Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены и раскрыты:
- понятие конституции в целом;
- виды конституций, которые выделяются конституционным правом на современном этапе развития этой науки;
- этапы развития Конституции Российской Федерации.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………………стр 3
2. Понятие конституции……….………………………………………………………..стр 3
3. Виды конституций…...……………………………………………………………….стр 4
4. Этапы развития Конституции Р.Ф...………………………………………………...стр 6
5. Первая Конституция………………………………….………………………………стр 8
6. Вторая Конституция……………………………………………………………...…..стр 9
7. Третья Конституция…………………………………………………………...……..стр 11
8. Четвертая Конституция……………………………………………………...……….стр 12
9. Конституция Российской Федерации 1993 года…………………………………....стр 14
10.Заключение.………………………………………………………………………......стр 16
11.Литература.…………………………………………………………………………...стр 17

Вложенные файлы: 1 файл

тгп.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

Юридической определенности, характерной для  положений о полномочиях Президента, не хватает ряду других очень важных разделов Конституции РФ.

Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались  еще в последних редакциях  постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако  Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого  ею общественного и государственного строя строго правовое оформление.

Она впервые применила дефиницию  общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его  принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны  нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения в  систему органов государственной  власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала  принципы двухпалатного построения представительного органа государственной  власти.

Конституция  обеспечила высокий уровень своей  стабильности, закрепив достаточно сложный  внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения Конституции  РФ далеки от совершенства, в них  нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера  отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в  первую очередь политическими методами и средствами.

Нерешенность  проблемы соотношения центра и мест привела к созданию Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года федеральных округов  с назначением полномочных представителей. Мера, безусловно, полезная. Но в тексте Конституции РФ для нее вряд ли можно найти иное основание, кроме  ч. 1 ст. 90 («Президент издает указы…») и  п. «к» ст. 83 (о назначении и освобождении полномочных представителей).

В системе государственных органов  последнего десятилетия крупную  роль играет Администрация Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре и  полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато определен способ формирования Совета Федерации.

Такого  рода примеры свидетельствуют о  том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового  регулирования.

Достоинство Конституции видят в том, что  она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с  этим недостатки в деятельности органов  власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и  теории права мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей неясны и допускают  разные толкования. В Конституционном  Суде Российской Федерации видят  орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции, а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм.

Доминирующим  настроением в работе творцов  Конституции было заимствование  западных образцов демократии, «мировых стандартов».

Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области  демократии и прав человека.

Беда  в том, что апробированные  в  других странах  принципы в условиях российских оказываются либо нежизнеспособными, либо искаженными, изуродованными. За демократическим фасадом нередко  скрывается антидемократическая сущность. Это приводит к дискредитации  демократической модели, а вместе с ней и конституции. Для подтверждения  данной мысли воспользуемся признанием А.Н. Яковлева, сделанным накануне последних  думских выборов: «Когда я смотрю на нынешние выборы, на сегодняшнюю  Думу, меня ужас берет. Вместо парламента – примитивная лоббистская организация. Одни пошли в депутаты, чтобы денег  заработать, других хозяева послали  интересы фирмы отстаивать, третьи от суда прячутся… Если бы я мог  это предвидеть, не знаю, стал бы я  проповедовать демократию». Низкий уровень явки избирателей в декабре 2003 года, видимо, подтверждает, что не только А.Н. Яковлев испытывает разочарование  в существующей политической системе.

Законодателю  следует ориентироваться не на мировые  стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса, в котором  она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

 

 

Заключение

 

 

История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило  итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый  этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций  или углубление и развитие прежних.

Первые  четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими  конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они  развивались в соответствии с  принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый  характер, выступая как  воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Всем  конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые  фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в  них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного  устройства России, возможностям использования  гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

Общие черты всех конституций РСФСР  не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической  специфики отражения государственно-правовых институтов.

Отмеченные  в работе недостатки Конституции  Российской Федерации 1993 года свидетельствуют  о необходимости ее дальнейшего  совершенствования, обновления и дополнения. Когда, в каких формах и в каком  направлении это произойдет, покажет  время.

 

 

Литература

 

 

      1. Конституция РФ от 12.12.93г. - : ГАРАНТ –  справочная правовая система;
      2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      3. Конституция (Основной Закон) СССР от 31.01.1924г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      4. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;
      5. Конституция СССР от 05.12.1936г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;
      6. Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      7. Конституция СССР от 7.10.77г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      8. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: уч-к для вузов / М.В. Баглай. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА – ИНФРА.М, 2002. – 800С.;
      10. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Гл.ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская Энциклопедия», 1973.

Т.13.Конда  – Кун. 1973. 608С.;

      1. Ескина Л.Б. Два юбилея российской Конституции.:[К 80-летию Конституции РСФСР и 5-летию Конституции РФ] // Изв. вузов. Правоведение.- 1999.- N 1.;
      2. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М.: Артания, 1995. – 192С.;
      3. Конституционный статус гражданина./ [Е.Танчев, Х Бокор – Сеге, Л.Фицере и др.] ; отв. ред. Б.Н. Топорнин; [ин-т гос-ва и права Болг. Акад. Наук и др.] . – М.: Наука, 1989. – 205С.;
      4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник, М.: Юристъ, 1995. – 480С.;
      5. Люшер ФЙ. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1994;
      6. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право. – 2004. – N4.;
      7. Михалева Н.А. Социалистическая конституция. Проблемы теории. М., 1981.;
      8. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статьи] // Советское государство и право. – 1991. – N3.;
      9. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юристъ, 1994.;
      10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2000.;
      11. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      12. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;
      13. Эбзеев Б.С. Конституция, правовое государство, конституционный суд: уч. пособ. для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 349С.;
      14. Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека.: Конст. вопр. / Под ред. И.Е. Фабера. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1986.- 180С.

 

 


Информация о работе Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации