Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: на основе изучения теоретической и нормативной литературы по вопросам суверенитета государства изучить подходы к проблемам самоопределения субъектов РФ.
Задачи: для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историко-теоретические подходы к определению понятия суверенитет;
рассмотреть понятие и виды суверенитета;
выявить проблемы самоопределения субъектов Российской Федерации.
Международное право безусловно исходит
из единства государственной власти. Так,
согласно одному из положений разрабатываемого
Комиссией международного права Проекта
статей об ответственности государств,
поведение любого органа государства,
имеющего такой статус согласно внутреннему
праву этого государства, рассматривается
согласно международному праву и при условии,
что в данном случае указанный орган действовал
в качестве такового, как деяние такого
государства (ст. 5). Поведение органа государства,
административно-
Таким образом, территориальное верховенство государства осуществляется не отдельными органами государственной власти, а государственной властью как единым целым. Если бы государственная власть состояла из нескольких независимых друг от друга органов, то в пределах данного государства было бы несколько осуществляющих территориальное верховенство властей или вообще не существовало бы никакой верховной государственной власти.
Другой качественной особенностью государственной власти является ее юридическая неограниченность. Действительно, из самого территориального верховенства государства следует неограниченность государственной власти какими-либо внешними правовыми предписаниями, иначе верховной была бы такая предписывающая власть. Государственная власть не ограничена и национальным правом, поскольку она действует на основе ею же установленного права. Государство в лице государственной власти может изменить или отменить те или иные нормы государственного права, издать иную конституцию. Только государство в лице государственной власти устанавливает национальное право, сам порядок правотворчества и в этом смысле стоит над правом.
Иными словами, юридическая неограниченность государственной власти означает лишь то, что над ней нет высшей власти, предписывающей ей нормы поведения.
Независимость государства. Независимость государства в международных отношениях есть признак государственного суверенитета, имеющий в виду прежде всего и главным образом его независимость во взаимоотношениях с другими государствами — основными субъектами международного права.
Если во внутригосударственных общественных отношениях государство выступает как обладающее исключительной юрисдикцией в отношении всех лиц и их объединений, находящихся на его территории, то в противоположность этому для международных отношений характерно неподчинение государств какой-либо стоящей над ними власти, обладающей компетенцией предписывать им правила поведения в международном общении. Тем самым они взаимно независимы.
Естественно, речь идет о независимости государств как юридической категории, устанавливаемой и регламентируемой международным правом с добровольного на то согласия заинтересованных государств. Этому отнюдь не противоречит фактическая, объективная взаимозависимость государств в разрешении все обостряющихся глобальных проблем современности, порождающая необходимость их сотрудничества и регулирование их взаимоотношений международным правом как совокупностью и системой юридически обязательных норм общего и локального характера. Альтернативы такому регулированию по взаимному согласию государств путем учреждения некой стоящей над государствами мировой власти нет, по крайней мере государства и народы мира пока к тому явно не готовы.
Поэтому в основе современного международного права лежит выраженное в его основополагающих нормах требование строгого уважения государствами суверенитета друг друга. Основными такими нормами являются нормы-принципы о суверенном равенстве государств; неприменении силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; невмешательстве в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; мирном разрешении межгосударственных споров; межгосударственном сотрудничестве.
В международном праве взаимная независимость государств проявляется в двух ее аспектах: в независимости государства в его внутренних делах (внутренняя независимость) и в его независимости во внешних делах (внешняя независимость).
Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Свое позитивное воплощение это находит в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.
Государства могут брать и действительно берут международные обязательства об определенном обращении с находящимися на их территории юридическими и физическими лицами любой или иностранной принадлежности, подлежащие исполнению в их внутреннем порядке или правопорядке. Однако такие обязательства не могут затрагивать и не затрагивают основного существа их компетенции во внутренних делах (внутренней независимости) — сферы их общественно-политического устройства. Каждое государство свободно и независимо от других государств устанавливает такой общественный и государственный строй и правопорядок, которые отвечают уровню развития, потребностям и интересам организованного в данное государство общества.
Именно поэтому государства различают в прошлом и настоящем по их социальному устройству (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические или иные) и по форме правления: монархии (абсолютные, ограниченные, конституционные), республики (парламентские и президентские), деспотии, диктатуры, тоталитарные государства, автократии и демократии (представительные и непосредственные) и т.д. Иначе говоря, соответствующие характеристики выявляют те или иные различия между государствами. Единственной общей характеристикой государств является присущий любому из них суверенитет.
Независимость государства в международных отношениях проявляется, в частности, в том, что юридически обязательной для государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило поведения, в отношении которого имеется на то прямое его согласие. Никакое другое государство или группа государств не могут предписывать государству правила его поведения в международных отношениях.
12 июня 1990 года I Съезд народных
депутатов принял Декларацию
о государственном
Таким образом, конституционно – правовой механизм обеспечения народного и государственного суверенитета в самом общем виде можно определить как основанную на Конституции систему правовых средств, результатом взаимодействия которых является возможность российского народа самостоятельно и свободно решать вопросы своего существования и развития.
