Развитие и становление политологии в современом мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 207.94 Кб (Скачать файл)

Условия функционирования демократического режима: 1. наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных  органов и государственного аппарата; 2. отсутствие системы привилегий, связанных  с обладанием властью; 3. наличие  возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан; 4. наличие упрощенной процедуры  отзыва депутатов и смены чиновников; 5. гарантии равноправия граждан, признание  права каждого человека на критику  властей и любых ее представителей.

Среди демократических режимов часто  выделяют:

• либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;

• консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);

• консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства;  
   
• анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону (такой была Россия в период «двоевластия» в 1917 г., в период «перестройки» конца 1980-х гг.);

• полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.   

  В политической науке различают прямую (непосредственную) и представительную демократию. Современные демократические страны являются странами представительной демократии, в них воля народа осуществляется не непосредственно (как, например, в античных демократиях), а через избранных народом представителей в выборные общенациональные парламенты и местные представительные учреждения (органы местного самоуправления).

Хотя идея демократии получила в  современном мире широчайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живет все еще меньшинство населения земли. Во многих странах демократия служит лишь респектабельным фасадом преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются нежизнеспособными и терпят крах. Какие же факторы делают возможным переход к демократии и от чего зависит ее стабильность? Ответить на эти вопросы пытались многочисленные научные исследования, осуществленные на Западе после второй мировой войны. Их авторы на основе сравнительного анализа обширного статистического материала выявили целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических предпосылок демократии. 
 
Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономического развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. Так, США перешли к демократии еще в XIX в. на преимущественно доиндустриальной стадии, В то же время, несмотря на относительно высокое промышленное развитие СССР, ГДР, Чехословакии, Южной Кореи, Бразилии и т.д., там вплоть до недавнего времени существовали тоталитарные или авторитарные режимы. 
 
От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления. 
 
Еще одно важное условие демократии — развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио и телевидения. СМИ помогают гражданам компетентно судить о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. В странах с большой территорией и высокой численностью населения без массовых коммуникаций демократия практически невозможна. 
 
Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в государствах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика препятствует концентрации экономической и политической власти в руках одной из групп общества или партийно-государственного аппарата. Она обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тоталитарного государственного контроля, стимулирует развитие у него таких необходимых для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость. Без рынка не может быть гражданского общества, на котором базируется современная демократия. Нуждаясь в конкурентных рыночных отношениях, демократия вполне совместима и со значительным развитием системы государственных предприятий и социального обеспечения. 
 
Рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, как относительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягчать социальные конфликты, легче достигать необходимого для демократии согласия. 
 
Общественное богатство оказывает благоприятное воздействие на демократизацию общества в том случае, если способствует сглаживанию социального неравенства. Это — следующая предпосылка демократии. Доказано, что поляризация социального неравенства порождает острые политические конфликты, разрешение которых часто невозможно с помощью демократических институтов и методов. Поэтому поляризация общества на богатых и бедных — серьезное препятствие для демократии, хотя эта форма правления невозможна и при уравнительном распределении благ. 
 
Для демократии наиболее благоприятна модель декомпозиции социального неравенства, преобладающая в современных индустриально развитых странах. Эта модель не допускает концентрации различных дефицитных благ (дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д.) у одной социальной группы (класса), а требует их рассредоточения в обществе так, чтобы индивид, имеющий низкий показатель в одном отношении (например, в доступе к власти), мог компенсировать себе это за счет обладания другими благами (например, высоким доходом и образованием). Такая структура социального неравенства препятствует статусной поляризации общества и возникновению острых массовых конфликтов. 
 
Декомпозиция социального неравенства в значительной мере совпадает с такой общей предпосылкой демократии, как социальный плюрализм. Он означает многообразие социального состава населения, наличие в нем не относительно однородной, аморфной массы, а четко оформившихся классов, профессиональных, региональных, религиозных, культурных, этнических и других групп, обладающих коллективным самосознанием. Такие группы сдерживают тенденцию к концентрации государственной власти, выступают противовесом силам, стремящимся к ее монополизации, создают возможность установления эффективного контроля над властью. Социальный плюрализм характеризует развитость гражданского общества, его способность к формированию независимых от государства партий и групп интересов, т.е. к политическому плюрализму. 
 
Социальный плюрализм не противоречит такой важнейшей предпосылке демократии, как наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, поскольку сам этот класс внутренне дифференцирован и состоит из различных групп, близких по важнейшим стратификационным показателям: доходу, образованию и т.д. Средний класс отличается высоким уровнем образования, развития самосознания личности, чувства собственного достоинства, компетентностью политических суждений и активностью. Он больше, чем низшие и высшие слои, заинтересован в демократии. В современных западных демократиях средний класс составляет большинство населения. Не случайно их нередко называют обществами «двух третей», что отражает благополучное существование в них примерно двух третьих всех граждан. 
 
Помимо среднего класса опорой демократической формы правления- являются предприниматели — связанная с рынком конкурентная буржуазия. Принципы плюралистической демократии вполне соответствуют ее образу действий и индивидуалистическому мировоззрению. Формирование демократии обычно идет успешней в больших государствах с развитым внутренним рынком и конкурентной буржуазией. Страны же с односторонней, ориентированной на экспорт экономикой и сросшейся с государством монополистической буржуазией больше предрасположены к авторитаризму. 
 
Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство собственного достоинства. Необразованный человек по существу стоит вне политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны власти или других политических сил. 
 
Наличие разнообразных экономических и социальных предпосылок не обязательно порождает демократическую форму правления. Однако переход к демократии возможен и наиболее вероятен в индустриально развитых странах с рыночной экономикой, сглаженным социальным неравенством и невысокой конфликтностью, многочисленным средним классом и влиятельной рыночной буржуазией, плюралистической социальной структурой. И наоборот, в государствах с большим количеством малообеспеченных людей, поляризацией в распределении доходов и имущества и, как следствие, с острыми социальными конфликтами демократия не будет эффективной и жизнестойкой. 
 
 Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой менталитет, способы восприятия и осмысления политики, переработанный в человеческом сознании опыт людей, их установки и ценностные ориентации, характеризующие отношение граждан к власти. 
 
Демократия может укорениться лишь на почве гражданской политической культуры, сочетающей качества активистской и подданнической культур. Такая ее двойственность отражает необходимые для демократии активное участие в политике, способность править — с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства — с другой. 
 
Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит «целостная», тотальная политическая культура, рассматривающая государство, общество и индивидов как единое целое и не допускающая автономии личности и политических институтов по отношению к государству. Демократии враждебна и культура, почитающая власть и ее иерархическое устройство, терпимая к политическому насилию. И, напротив, ей благоприятствует открытая, индивидуалистическая политическая культура, допускающая общественный плюрализм и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничениям и компромиссам. 
 
 На политическую культуру и поведение граждан большое влияние оказывает религия. Во многом формируя менталитет, наиболее глубокие структуры политического сознания и мировосприятия людей, религия может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное воздействие на утверждение демократического правления оказал протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства. 
 
Далеко не все религии стимулируют развитие демократии. Так, например, плохо совместим с ней ислам, особенно его идеи отрицания различий между политикой и религией, между духовной и светской жизнью. Ему чужда сама проблема политического участия граждан. В общем плане демократии препятствуют религии и культуры, не оставляющие личности свободного пространства и выбора и претендующие на совершенство и завершенность, на религиозную регламентацию личной и общественной жизни, ее жесткое подчинение конечным целям. 
 
Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеет внешнее влияние. Оно проявляется двояко: через прямое военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и иное воздействие и с помощью влияния примера демократических государств. Как показала история, демократия может быть результатом не только внутреннего развития, но и следствием внешнего воздействия, в том числе с помощью силы. В десятках бывших колоний демократические институты создавались под прямым воздействием метрополий, а в отдельных государствах, например в Доминиканской Республике и ФРГ, — после военной оккупации. Однако в случае привнесения извне демократия не будет стабильной и жизнеспособной до тех пор, пока не создадутся необходимые для нее внутренние предпосылки. 
 
В общем плане процессу демократизации способствует соседство с влиятельными демократическими державами и их разносторонняя поддержка. Однако далеко не всегда помощь со стороны таких стран бывает значительной и бескорыстной, тем более, если речь идет о крупных государствах — бывших соперниках и потенциальных конкурентах.


  • 1. Партия как политический институт. Партийные системы
  • Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.

Формирование  партий было довольно длительным и  сложным процессом. Первоначально  партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

Массовые  политические партии возникли впервые  в США в связи с президентскими выборами 1800 г. Первой массовой и постоянно  действующей партией в Европе была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения  массовых политических партий послужило  распространение всеобщего избирательного права.

Каждая  партия создавалась для защиты интересов  определенных групп населения (как  правило, экономических или национальных).

Партии, как правило, не однородны и имеют  внутри себя фракции - группы выдвигающие  программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование  в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку  помогает ей сохранить свое влияние  среди различных групп избирателей.

Политика  партии вырабатывается в ходе внутрипартийной  политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие  органы многих партий составляются на основе представительства от различных  фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить  интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных  категорий избирателей, поскольку  только так можно одержать победу на демократических выборах.

Политические  партии в современных обществах  выполняют следующие функции:

представительство - выражение интересов определенных групп населения;

социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

идеологическая  функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

По  характеру доктрин партии делятся  на: революционные; реформаторские; консервативные; реакционные.

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует  государственную систему управления);

авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического  режима и пользующиеся его поддержкой);

парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

Существует  классификация партий по критерию организационной  структуры:

централизованные (в тоталитарных странах, когда формальные структуры партий сгруппированы  вокруг одного человека);

децентрализованные;

кадровые (получают поддержку от политически  активной элиты, располагают собственными элитами и кредиторами; организационно оформлены - их члены получают билеты и платят партийные взносы);

массовые (многочисленные партии стран Запада, которые соперничают с целью  завоевания новых членов, пытаясь  охватить все социальные слои общества; в них можно свободно вступить, часть из них организационно не оформлена; н-р, Республиканская и Демократическая  партии США, Консервативная партия Великобритании);

партии  с формально определенными принципами членства;

партии  со свободным членством.

