Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:48, курсовая работа
Предмет исследования:
-организация нотариатов зарубежных стран;
-проблемы и пути их решения в сфере взаимодействия системы нотариата и системы государственной регистрации недвижимого имущества в частности;
-организация нотариата России на современном этапе его развития;
Задачи выпускной квалификационной работы:
-дать характеристику системам нотариата зарубежных стран;
-определить роль и место российского нотариата в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом положительного зарубежного опыта;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
2
1.ЗАРУБЕЖНЫЙ НОТАРИАТ, ЕГО ВИДЫ И МОДЕЛИ………….
4
1.1.Латинский нотариат………………………………………………….
4
1.1.1. Модели латинского нотариата……………………………………
5
1.1.2. Национальные модели нотариата……..……………..………….
6
1.1.3. Статус нотариуса и компетенция нотариуса…….……………..
10
1.1.4. Международный Союз Латинского Нотариата……………….
13
1.2. Нотариат в странах общего права…………………………………..
15
2. РОЛЬ И МЕСТО НОТАРИАТА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ, ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ……………………...………………………………….………..
18
2.1. Классификация систем регистрации недвижимого имущества..
19
2.2. Российские правовые традиции……………………………………
22
2.2.1. Новые полномочия нотариуса……………………………………
24
2.2.2. Пути к совершенствованию законодательства………………..
31
2.2.3. Ответственность………………………………………………….
33
3.РАЗВИТИЕ НОТАРИАТА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………..
35
3.1. Сужение профессиональной компетенции нотариата…………..
40
3.2. Экономические основы деятельности нотариата………………..
46
3.3. Конкретные аспекты совершенствования российского нотариата и его организационной структуры………………………...
54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………...
69
Постановка же юридического лица на налоговый учет происходит еще проще, а именно путем предоставления сведений из одного отдела органа Федеральной налоговой службы, занимающегося регистрацией юридического лица, в другой, уполномоченный ставить юридические лица на налоговый учет.
Данное нововведение
действительно облегчило всю
процедуру легализации
Именно этот принцип был положен в основу Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ.
В соответствии с указанным Законом с 1 сентября 2006 года нотариус, удостоверивший сделку, либо удостоверивший документы, на основании которых возникают соответствующие права, вправе по желанию правообладателей (сторон сделки) выступать после совершения им нотариальных действий и в качестве заявителя в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество. При этом если нотариус выступает в качестве заявителя в регистрирующий орган, он же получает и все необходимые документы после осуществления государственной регистрации для последующей передачи всех зарегистрированных в уполномоченном органе документов, в том числе свидетельства о регистрации права, новым правообладателям (ст. 1, 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»).
Особо следует обратить внимание, что Закон предоставляет право выступать заявителем в регистрирующий орган не любому нотариусу, а только тому, кто непосредственно совершил нотариальное действие с подаваемыми на государственную регистрацию документами.
Таким образом, предусмотренный Законом дополнительный механизм подачи в регистрирующий орган документов, по существу, допускает квалифицированную часть юридического сообщества, наделенных статусом и призванных в силу закона обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и к процедуре осуществления государственной регистрации прав, что во многом будет способствовать повышению общего уровня правовой защищенности.
Причем, в этом случае речь не идет о возврате к обязательному нотариальному удостоверению, все зависит только от воли сторон сделки: регистрировать свою собственность самостоятельно либо поручить сделать это за себя нотариусу.
Представляется, что реализация указанных нововведений на практике потребует также и дополнительного урегулирования ряда вопросов как на законодательном уровне, так и в организации самой процедуры регистрации прав.
Прежде всего
необходимо решить вопрос о правовом
статусе действий нотариуса по подаче
заявления и получению
Согласно ст. 1, 6, 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия устанавливаются не только Основами, но и другими законодательными актами Российской Федерации, следовательно, указанные действия нотариуса можно рассматривать как новое единое нотариальное действие, установленное Федеральным законом РФ от 30 июня 2006 г. №93-ФЗ. Следовательно, данное нотариальное действие должно сопровождаться выдачей свидетельства о передаче заявления либо свидетельства о передаче заявления и получении свидетельства, формы которых должны быть утверждены Министерством юстиции Российской Федерации. Это одна точка зрения.
Далее, основываясь на тезисе, что указанные выше действия нотариуса являются нотариальным действием, а не услугой, делается также вывод и о взимании платы (нотариального тарифа). Ввиду того, что для подачи заявления и получения свидетельства законом не предусмотрена обязательная нотариальная форма, то при определении размера нотариального тарифа за совершение указанного нотариального действия следует руководствоваться п.п. 13 п. 1 ст. 22.1 Основ, в соответствии с которым за совершение прочего нотариального действия взимается нотариальный тариф в размере 100 рублей.
Противоположную позицию по данному вопросу занимает Федеральная регистрационная служба (ФРС), по мнению которой все виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, предусмотрены ст. 35 Основ.
Статья 15 Основ предусматривает
только права нотариуса, а именно
право совершать
Исходя из этого, дополнение указанной статьи новым абзацем, предусматривающим право нотариуса представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы, не может рассматриваться как введение нового вида нотариального действия.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 46 Основ свидетельства выдаются нотариусами в подтверждение какого-либо факта. Вместе с тем при реализации правомочия по представлению в интересах заинтересованных лиц заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получению свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иных документов нотариус не удостоверяет юридические факты. В данном случае нотариус совершает юридически значимые действия в интересах заинтересованных лиц, т.е. выступает в качестве представителя или посредника.
В связи с этим за совершение данных действий не может взыскиваться государственная пошлина или нотариальный тариф, предусмотренные за совершение нотариальных действий, а также не требуются новые формы свидетельств.
Полагается, что позиция Федеральной регистрационной службы по данному вопросу является более обоснованной.
В отношении возможности применения Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 98-ФЗ к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, считается, что нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в том случае, если соответствующая сделка была удостоверена или иное соответствующее нотариальное действие было совершено нотариусом до вступления в силу названного Федерального закона.
Не менее важным является также и решение ряда других процедурных вопросов, связанных с реализацией новых полномочий нотариуса.
С учетом положений ст. 20, 23 Основ, в соответствии с которыми нотариальные действия, правовая и техническая работа могут совершаться не только нотариусом, но и лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, считается, что полномочия, предоставленные анализируемым федеральным законом, могут осуществляться не только нотариусами, но и лицами, временно их замещающими. Более того, целесообразно было бы также предусмотреть возможность представления и (или) получения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявлений и всех необходимых для проведения регистрации документов не только самим нотариусом и (или) лицом, временно исполняющим его обязанности, но и специально назначенными ответственными работниками нотариальной конторы, состоящими с нотариусом в трудовых отношениях, представив в орган, осуществляющий государственную регистрацию, образцы подписей и реквизиты паспортов этих лиц, т.е. введя аккредитацию указанных лиц при регистрирующем органе.
В дальнейшем было бы разумным разработать и утвердить в рамках Федеральной регистрационной службы рекомендации по проведению указанной процедуры аккредитации.
С учетом последних законодательных
изменений требует
-передача нотариальной палатой в территориальный орган списка частнопрактикующих нотариусов, членов данной нотариальной палаты, с образцами подписей, гербовых печатей и реквизитов паспортов нотариусов; списка лиц, заранее наделенных полномочиями нотариуса для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия в течение календарного года, а также специально назначенных ответственных работников нотариальной конторы с образцами подписей и реквизитов паспортов этих лиц. При изменении указанных лиц и данных нотариальная палата должна незамедлительно предоставлять в регистрирующий орган информацию о происшедших изменениях;
-определение территориальным органом должностных лиц, ответственных за прием заявлений от нотариуса и выдачу ему свидетельств либо установление особого режима принятия и выдачи указанных заявлений (выделение отдельных окон и (или) установление времени).
Правильно также было бы внести и дополнения в приказ Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184, которым утверждены Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, закрепив положения об особенностях заполнения заявления о государственной регистрации нотариусом.
К таковым особенностям следовало бы отнести сведения о нотариусе (о лице, временно исполняющим его обязанности, или специально назначенном работнике нотариальной конторы); о дате и номере приказа о назначении на должность нотариуса (о наделении лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, полномочиями нотариуса, о заключении трудового договора с работником нотариальной конторы); о наименовании и дате документа, подаваемого нотариусу лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, и объеме полномочий нотариуса, указанном в этом документе (подача заявления или подача заявления и получения свидетельства); о заверении и подписи нотариуса его печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
2.2.2. Пути к совершенствованию законодательства
Помимо указанных выше предложений следует внести и ряд других изменений в федеральное законодательство.
Во-первых, из смысла анализируемого Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ следует, что документ об уплате государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним должен представляться нотариусу обратившимися к нему за нотариальным удостоверением лицами. Однако прямо этот вопрос нигде не урегулирован, что является явным упущением законодателя.
Во-вторых, представляется обоснованным внесение дополнений и в ст. 2 и 9 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должно представляться нотариусом в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним того регистрационного округа, в пределах которого находится территория деятельности нотариуса, не позднее трех рабочих дней со дня принятия нотариусом заявления гражданина (юридического лица) о совершении нотариального действия. Вместе с заявлением о государственной регистрации нотариус (лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса) или работник нотариальной конторы должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
В-третьих, в Основах законодательства о нотариате целесообразно также закрепить обязанность нотариуса в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получить свидетельство о государственной регистрации прав и иные представленные на государственную регистрацию документы и уведомить об этом физических и юридических лиц, в интересах которых осуществлялась государственная регистрация прав, а также незамедлительно выдавать указанным физическим и юридическим лицам по их первому требованию документы и свидетельство о государственной регистрации прав, полученные из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В четвертых, исходя из того, что нотариус может подавать заявление на государственную регистрацию права общей собственности на недвижимое имущество, а также договоров участия в долевом строительстве, аренды недвижимого имущества, сервитутов, ипотеки и др., полагается целесообразным эти полномочия нотариуса непосредственно оговорить в законе, внеся необходимые дополнения в ст. 24, 25.1, 26, 27, 29 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Суммируя сказанное выше, можно сделать вывод, что положения Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ, в части наделения нотариусов новыми полномочиями являются лишь только началом на пути к дальнейшему совершенствованию законодательства и повышению эффективности взаимодействия органов государственной регистрации и нотариата.
Наиболее желаемым результатом могло бы стать введение в конечном счете ускоренной процедуры регистрации нотариально удостоверенных актов. Поскольку, как уже неоднократно отмечалось, нотариальное удостоверение представляет собой правовую экспертизу, причем в гораздо более широких масштабах, чем это предусмотрено для учреждений юстиции, то логично по нотариально удостоверенным документам проводить укороченную правовую экспертизу, исключив проверку законности сделки и установив сокращенный срок государственной регистрации (например, 3-5 рабочих дней со дня подачи документов) нотариально удостоверенных сделок и возникших на их основании прав.
Представляется совершенно очевидным, что у специалистов органов по регистрации отсутствует необходимость выполнения повторной проверки законности сделки, поскольку данная работа уже была ранее выполнена нотариусом.
2.2.3. Ответственность
Отмена для регистратора прав обязанности проведения правовой экспертизы нотариально удостоверенных сделок потребует также более четкой регламентации вопросов, касающихся обязанностей и ответственности нотариуса в случае приостановки или отказа в проведении регистрации, а также порядка информирования правообладателей.
Информация о работе Развитие нотариата в России на современном этапе, проблемы и пути их решения