Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 18:19, курсовая работа
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности, каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Понятие Конституции…………………………………………………5
1.1.Конституция: понятие, функции ...…………………………………………..5
1.2.Виды Конституции ……………………………………………………………9
ГЛАВА II. Этапы развития Конституции Российской Федерации…………...12
2.1. Конституция РСФСР 1918 года: принятие, основные положения……….12
2.2. Вторая конституция РСФСР и первая конституция СССР……………….15
2.3. Третья конституция………………………………………………………….18
2.4. Четвертая конституция……………………………………………………...20
2.5. Конституция Российской Федерации 1993 года…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
Конституция окончательно
утвердила приоритет союзного
законодательства над
И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
2.4. Четвертая конституция
Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году.
В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия. Работа над Конституцией заняла долгие годы. 7 октября 1977 г. по докладу Л.И.Брежнева Верховный Совет СССР принял третью Конституцию СССР. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР.
В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года говорится о преемственности идей и принципов с тремя ее предшественницами.
Конституция 1978 года воплощала
теоретически несостоятельную концепцию
построения развитого социализма и
общенародного
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.
Классовый характер конституции подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии, определив ее в ст. 6 в качестве «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций».
Знаменательно, что появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу Конституции СССР (в прежней она включалась в десятую и положение о ней составляло часть ст. 126).
Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
Господствующей идеологией
признавался научный коммунизм;
Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем – капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.
Сохранилась в Конституции
1978 года классовая ориентированность
демократии, которая именовалась
«социалистической демократией»
Однако рамки ее были значительно
расширены. Утверждался в частности,
принцип равенства граждан
Конституция Российской Федерации 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.
Конституция РСФСР, вслед
за Конституцией СССР весьма значительно
изменилась структурно. В отличие
от Конституции 1937 года в ней появились
11 разделов. Делившихся на 22 главы. Конституция
стала в значительной мере более
объемной и углубила систематизацию
конституционных норм по предметному
признаку. Так в разделе 1 «Основы
общественного строя и
В отношении положений
Конституции РСФСР, отражающих ее федеративное
устройство, можно отметить следующие
моменты: Конституция не предусмотрела
необходимости утверждения
Конституция РСФСР 1978 года простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.
Необходимость конституционных перемен назревала объективно.
2.5. Конституция Российской Федерации 1993 года
Конституция 1993 года принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостояния законодательной власти и президента. Иногда этот конфликт приписывают несовершенству государственного строя начала 90-х годов, тому, что законодатели нарушили принцип разделения властей в свою пользу.
Кризис носил политический, а не правовой характер и решался он политическими и силовыми, а не правовыми методами.
Переходная российская система начала 90-х годов, латаемая на каждом Съезде народных депутатов старая советская Конституция способствовали развитию кризиса.
Определенный отпечаток на процесс развития конституционного законодательства и на содержание самой конституции в переходный период в России наложило то обстоятельство, что вместе с проводимыми в них реформами это развитие было инициировано «сверху», со стороны правящих кругов, а не «снизу», со стороны широких слоев общества.
С помощью конституционного законодательства, и в первую очередь с помощью самой конституции, создаются условия для нового конституционного – государственного и общественного строя. Поэтому принятие новой конституции должно явиться той основой, которая будет способствовать установлению необходимой стабильности в обществе.
Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.
Конституция 1993 года впервые
применила дефиницию
Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, верховенство, стабильность, фундамент системы права.
С помощью Конституции 1993
г. создаются условия для
Наряду с законодательным
закреплением различных форм собственности
существуют и другие пути создания
экономических основ нового государственного
и общественного строя. Среди
них: расширение круга субъектов
хозяйствования; упразднение государственной
монополии в сфере
Суть данного положения
выражается в следующем: власть не должна
сосредоточиваться в одних
В конституционном
В конституционных законах
переходного периода, по сравнению
с конституционными актами прежних
периодов развития общества и государства,
не только провозглашается более
широкий круг прав и свобод граждан,
но и более открыто и развернуто
определяются их ограничения. Так, в
Конституции России, объявляющей, что
«человек, его права и свободы
являются высшей ценностью» (ст. 2), вместе
с тем говорится, что «права и
свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом».
Эти ограничения допускаются
только в той мере, «в какой это
необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства»
(ч. 3 ст. 55). Ограничения прав и свобод
граждан России «с указанием пределов
и срока их действия» могут
устанавливаться также в связи
с введением чрезвычайного
Конституция Российской Федерации
провозглашается основным законам
прямого действия, как отмечается
в ст. 15, «имеет высшую юридическую
силу, прямое действие» и применяется
на всей территории страны. Важной особенностью
является признание приоритета международного
права перед
Но многие положения Конституции
РФ далеки от совершенства, в них
нет ясности, нет правовой нормы.
А это ведет к тому, что значительная
по масштабам и очень важная сфера
отношений продолжает регулироваться
не правовыми, а какими-то иными, в
первую очередь политическими методами
и средствами. Например, в системе
государственных органов
Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.
Информация о работе Развитие конституционного законодательства в России