Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:15, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики. Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
Введение ………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика формы правления государства …………………… 5
1.1 Форма государства – понятие и структура ……………………………………...…5
1.2 Форма государственного правления – определение, классификация ……….….. 5
Глав 2. Форма современного государственного правления России …………………. 7
2.1 Современная форма правления и политический режим России …………………. 7
2.2 Особенности Российской Республики ……………………………………………... 9
2.3 Перспективы развития формы Российского Государства ……………………….. 10
Заключение ……………………………………………………..……………………….. 13
Список используемых источников ……………………………………………………. 14
Избежать этих отрицательных последствий при сохранении положительных позволит не сильная рука, а сильная власть - дееспособная государственная власть, действительно суверенная, то есть высшая в государстве, способная решать любые задачи, встающие перед обществом, и действующая в рамках закона и в его исполнение.
Нынешняя власть этим требованиям
не отвечает. Семь лет она действует
под знаменем реформ, в результате
разрушила много
Многие в этой ситуации видят источник всех бед в Президенте, его дочери Татьяне Дьяченко, Чубайсе, Березовском и так далее. Думается, это поверхностный взгляд. Где гарантии, что на место этого Президента обозлённый народ выберет лучшего, а на место "приватизатора" не придёт "национализатор"? Нам необходима не надежда на сильную личность, а система власти, работающая и при политиках, не претендующих на ранг национальных героев.
Какими же параметрами должна обладать эта новая система? Думается, здесь не обойтись косметическими изменениями, которые предлагаются в последнее время, в виде передачи определённой, незначительной, части полномочий президента парламенту.
Россия и российская власть
находятся в глубочайшем
Пожалуй, большинство российских учёных-государствоведов и очень многие политики в один голос утверждают, что Президент Российской Федерации обладает слишком большими полномочиями, как глава государства он фактически является главой исполнительной власти, в то же время полномочия парламента в сфере влияния на Правительство и Президента невелики. Так ли это?
Изучение гл. 3 Конституции РФ приводит к выводу: да, вроде бы так. Но вот когда пытаешься уяснить вопрос о распространении этой "сильной" власти по территории всего государства, а не только в рамках Садового кольца, начинаешь сомневаться во всесилии исполнительной власти во главе с президентом.
Вроде бы важнейшие функции, которые в теории должны обеспечить целостность России, закреплены за Российской Федерацией, которая в основном в лице президента формально обладает необходимыми полномочиями по обеспечению единства исполнительной власти на всей территории России. Но это при условии, если субъекты Российской Федерации будут неукоснительно выполнять свои обязанности и самостоятельно реализовывать свои права. А этого не происходит, напротив:
- у ряда субъектов очень
сильны центробежные тенденции,
- в регионах сильны иждивенческие настроения (наследие тоталитарного прошлого);
- региональное политическое
руководство часто не умеет
правильно пользоваться
Всё это происходит на фоне экономической, военной слабости России, неспособности нынешней власти, при существующих политических взаимоотношениях с субъектами, остановить распад государства; в условиях серьёзных экономических реформ, успех которых напрямую зависит от согласованности действий центра и регионов.
В результате ситуация неуклонно ухудшается: Российская Федерация не выполняет обязательства перед субъектами, которые не остаются в долгу и заявляют, например, о своём возможном отказе платить налоги в федеральный бюджет (Хакасия); в условиях нынешнего финансового кризиса многие главы субъектов Федерации предприняли явные сепаратистские шаги (запрет вывоза за пределы субъекта РФ продукции, произведённой на её территории и т. п.)
Где же кроются коренные причины нынешнего кризиса? Думается, они в федеративной форме государственного устройства. Это подтверждается распадом СССР, нарастающей опасностью распада России и всей историей нашего Отечества, к которой мы и обратимся.
Наша нынешняя федерация является наследницей советской, которая была федерацией лишь на бумаге. СССР фактически был жёстко централизованным унитарным государством. Но сама идея федерации, закреплённая в Конституции, произносимая в партийных речах, разрабатываемая в трудах учёных-государствоведов, незаметно, но прочно вошла в умы советских людей. "Перестройка" разбудила национальное самосознание многочисленных народов, населяющих СССР, которые стали требовать реальной федерации. Чем это закончилось, мы помним.
Не рассматривая вопроса
о том, насколько объективен распад
СССР, заметим, что Советский Союз
был действительно
Федерация, считает Ильин,
- это всегда центростремительный
процесс, поэтому остановить распад
государства через создание федерации
невозможно, центробежные силы, если не
остановить их более действенными методами,
неизбежно взорвут государство[
Кроме того, Ильин называет
множество других необходимых, на его
взгляд, основ федеративного строя,
которых нет в России. В частности,
для федерации необходим
Остаётся присоединиться к данному выводу, и выразить надежду на то, что Россия откажется от федерализма до того, как процесс её распада станет необратимым.
Заключение
В России всегда был и
есть монархический режим: царь, генеральный
секретарь, президент. Если же мы являемся
все-таки сторонниками демократического
развития, тогда то, что сегодня
происходит, и о чем мы говорим,
это действительно отступление
от демократической модели, которую
мы строили все эти десять лет.
Тогда все чрезвычайно
Движение к федерализму – это попытка медленно, последовательно, постепенно преодолеть существующие противоречия.
Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления в России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.
Учреждение федеральных округов имеет положительное значение. Оно позволило собрать все федеральные органы власти в единую сеть. Они сегодня, действительно работают на интересы государства, а не на отдельных губернаторов и субъекты Федерации. Представители Президента смогли восстановить единое правовое пространство Российской Федерации, и сейчас есть предпосылки для восстановления единого экономического пространства. Есть реальный шанс довести до ума необходимейшие реформы: экономическую, судебную, военную и др. Главное накормить людей, сделать их сытыми и благополучными, поскольку никакой демократии в обществе быть не может, пока общество экономически не создало какого-то необходимого минимума для своих граждан. Но этот институт полпредов Президента должен быть временным, иначе мы начнем сползать к унитарному государству.
Нельзя перекраивать страну в целях получения оптимального числа субъектов Федерации, ибо мы можем получить не одну, а еще две-три Чечни. Есть вопросы, с решением которых лучше подождать.
Согласно результатам
специальных исследований в Российской
Федерации три четверти проблем
заключается в системе
Вертикаль власти мы понимаем
не как административную соподчиненность,
а как четкое разведение функций
и компетенций по уровням власти.
Когда все занимаются по вертикали
всем, когда все уровни отвечают
за решение какой-то частной проблемы,
это есть самая большая
Сегодня восприятие федерализма неоднозначное. Поэтому поднятие уровня общественного сознания к пониманию, что такое федерализм, это одна из наших важных и очень необходимых задач.
Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое государство, очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали действовать.
Подитоживая, можно сказать, что поднятая проблема могла бы быть продолжена в новых исследованиях с освещением новых граней российского федерализма.
Список использованных источников
1. Васильев Д.А. Теория государства и права. – М., 2007;
2. Марченко М.Н. Теория
государства и права. Курс
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2005;
4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 2005;
5. Комаров С.А., Малько
А.В. Теория государства и
6. Любашиц В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002;
7. Летушева Н.И., Летушева М.В. теория государства и права. – М., 2005;
8. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // государство и право, 2003 №1;
Информация о работе Развитие республиканской формы правления в России