Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены и раскрыты:
- понятие конституции в целом;
- виды конституций, которые выделяются конституционным правом на современном этапе развития этой науки;
- этапы развития Конституции Российской Федерации.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………………стр 3
2. Понятие конституции……….………………………………………………………..стр 3
3. Виды конституций…...……………………………………………………………….стр 4
4. Этапы развития Конституции Р.Ф...………………………………………………...стр 6
5. Первая Конституция………………………………….………………………………стр 8
6. Вторая Конституция……………………………………………………………...…..стр 9
7. Третья Конституция…………………………………………………………...……..стр 11
8. Четвертая Конституция……………………………………………………...……….стр 12
9. Конституция Российской Федерации 1993 года…………………………………....стр 14
10.Заключение.………………………………………………………………………......стр 16
11.Литература.…………………………………………………………………………...стр 17

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр II, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стала  задача, заключающаяся во внедрении  соответствующей идеологии в  массовое сознание. Дело в том, что  Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное  государственное устройство: большие  города. Которые являлись сосредоточием  политической, экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального  обеспечения. Подъем промышленности в  России в начале ХХ века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем  квалификации (или уровень квалификации не требующем получения образования  как базовой системы понятий). В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского  населения в город. Была создана  система профподготовки кадров для  промышленности удовлетворяющая необходимым  темпам роста. В результате за 10-15 лет  образовался (фактически с «нуля») класс  людей имеющих профессию, но не имеющих  образования. Расслоение в городе, прежде всего по финансовому признаку достигло огромных размеров. Как следствие  этого расслоения произошла первая попытка передела собственности  в 1905 году. Фактически эти события  представляли собой стихийный крестьянский бунт. Какая либо идеология отсутствовала. Помимо этого официальная идеология  государства была дискредитирована внешними событиями: русско-японской и  начавшейся вскоре после нее 1-й мировой  войной. Отречение Николая II осложнило и без того непростую ситуацию. Лозунг «За веру, Царя и Отечество» перестал быть актуальным. Параллельно в России появились мысли о возможности устройства демократического общества.

По  замечанию В.И. Ленина, Великая Октябрьская  социалистическая революция осуществила  «…перенесение центра тяжести в  вопросах демократизма с формального  признания формального равенства  буржуазии и пролетариата, бедных и богатых на практическую осуществимость пользования свободой (демократией) трудящейся и эксплуатируемой массой населения».

Послеоктябрьское  конституционное развитие характеризовалось  ломкой имперской государственной  системы и формированием основ  новой государственности.

Декреты первых лет послереволюционного  периода отражали ликвидацию капиталистической  системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; словом старого государственного аппарата – администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода  в России базировались на утопических  представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой  победы социализма во всех странах  и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры  пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, ставшая  органической частью первой Конституции  РСФСР 1918 г., выражала решимость «вырвать человечество из когтей финансового  капитала и империализма». Исторической задачей Советской власти провозглашалось  «беспощадное подавление эксплуататоров.

Начиная от первых декретов Октября конституционное  законодательство России,  прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

 

 

Первая  конституция

 

 

10 июля 1918 года постановлением V Всероссийского съезда Советов, принята Конституция РСФСР. По сравнению со всеми последующими основными законами страны, первая Конституция 1918-го года не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.

Конституция РСФСР – первая Советская Конституция, в разработке которой принимал участие  В.И. Ленин, открыто провозгласила  классовый характер закрепленных в  ней прав. В.И. Ленин говорил, что  «…в мире не бывало таких конституций, как наша. В ней записан опыт борьбы и организации пролетарских масс против эксплуататоров и внутри страны, и во всем мире». Здесь были закреплены политические права и  свободы, обеспечиваемые только трудящимися, а также равноправие граждан  независимости от расовой и национальной принадлежности, свобода совести.

  Определяя основы устройства  общества, она руководствовалась  лозунгами, под которыми шли  к власти большевики, и опиралась  на первые декреты советской  власти, принятые до середины 1918-го  года. Конституция закрепляла власть  за Советами, за рабочим населением  страны, объединенным в городских  и сельских Советах (ст.10). конституция  1918 года закрепляла как основное  орудие строительства социализма  господство диктатуры пролетариата.

Руководствуясь  интересами рабочего класса в целом, Конституция лишала отдельных лиц  и отдельные группы лиц прав, которые  они могли использовать в ущерб  интересам социалистической революции.

Конституция РСФСР 1918 года провозгласила и некоторые  обязанности – трудится, защищать социалистическое Отечество.

  Объявлялись незаконными какие-либо  привилегии или преимущества  и на этом основании, какое  бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или  ограничение их равноправия (ст.20)

К числу отличительных черт Конституции 1918-го года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на все мировое  сообщество. Так, в статье 3 говорилось: «Ставя своей основной задачей уничтожение  всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической ориентации общества и победы социализма во всех странах…». При этом открыто  признавалась необходимость применения насилия в целях утверждения  принципов нового социалистического  строя. Первая большевистская Конституция  в этом смысле была самой откровенной.

Государственная власть принадлежала только трудящейся части населения, составляющей абсолютное его большинство. Предусматривалось  лишение политических прав нетрудящихся классов и групп.

