Развитие и становление политологии в современом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

Для их решения осуществляются:

  • структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация;
  • управление государственной собственностью;
  • создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.

Социальная функция включает в себя:

  • установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
  • поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
  • обеспечение занятости;
  • развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

  • установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
  • проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
  • контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

  • борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

  • установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
  • контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

  • государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
  • сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
  • признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
  • охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
  • выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования  межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Характеристика  основных внешних функций Российского  государства


Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние  годы, существенно изменили внешние  функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:

  • политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
  • участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
  • сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
  • Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
  • укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
  • обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую  экономику и сотрудничества с  другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

  • участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
  • участие в деятельности международных экономических организаций;
  • совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
  • предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Внешняя деятельность государств (в  том числе и России) в современных  условиях будет эффективной и  плодотворной лишь тогда, когда она  будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.


 

 Существует  несколько концепций происхождения  государства. 
     Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. На государя возложены основные обязанности по распространению учения Божьего, по наказанию врагов, творящих зло, и по созданию условий для благочестивой жизни людей. 
     Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа". 
     Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности. 
     Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия либо в силу склонности большинства к подчинению. 
     Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим). 
     Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации. Для поддержания порядка и подавления сопротивления потребовалось создание государственных органов и принятие законов. Подобная трактовка государства была обоснована австрийским политическим социологом социал-дарвинистской направленности Л. Гумпловичем. 
     Расовая концепция опирается на постулат, что существуют высшие и низшие расы, а государство необходимо для обеспечения господства первых над вторыми. Современные исследователи отвергнули эту теорию. 
     Органическая концепция проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Все элементы государства взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нарушение этой гармонии приводит к болезни всего организма и даже к его смерти. Этот взгляд на государство обосновал английский социолог Г. Спенсер. 
     Ирригационная концепция связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока. 
     Спортивная концепция, получившая развитие в трудах испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, выводит генезис государства из распространения спорта. Система физического воспитания в Спарте, по его мнению, способствовала возникновению сильной армии и в конечном итоге - государства. Олимпийские игры стали фундаментом процесса объединения древнегреческих социал-дарвинистской и возникновения единого государства. 
     Как показывают исследования историков и этнографов, не может существовать только одно объяснение в отношении возникновения всех государств. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества.

  • На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы:
    • появление частной собственности и имущественного неравенства, а в конечном итоге и антагонистических классов;
    • рост численности и увеличение плотности населения;
    • завоевание одних народов другими;
    • потребность защиты от внешних врагов;
    • общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности;
    • потребности организации ирригационных работ (государства Древнего Востока).

1. Формы государственного  правления. Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Государства по форме правления классифицируются на республики и монархии. 
     Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления характерна сегодня для 50 государств, из которых 12 - европейские. Современные формы монархии представлены такими разновидностями, как абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская монархия (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая монархия (Бахрейн, Иордания, Кувейт, Марокко). 
     При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточивается вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и смещает правительство, вершит высший суд.

  • Конституционная парламентская монархия характеризуется следующими особенностями:
    • власть монарха ограничивается конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменять конституцию, а его власть символична. Например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решения Кабинета министров должны иметь королевскую подпись, но при этом сами монархи не пользуются правом вето с 1710 г. и не собираются использовать его в будущем;
    • правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства (премьер-министр - наиболее значимое лицо в политической жизни);
    • правительство отвечает перед парламентом, а не перед монархом.

В чем смысл сохранения института  монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором  актуализируется историческая память народа. 
     В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широки в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию либо в республику. 
     Республика (от лат. res publicа - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

  • В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:
    • парламентская (Германия, Израиль, Индия, Италия);
    • президентская республика (Аргентина, Мексика, США). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей.

Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). В основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль невелика. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и смещает главу исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может высказывать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр. 
     Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отвергнутый закон, но чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю. 
     В ряде стран сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разнообразными: одни из них тяготеют к парламентским формам правления, другие - к президентским.

Информация о работе Развитие и становление политологии в современом мире