвольность,  подлежащая  аргументации,  теории,  учения,  раз  они  по  своему  направлению  соответствуют  требованиям  зарождающегося  и  укореняющегося  интуитивного  права,  представляются  люди  весьма  удачными  и  убедительными, приобретают распространение и популярность,  иногда  такую же  веру  и почитание,   как бывает  в религиозной области.  Сила  их  коренится не  в их  интеллектуальном  содержании,  а в эмоциональной интуитивно-правовой  почве.

  Сферой  действия  интуитивного  права  является  область наделения  благами  и  причинения  зол,  распределение  благ  и  зол,  в  отличии  от  позитивного  права,  которое  решает  неотносящиеся  к  этой  сфере  вопросы,  вопросы  формальностей,  технических  порядков  и  т.  п.

   Интуитивное право, как его  понимал Петражицкий, не следует  путать с правом естественным, к возрождению которого в России  в начале ХХ в. ученый не  имел отношения. Вернее, он не  имел отношения к тому пониманию  «возрожденного естественного права», которое сформировалось в кружке московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект рационального, желательного, «правильного» права и поэтому никак не может быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права на два вида по признаку существования и желательности существования представляет собой такую же классификационную несообразность как, например, деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие» или «идеальные» собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности, независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение позитивных законов.

 

2.3. Справедливость

 

   В  справедливости  люди  усматривают    высший  руководящий  свет;  в  вере  в  существование  справедливости  они   находят  успокоение  и  утешение  в  бедствиях  и  страданиях жизни.  Но  что  такое справедливость,  где  и  в  каком  виде  она  существует,  каков  ее  принцип?  На  эти  вопросы пытается  ответить  Л.И.  Петражицкий  в  своем труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».

  В  изложенном  выше интуитивном   праве   содержаться  данные  для   разрешения проблемы  о  природе   справедливости.  А  дело  в   том, что  по  словам  Л.И.  Петражицкого  справедливость  представляет  собой не  что иное,  «как  право в нашем смысле,  а именно  интуитивное право»5.

Справедливость  как  реальное  явление  есть  явление  духовной  жизни,  психическое  явление,  и  для  научного,  достоверного  познания  соответствующих  феноменов  требуется  применение  соответствующего  метода,  самонаблюдения  и  соединенного   метода.  Применяя  этот  метод Л.И.  Петражицкий  считал,  что  мы  имеем  дело  не  с  переживаниями  симпатии  по  чьему-либо  адресу,  не с суждениями  об  общественной  целесообразности  или вообще  какими  бы  то  ни  было  приспособленными  суждениями  и расчетами и т.  д.,  а с принципиальными,  нормативными  переживаниями в смысле  соответствующего  образованного выше  понятия;  здесь  имеются  этические  эмоции,  эмоции  долга,  соответствующее  поведение  представлено  у  автора  как должное,  независимо  от  каких  либо  целей  и  расчетов.  Из  этого  следует,  что  представление  или  восприятие  чужого  поступка,  представляющегося  нам  явно   несправедливым  по  отношению  к  кому-либо,  вызывает  соответствующее этическое  порицание  или  негодование;  воспоминания  же  о   собственном  поступке  этого  рода  вызывает  соответствующие  этические  угрызения  совести.

  Применяя  деление  права  на  два  вида:  интуитивное  и  позитивное  и  изучая  переживания  справедливости  с  этой  точки  зрения  автор  констатирует,  что  здесь  мы  имеем  дело  с  интуитивно  правовыми  синонимами,  с  суждениями  не  о  том,  что полагается  по  закону,  а по  нашим собственным,  независимым от  внешних авторитетов убеждениям.

  Сообразно  с   этим  сами  законы,  правовые  обычаи  подвергаются  критике   с  точки  зрения  справедливости,  другие  порицаются  или  даже  отвергаются  с  негодованием  как  несправедливые.

  Справедливость  отличается  индивидуальной  изменчивостью   по  содержанию,  имеет  различное   содержание  у    разных  классов   людей  и  индивидов,  обладает  большей  способностью  приспособляемости   к  конкретным  обстоятельствам,  чем  позитивное  право,  развивается  постепенно  и  незаметно.  Нормы  справедливости  представляются    с  наивно-проекционной  точки  зрения,  вследствие   независимости  от  местных  законов,  обычаев  вечными,  неизменными,  имеющими  всеобщее  значение.

 

 

 

 

 

 

2.4.  Позитивное  право и его виды

  Под  позитивным   правом,  как  реальным  явлением  Л.И.  Петражицкий  разумеет  «императивно-атрибутные  переживания,   содержащие  в  себе  представления    нормативных  фактов  как  оснований  обязанностей».6

  В  области   позитивного  права  можно   различать  несколько   видов   и  разновидностей,  смотря  по  тому,  на  какого  рода  нормативные  факты  имеется   ссылка  в  данных  позитивно-правовых  переживаниях.

  Учение  о  видах  права  заимствовано  у  древних  римских  юристов,  но  оно  скрывается  под  своеобразным  и,  по-видимому,  означающим  нечто  иное  именем  учения  о  так  называемых  «источниках  права».  По  мнению  Л.И.  Петражицкого  к  источникам  права  относят  законное    и  обычное  право.

   В  области   позитивного  права  следует   различать  три  различные   вещи:

  1. Нормативные  факты,  соответствующие  поступки  людей,  постановления  законодателей  и  т.  д.
  2.   Императивно-атрибутивные  переживания,  связанные  с  представлениями  этих  фактов – само  позитивное  право  как  реальный  феномен.
  3.   Соответствующие нормы,  эмоциональные фантазмы,  порожденные этими переживаниями.

  В  области   изучения  позитивного  права  и  отдельных  его  видов  – дело  зависит от психического  состояния подлежащих  индивидов или народных  масс,  от  их  психических склонностей,  психических привычек  и диспозиций,  убеждений разного рода. Так что восприятия  и представления соответствующих фактов,  например,  изданных  в  надлежащей  форме  государственных  законов,  обычаев  предков  иногда   возбуждают  в  их  психике  позитивно-правовую  реакцию,  вызывают  соответствующее  позитивное  право.

    С  точки   зрения  психологической  теории  права    как  императивно-атрибутивных  переживаний  круг   факторов,  могущих  играть  роль   нормативных   в  области  позитивного  права,  значительно   шире,  и  видов  позитивного  права  значительно  больше.

 

    1.  Законное  право

      Законы, или законные правовые  нормы— выражения и понятия с точки зрения Петражицкого Л.  И. Однозначащие — суть, по господствующему определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства, порядке.

Далее, законы в  тесном смысле автор  делит на основные, или конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы, определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права. Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить. Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

В процессе образования  законов Петражицкий  Л.  И.  Различает пять стадий: 1) почин, или  инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается   внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

  Промульгацией   называется  повеление  со  стороны  главы  государства   обнародовать  и  исполнять   утвержденный  им  закон.

  Закон вступает  в действие, признается обязательным  для граждан, не раньше обнародования.  Момент начала действия закона может быть установлен в самом законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или менее продолжительное время, для доставления населению возможности надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать известными народонаселению с момента  выхода  в  свет  того  номера  официального  издания,  в  котором  он  напечатан.

И здесь следует  сказать: центр тяжести понятия  и учения о законном праве и  законах должен быть перенесен в область право-психологического действия; существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное императивно-аттрибугивное сознание.

Информация о работе Психологическая теория права Л. И. Петражицкого