Развитие республиканской формы правления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика формы правления государства …………………… 5
1.1 Форма государства – понятие и структура ……………………………………...…5
1.2 Форма государственного правления – определение, классификация ……….….. 5
Глав 2. Форма современного государственного правления России …………………. 7
2.1 Современная форма правления и политический режим России …………………. 7
2.2 Особенности Российской Республики ……………………………………………... 9
2.3 Перспективы развития формы Российского Государства ……………………….. 10
Заключение ……………………………………………………..……………………….. 13
Список используемых источников ……………………………………………………. 14

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП_Курсовая_Мальдини.docx

— 180.55 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ




РЕСПУБЛИКА


МОНАРХИЯ



 


 

ПРЕЗИДЕНТ-СКАЯ


СМЕШАН-НАЯ


ПРЕЗИДЕНТС-КАЯ


ОГРАНИЧЕН-НАЯ (КОНСТИ-


ТУЦИОННАЯ)

АБСОЛЮТ-НАЯ



 

 

 

 

 

Рисунок 1. Классификация  форм государственного правления

 

ГЛАВА 2. Форма современного государственного правления России

2.1 Современная форма правления и политический режим России

Россия. в соответствии с ч. 1 ст. 1Конституции РФ: “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления”. Здесь сформулировано четыре принципа организации государственной власти.

Первый принцип - это демократичность.

Определение Российской Федерации  в качестве демократического государства  раскрывается, прежде всего, в положении  о том, что единственным источником власти в России является народ. В  Российской Федерации участие народа в осуществлении государственной  власти осуществляется в различных  правовых формах, закрепленных Конституцией: референдум (ст. 3), свободные выборы (ст. 3), участие граждан в отправлении  правосудия (ст. 32), местное самоуправление граждан (ст. 12).

Демократичность государства  проявляется в том, что граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том  числе участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Конституцией РФ и законодательством предусмотрена  выборность, непосредственно населением, законодательной власти (ст. ст. 94-97), представительных органов местного самоуправления (ст. 130), таких руководящих должностных лиц, как Президент РФ (ст. 81), главы администраций субъектов федерации. Участие представителей народа в осуществлении судебной власти в качестве народных и присяжных заседателей предусмотрено в ст. ст. 32, 47, 123 Конституции РФ.

Второй принцип - это республиканская  форма правления.

Республиканская форма правления - принцип внутренней организации  государственной власти, непосредственно  связанной с демократией. Он характеризует  государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими  выборными (т. е. представительными) органами. Кроме того, представительные органы избираются на определенный срок, а  решения в коллегиальных органах (состоящих из трех и более депутатов) принимаются голосованием большинством голосов. Такая форма правления  отличается от монархии, где власть целиком или частично принадлежит  одному лицу и как правило, передается по наследству, и где выборного представительного органа государственной власти может и не быть.

Главой государства в  Российской Федерации является ее президент, избираемый гражданами сроком на четыре года (ст. ст. 80, 81), а представительным и законодательным органом - Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого - Совет Федерации составляется из двух представителей от каждого субъекта РФ: по одному из представительного и исполнительного органов государственной власти, а другая – Государственная Дума, избирается населением сроком на четыре года (ст. ст. 94, 95, 96).

Итак, исходя из положений  ст. 1 Конституции РФ, по форме правления 
Россия - республика. Республика - это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются прямо или формируются парламентом. Существуют две основные разновидности республиканской формы правления: президентская и парламентская. В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточенны в руках президента. А в парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность.

Какая же форма правления  существует в нашей стране - президентская  или парламентская? В прямом, классическом виде - ни президентская, ни парламентская. Думается, что в России парламентско-президентская форма правления. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие, ему действовать независимо от правительства и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

В статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

При подготовке новой Конституции  России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных  условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение  элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные»  формы. Данные процессы отражают новые  тенденции современного политического  развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать большую самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок  организации и взаимоотношения  высших органов государства, зависит  от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что  парламент может выразить недоверие  Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства  принимает Президент. Он вправе не согласиться  с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала  работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это  не влекло. Если же в России парламент  попытается настаивать и в течение  трех месяцев вторично выразит недоверие  Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать  и уволить правительство в  отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом. В Конституцию  РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить  свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен  закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему  и министрам, непосредственное руководство  Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет  и укрепляет собственный аппарат  – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента»  во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в  том числе путем использования  финансовых и других материальных рычагов  парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства  страной и средоточием исполнительной власти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может  быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления  в РФ предшествовал недолго просуществовавший  симбиоз власти Советов и зарождающейся  президентской власти в Советской  Союзе.