По виду партийного руководства  партии бывают:

коллективного руководства;

коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

личностного руководства;

харизматического  руководства;

консенсуального руководства.

Действующие в той или иной стране политические партии составляют партийную систему.

Согласно  количественному критерию партийные  системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Однопартийная система. В стране могут формально  существовать и другие партии, но все  они признают руководящую роль за «главной» партией и не претендуют на государственную власть. Так было в странах Восточной Европы (ГДР, Болгария, Польша), сейчас в некоторых  странах «третьего мира».

Двухпартийная система. Две основные партии, которые  периодически сменяют друг друга  у власти. Другие партии не выдерживают  конкуренции с ними и на выборах  чаще всего поддерживают одну из них (Великобритания: консервативная и  лейбористская партии; США: демократическая  и республиканская партии; Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия и др.).

Многопартийная  система. Большое количество партий, представляющих интересы различных  социальных слоев. При этом все партии имеют одинаковые возможности для  борьбы за власть. В условиях широкого партийного плюрализма на выборах, как  правило, ни одна партия не набирает большинства  голосов избирателей (более половины). Поэтому партии часто образуют коалиции, избирательные блоки, выставляют общих  кандидатов во власть. Многопартийная система функционирует ныне во многих странах: Франции, Германии, Италии, России, Японии, Испании, Швеции и других.

Мировой опыт показывает, что наиболее рациональной в политическом плане является двухпартийная  система.

Существует  и другая классификация партийных  систем:

- буржуазно-демократическая партийная  система

Сформировалась  в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется  следующими правилами:

в обществе идет легальная борьба за власть;

власть  осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку  парламентского большинства;

постоянно существует легальная оппозиция;

между партиями внутри партийной системы  существует согласие относительно соблюдения этих правил.

- социалистическая (фашистская) партийная  система

существует  только одна легальная партия;

партия  руководит государством на всех уровнях  государственного аппарата;

Возникновения такой политической системы связано  с кризисом демократических или  авторитарных систем правления.

- авторитарная партийная система

Такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает  государство, а не партия, которая  играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается  существование других партий.

2. Политическая  идеология: понятие, структура,  функции. Основные идеологии современности

политический партия идеология парламентский

Политическая идеология  представляет собой систематизированную  совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или  иной общественной группы и требующих  подчинения индивидуальных помыслов и  поступков как можно большего числа людей соответствующим  целям и задачам использования  власти. Коротко говоря, политическая идеология -- это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование, и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

Уровни функционирования (структура) ПИ:

1) теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития (т.е. те идеи и принципы, во имя которых совершаются определенные действия);

2) программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя, таким образом, нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан;

3) актуализированный - характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках.

Термин «идеология»  был введен в научный оборот в XVIII веке французскими ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.

Принципиальной  позицией является категорическое разведение идеологии и науки, отрицание  у идеологии познавательных функций.

М. Вебер относил  идеологию, как и другие мировоззренческие  и религиозные образования, к  области веры, отрицая тем самым  даже саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивают политическое мировоззрение и современные политологи Э. Шиллс и У. Матц.

Вслед за М. Вебером  К. Мангейм рассматривал любую идеологию  как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений. Однако он уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии, и в частности ее способности  сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Инструментом распространения  идеологического влияния служит пропаганда.

Функции политической идеологии:

1. Важнейшей функцией  политической идеологии является  легитимация власти определенных  политических сил и режимов.

2. Идеологии выполняют  мобилизующую и интеграционную  функции, объединяющие людей в  социальное целое. Они поднимают,  направляют социальные слои и  классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за  свои интересы.

3. Идеологии несут  в себе критическую функцию.  Они обладают критическим зарядом  осмысления действительности и  ниспровержения иных идеологических  кумиров.

4. Когнитивная функция  политической идеологии связана  с тем, что она несет знания  об обществе и его конфликтах. Искажение действительности происходит  в соответствии с определенными  социальными интересами.

Конструктивная  функция политической идеологии  проявляется наиболее четко при  принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться  и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных  индивидов, социальных групп, вдохновляют  их на активное участие в политическом процессе.

5. Политическая  идеология выполняет нормативную  функцию. В ней фиксируется  определенный политико-идеологический  императив, с которым сверяются  практические проекты, содержатся  политические ориентиры-нормы, которых  следует придерживаться.

6. Политические  идеологии выполняют компенсаторную  функцию, вселяя надежду на  благополучное изменение социального  бытия, как бы компенсируя социальную  неудовлетворенность, дискомфорт  в наличном бытии.

Информация о работе Развитие и становление политологии в современом мире