Особенности этого механизма заключаются в том, что конституционное право регулирует базовые, фундаментальные отношения, которые возникают в экономической, политической, духовной, других сферах жизни общества и поэтому является ведущей отраслью права России, в том числе и в сфере обеспечения суверенитета.
Положения норм конституционного права, направленные на обеспечение суверенитета, развиваются и конкретизируются в:
Учитывая то, что обеспечение суверенитета является комплексной задачей, охватывающей практически все сферы существования общества и государства, совокупность соответствующих конституционных положений и положений текущего законодательства необходимо рассматривать как единую систему, обладающую признаками целостности, иерархии, формализации и интеграции. К основным проблемам этой системы относится обеспечение ее оптимальности, устойчивости и непротиворечивости. Эта проблема является частью другой, гораздо более широкой проблематики. Сегодня социальное регулирование нуждается в познании именно как единая система, включающая в себя правовые нормы, нормы морали и нравственности.
Поэтому представляется, что в данных конкретно – исторических условиях нуждается в разработке правовая теория, которую можно было бы назвать «регулятивным монизмом».
Наиболее значимым актом, выражающим конституционно – правовой механизм обеспечения народного и государственного суверенитета, является Конституция. В ее составе можно выделить:
1) нормы, устанавливающие основы независимости народовластия и особенности государственно - властного выражения народного суверенитета (ст.3, ст.79, ст.80, группы норм, определяющих полномочия органов государственной власти, содержащиеся в Главах 4 – 7 Конституции);
2) нормы, определяющие территориально – властное единство России (ст.4 – 5, ст.13, ст.46, ст.67, ст.71 – 72) Конституции;
3) нормы, закрепляющие экономическое единство России (ст.8, ст. 74 – 75 Конституции);
4) нормы, выражающие социальное и культурное единство России (ст.29, ст.44, ст.68 Конституции);
5) нормы, определяющие независимость России в сфере реализации и защиты прав ее граждан, иностранных граждан и апатридов (ст.61, ст.62, ст.63 Конституции);
6) нормы, направленные на обеспечение
защиты суверенитета (ст.59, нормы, определяющих
полномочия органов
Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Национальный суверенитет как качественная характеристика нации и народности, по мнению советских ученых, имеет прямую связь с такой качественно-количественной характеристикой как суверенные права нации, под которыми понимались основные жизненно важные права нации, полнота которых составляет ядро национального суверенитета.
К таким правам нации относили: «1) право на самоопределение; 2) право свободно определять свой общественный и государственный строй; 3) право на национальную территорию; 4) право на свободное экономическое развитие, на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, право на руководство экономической жизнью; 5) право на свободное развитие национальной культуры; 6) право на свободное развитие и применение национального языка; 7) право на уважение национальной чести, национального достоинства, прогрессивных обычаев и традиций наций; 8) право свободно решать все другие внутренние жизненно важные вопросы национального развития»13.
Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что национальный суверенитет юридически выражается в праве народов на самоопределение как коллективное этническое право.
Анализ норм международного и внутригосударственного права России и большинства зарубежных стран позволяет нам прийти к выводу о том, что этническое право на самоопределение в границах одного государства может быть реализовано в различных формах национальной автономии. Так, одной из приоритетных форм национальной автономии в Российской Федерации является национально-культурная автономия, подходящая больше, на наш взгляд, дисперсно проживающим этносам. Другой, менее распространенной формой в Российской Федерации, является национально-территориальная автономия, рассчитанная на компактно проживающие этносы, и о которой речь идет при анализе статуса коренных малочисленных народов. Наиболее полно статус этих народов исследован в публикациях В. А. Кряжкова и некоторых других авторов. В практике скандинавских стран встречается и такая форма национальной автономии как корпоративная автономия, когда те или иные этносы образуют на общегосударственном уровне консультативные органы, представляющие их интересы.
Так или иначе, все формы выражения национального суверенитета сводятся к естественным попыткам национального самосохранения и воспрепятствования этнической ассимиляции, следовательно, сферой национального суверенитета, в первую очередь, является сфера этнической культуры, языка, обычаев, религии, традиционного образа жизни, экономической деятельности и связанных с ними прав на определенные территории и природные ресурсы.
Безусловно, что реализация национального суверенитета в многонациональных государствах имеет свою специфику, заключающуюся, прежде всего, в разумном балансе интересов разных этносов и в совместном выражении народного суверенитета, являющегося основой государственного суверенитета. Следовательно, вопросы федеративного устройства относятся к сфере реализации народного суверенитета, когда образование субъектов федерации как государственно-подобных образований является выражением суверенитета населения всей его территории, а не отдельных этносов. Таким образом, в идеале федерация должна формироваться по территориальному принципу с учетом потенциальной возможности того или иного субъекта федерации самостоятельно реализовывать свою компетенцию. Как показывает мировая практика государственного строительства, образование федераций на основе национального принципа является весьма конфликтогенным фактором.
Однако игнорировать этнический фактор в практике государственного строительства и территориальной организации в пользу общегражданских концепций, по крайней мере, на обозримую перспективу, как предлагают некоторые авторы, было бы ошибочным. С другой стороны, методологически неверно пытаться реанимировать устаревшие концепции реализации национального суверенитета в национально-государственных формах.