  Первый Основной закон коммунистической  России гласил: «Эксплуататорам  не может быть места ни в  одном из органов власти. Власть  должна принадлежать целиком  и исключительно трудящимся массам  и их полномочному представительству  – Советам рабочих, солдатских  и крестьянских депутатов». Принцип  тайного голосования и разделения  властей отвергался как «пережиток  буржуазного парламентаризма». «Полномочные  представительства трудящихся масс»  избирались на собраниях открытым  голосованием. В этих условиях  даже недовольное большинство  не осмеливалось голосовать против  власти. Те же, кто все-таки решался,  открыто высказать свое несогласие, объявлялись «контрой». С которой  поступали по законам революционного  времени. В избирательном праве  рабочим предоставлялись определенные  преимущества по сравнению с  другими классами, в т.ч. и с  крестьянством.

Говоря  о верховных органах власти и  конституционном контроле, следует  отметить: Конституция РСФСР 1918-го года установила, что верховным органом  власти в стране является Всероссийский  съезд Советов, а в период между  съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комисаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Конституция РСФСР от 1918-го года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах  федерации в РСФСР (ст.11). устанавливалась  взаимосвязанная единая система  центральных и местных органов  государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как  и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в  значительной степени копирует Союзную.

 

 

Вторая  конституция

 

 

 

Следующая Конституция, принятая в 1924 году, мало отличалась от первой. Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией 1924 года стало объединение РСФСР с  другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции  СССР 1924 года.

Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года стал затем составной частью первой Конституции СССР 1924 года. В  соответствии с этим Договором независимые  социалистические республики РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР приобрели статус союзных советских социалистических республик  и образовали новое  государственное объединение –  СССР. В Договоре решался вопрос распределения компетенции между  федерацией и ее субъектами, а также  об образовании высших органов федерации, урегулирование вопросов гражданства; устанавливается принцип верховенства союзного закона, намечались основы построения совнаркомов республик. Договор  устанавливал, что за каждой республикой  сохраняется право свободного выхода из состава Союза ССР. Договор  обязывал союзные республики внести изменения в свои конституции  на основе союзного договора.

Очередные задачи советской власти оставались все теми же, что и впервые месяцы революции. За прошедшее время большевики отстояли власть в гражданской войне, но ее еще предстояло укрепить и  обезопасить. Очистить страну от скрытых  и потенциальных врагов и превратить ее в мощный плацдарм для дальнейшего  завоевания мира. А для этого в  одинаковой мере подходила любая  конституция – как первая российская, так и первая советская.

  В соответствии с Конституцией  СССР 1924 года верховным органом  государственной власти стал  Съезд Советов СССР, в период  между съездами – Центральный  Исполнительный Комитет (ЦИК)  СССР, а в период между сессиями  ЦИК СССР – Президиум ЦИК  СССР. ЦИК СССР имел право отменять  и приостанавливать акты любых  органов власти на территории  СССР (за исключением вышестоящего  – Съезда Советов). Президиум  ЦИК имел право приостанавливать  и отменять постановления СНК  и отдельных народных комиссариатов  СССР, ЦИК и СНК союзных республик.  Акты съездов Советов союзных  республик Президиум ЦИК мог  лишь приостановить, передав вопрос  об их отмене на рассмотрение  ЦИК СССР. На практике Президиум  ЦИК СССР, как правило, не отменял  акты, признанные им неконституционными, а предлагал  органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками. Центральные исполнительные комитеты союзных республик имели право опротестовать декреты и постановления СНК СССР в Президиум ЦИК СССР. В исключительных случаях ЦИК и республик и их президиумы имели право приостанавливать распоряжения народных Комисаров СССР.

Вторая  Конституция РСФСР, принята 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в  стране, происшедшее в связи с  окончанием гражданской войны и  образованием СССР.

Черты преемственности в этой Конституции  положений Конституции 1918 года значительны. Характерно, что в ряде случаев  имеются ссылки на нормы последней.

В отличие от Конституции 1918 года Конституция  РСФСР 1925 года не включала в свой текст  «Декларацию прав трудящегося и  эксплуатируемого народа», однако записала, что исходит из основных ее положений  и воспроизводила многие из них.

  Эта конституция юридически оформила  новый государственно-правовой статус  России как союзной республики  в составе СССР. Конституционно  закреплялось федеративное устройство  России. Статья 2 Конституции РСФСР  1925 года гласит «Российская Республика  есть социалистическое государство  рабочих и крестьян, строящееся  на основе федерации национальных  советских республик».

В ст. 19 определяется, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции  Союза, на территории РСФСР имеют  обязательную силу постановления верховных  органов СССР. За этим исключением  никакие органы, кроме Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории РСФСР. Этим косвенно подтверждались суверенные права РСФСР  вне пределов прав Союза, однако прямого  указания на суверенитет РСФСР в  Конституции 1925 года не содержится. Не было также закреплено в этой Конституции  сохранение за РСФСР права выхода из состава Союза ССР (хотя такая  норма в Конституции СССР 1924 года имелась).

  Эта Конституция подробно регламентирует  устройство советской власти:  закрепляет систему органов власти  автономных социалистических республик,  местных органов государственной  власти, избирательную процедуру,  бюджетные права РСФСР, государственную  символику.

Последующее конституционное развитие РСФСР  также напрямую связывалось с  принятием новых союзных конституций. Причем, этот процесс шел по линии  все большего совпадения структур и  содержания конституций республик  с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций  всех союзных республик

Поэтому основные черты и особенности  последующих советских конституций  РСФСР являлись в полной мере производными от соответствующих характеристик  конституций СССР.

Информация о работе Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации