Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:51, реферат
Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.
Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.
У политологов нет единого мнения
относительно формы правления, сложившейся
в современной России. С определенными
оговорками она может быть отнесена
к президентско-парламентской
Ассамблейно-независимая
модель сложилась в Швейцарии. Хотя
парламент избирает правительство (Федеральный
Совет), он не может его отозвать, выразив
вотум недоверия. Правительство обладает
правом законодательной инициативы. Федеральный
Совет осуществляет функции "коллективного
президента". Ежегодно из его состава
избирается президент, который осуществляет
чисто представительские функции.
2. Формы государственного
устройства характеризуют территориальное
деление государства и соотношение полномочий
центральных и региональных (местных)
органов власти.
Основными формами государственного территориального
устройства являются унитарное государство, федерация
и конфедерация.
Унитарное (от
лат. unitas - единство) государство предполагает
распространение на всю его территорию
единой системы права, органов государственной
власти и управления, единого гражданства
(Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные
органы управления не обладают какой-либо
политической самостоятельностью, но
могут быть самостоятельными в хозяйственной
и социально-культурной сферах. Унитарные
государства бывают централизованными(
Федерация (от
лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное
союзное государство, состоящее из государственных
образований (штатов, кантонов, республик,
земель и т.п.), обладающих определенной
политической самостоятельностью в рамках
распределения полномочий между общефедеральным
центром и субъектами Федерации. Классическое
возникновение федеративных государств
осуществлялось "снизу" "вверх"
через интеграцию ранее самостоятельных
государственных образований в единое
государство. Правда, инициатива "снизу"
могла подкрепляться силовым воздействием:
гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика
О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких
случаях - договор) устанавливают степень
самостоятельности субъектов Федерации.
Отношения между центром и субъектами
строятся на основе фиксации пределов
самостоятельности ее субъектов в различных
сферах и распределения полномочий: часть
из них является исключительной компетенцией
федерального центра, другая - субъектов
Федерации, третья - совместной компетенции.
Субъекты Федерации могут иметь собственные
конституции, правовую и судебную систему,
свои органы власти и управления, свое
гражданство. В большинстве случаев члены
федерации не имеют права одностороннего
выхода из союза. Как правило, в таких государствах
существует дополнительное разделение
самой законодательной власти между двумя
палатами парламента. Одна палата является
органом представительства субъектов
федерации, другая - органом общефедерального
представительства. В Федеральном Собрании
российской Федерации эти функции соответственно
выполняют Совет Федерации, в который
входят по два представителя от каждого
субъекта (по одному от законодательного
и исполнительного органа государственной
власти), и Государственная Дума; в Федеративной
Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США
- Сенат и Палата представителей.
Наконец, федерация может представлять
собой смешанный тип, сочетая
в себе оба основания (современная
Россия, Пакистан). Разнотипный характер
Российской Федерации проявляется
в наличии трех видов субъектов,
что закреплено ст. 5 Конституции
РФ: национальные республики, административно-
Сложность федеративного построения России
проявляется также в том, что один субъект
Федерации (автономия) может входить в
состав другого субъекта (область, край).
Подобный принцип "два в одном" порождает
комплекс экономических и административных
проблем в сложносоставленных регионах
(Тюменская область, Красноярский край
и др.). На волне суверенизации 90-х гг. резко
обострилась проблема децентрализации
подобных регионов, выразившаяся в желании
автономий стать полностью самостоятельными
и независимыми от областной (краевой)
власти. В первую очередь, эти проблемы
коснулись тех сложносоставленных субъектов
Федерации, где наблюдается большой разрыв
между субрегионами по основным показателям
экономического развития и уровню жизни.
Мировой же опыт, в том числе история последних
лет существования СССР, показывает, что
чрезмерная экономическаягетерогенность ча
Таким образом, федерализм - явление сложное
и противоречивое. Он может сочетать в
себе тенденцию к централизации и децентрализации,
центростремительные и центробежные силы.
Добавим к сказанному выше, что центробежные
силы, раскалывающие федерацию, могут
определяться языковой, религиозной и
культурной гетерогенностью общества.
Центробежным противостоят центростремительные
силы, которые объединяют федерацию: хозяйственно-экономические
связи, финансовая система, расходы федеральной
власти на социальные программы, содержание
вооруженных сил и др.
Ряд ученых выделяют симметричные и асимме
Конфедерация -
союз юридически и политически независимых
государственных образований для осуществления
конкретных совместных целей2. Такими целями являются оборона, внешняя
политика, экономическое сотрудничество.
Члены конфедерации сохраняют свой государственный
суверенитет, независимую систему органов
власти, собственное гражданство, валюту
и законодательство. Конфедеративное
государство неустойчиво и перерастает
либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария
в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
В историческом прошлом мира встречалась
такая специфическая форма государственного
устройства, как империя (например, Бельгийская,
Британская, Российская). Империи имели
обширную территориальную основу, разнородный
этнический состав населения и строились
на основе господства и подчинения между
центром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы
межгосударственных союзов, которые трудно
отнести к какой-либо конкретной форме
государственного устройства. Примером
может быть Содружество независимых государств
(СНГ) - более аморфная, нежели конфедерация,
форма объединения государств. И напротив,
государства Европейского Сообщества,
создав единый рынок, единую валюту и наднациональные
политические органы - Европарламент,
Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают
тенденцию к объединению в специфическую
ассоциированную форму государственного
устройства.
Термин “политический режим” появился
в 1960-1970 гг. В юридической литературе
отсутствует единый подход к пониманию
термина “политический режим”.
“Учение о различии государств или
о государственных формах является
столь же шатким и неустановленным,
как и определение понятия
государства”.
Некоторые авторы считают, что политический
режим является одним из элементов формы
государства. “Под формой государства
понимаются организация политической
власти в государстве, взятая в единстве
ее трех основных элементов (или сторон)
– формы правления, формы государственного
устройства и политического режима”.
В. С. Петров вводит термин политический
режим в триаду формы государства.
«Понимая так форму государства, он дает
определение её трех элементов: “Форма
правления – это организация верховной
власти в государстве, характеризующаяся
ее источником и принципами взаимоотношения
органов власти между собой и с населением.
Форма государственного устройства –
это административно- территориальная
и национально-государственная организация
власти, характеризующаяся принципами
взаимосвязи составных частей государства
и их органов между собой и с государством
в целом.»[1]
Политический режим – это конкретное
проявление государственной организации,
выражающаяся в состоянии и характере
демократии и политической свободы в обществе”.
Другие авторы политический режим к одному
из элементов формы государства не относят.
“Под формой государства понимается в
широком смысле образ правления и государственное
устройство, а в узком смысле – только
форма правления”.В современном мире
можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга.
“О характере режима, существующего в
той или иной стране, могут свидетельствовать
разнообразные факторы. Однако наиболее
важны из них следующие:
- способы и порядок формирования органов
государственной власти,
- порядок распределения между различными
государственными органами компетенции
и характер их взаимоотношений,
- степень гарантированности прав и свобод
граждан,
- роль права в жизни общества и решении
государственных дел,
- место и роль в государственном механизме
армии, полиции, контрразведки, разведки
и других аналогичных им структур, степень
реального участия граждан и их объединений
в государственной и общественно-политической
жизни, в управлении государством,
- основные способы разрешения возникающих
в обществе социальных и политических
конфликтов”.
Основная статья: Демократия
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах Характерные черты: 1.Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; 2.Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; 3.Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; 4.Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; 5.Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; 6.Отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.
Условия функционирования демократического
режима: 1. наличие системы контроля
со стороны гражданского общества за
деятельностью государственных
органов и государственного аппарата;
2. отсутствие системы привилегий, связанных
с обладанием властью; 3. наличие
возможностей и условий для своевременного
и полного политического
Основная статья: Авторитаризм
Авторитаризм (от лат. auctorit
Существует два определения авторитаризма:
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:
Военно-бюрократический режим
Корпоративный авторитаризм устанавливается
в обществах с вполне развитым
экономическим и социальным плюрализмом,
где корпоративное
Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:
Информация о работе Развитие и становление политологии в современом мире