Прошло два срока правления  первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская  форма правления (смешанная форма  правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. Президентская форма правления  стабилизировалась, прошла нереволюционная  передача власти. Президент получил  возможность воздействия на решения  парламента через лояльное большинство  во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в  Совете Федерации. По существу система  президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами. Если выдавать за форму государства  только какой-то один элемент, то строгой  взаимосвязи между формой государства  и ее содержанием не будет.

Современная теория государства  и права как наука может  предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, наметить более реальный прогноз  развития этих форм. Не менее важно  при этом учитывать исторические традиции, национальную психологию, религиозность.

Существенные фактические  в форме правления в России произошли в конце 1998 г. В связи  с формированием нового правительства, которое поддерживает парламент  и укрепляет его позиции.

2.2 Особенности российской республики.

Республиканская форма правления  в России имеет особенности по сравнению с типичными формами  президентской и парламентской  республик. “Гибридный” характер новой  формы правления обусловлен спецификой исторической эволюции института главы  российского государства, социально-политических и социально-экономических условий  проведения реформ. Сочетая черты  президентской и парламентарной республики, форма правления сохраняет  большинство компонентов дуалистического  режима с доминированием президента в системе органов государственной  власти.

В современных демократических  государствах обоснованию государственной  власти служит такой принцип конституционализма, как суверенитет народа и связь  государственной власти с народом. Возникший в ходе демократических  революций XVIII-XIX вв., он был направлен  против феодального абсолютизма  и приходил на смену монархическому принципу. Закрепляемый в конституциях современных демократических государствах принцип конституционализма, согласно которому вся власть принадлежит народу, не означает, однако, полной неограниченности власти народа. В противоположность теории неограниченного или неконтролируемого суверенитета, которая предлагалась, например, Ж.-Ж.Руссо [8; 168-169, 171] и в соответствии с которой политическая власть народа должна быть практически неконтролируемой, конституционализм основывается на ограниченном характере народовластия.

Развивая теорию конституционного государства, одним из первых в русской  правовой мысли на это указывал Б.А.Кистяковский. Опасность формального характера неограниченного народного суверенитета видел русский мыслитель Н.А.Бердяев, который писал: “Остается неизвестным, чего захочет суверенный народ, когда все будет предоставлено его воле, какой строй жизни пожелает создать он” [9; 159].

С другой стороны, деспотический  для прав личности характер может  иметь государство, построенное  на принципе народовластия, если такое  государство конституционно не ограничено. Об этом свидетельствует опыт диктатуры  якобинцев в эпоху Великой  французской революции или диктатуры  пролетариата после Октябрьской  революции. Суверенитет народа должен быть ограничен правами личности. Этот демократический принцип требует  толерантности к правам меньшинства. Понимая под народом в юридическом  смысле совокупность всех граждан, следует  учитывать, что интересы и потребности  социальных слоев различны. Поэтому  политическое представительство должно отражать многообразие общественных интересов, препятствовать росту неравенства  и концентрации власти в руках  одной партии или узкой группы людей.

Парадоксальность всех теорий суверенитета отмечал К.Поппер. Отдельные разновидности теории суверенитета, согласно которым “править должен мудрейший или наилучший, или закон, или большинство”, противоречивы, т.к., например верховная воля народа может быть использована для попрания сначала законов, а потом и самой свободы [10; 163-164]. Следовательно, принцип народного суверенитета может быть принят только с ограничениями. В то же время он должен означать решающее участие народа в создании государственных учреждений, организации и осуществлении государственной власти через институты представительной и непосредственной демократии.

2.3 Перспективы развития формы Российского государства

Сегодня всё чаще можно  услышать слова о том, что России нужна "сильная рука", лидер, способный  быстрыми, волевыми действиями навести  порядок в стране. В этих словах отражается отчаяние граждан нашей  страны от десятилетней нестабильности и постоянного ухудшения уровня жизни, а также неистребимая вера русского народа в "доброго барина", в "батюшку царя".

Россия привычна к "сильным  рукам". Но что сегодня они могут  дать нашей многострадальной Родине? Стабильность, порядок - весьма вероятно; экономический подъём - российская история свидетельствует и об этом. Но цена за это может быть очень  велика: полное лишение граждан политических прав, бюрократическое всесилие, безнаказанность  власти и многое из того, что нам  известно из социалистического прошлого.

Информация о работе Развитие республиканской формы правления в России