Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 16:55, курсовая работа
Цель исследования: на основе изучения теоретической и нормативной литературы по вопросам суверенитета государства изучить подходы к проблемам самоопределения субъектов РФ.
Задачи: для выполнения поставленной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историко-теоретические подходы к определению понятия суверенитет;
рассмотреть понятие и виды суверенитета;
выявить проблемы самоопределения субъектов Российской Федерации.
Этническая федерация советского типа получила свое отражение в федеративном устройстве современной России в виде сочетания национального и территриального принципов организации государства, причем «…пока национальный момент является своего рода предопределяющим для нашей Федерации»14.
Конкуренция национального и территориального начал в федеративном устройстве во многом обострена асимметричностью в статусе «национальных» и «территориальных» субъектов Российской Федерации. Причем, если правовая асимметрия в статусе субъектов федерации постепенно преодолевается, наиболее раздражающим фактором является финансово-экономический партикуляризм в федеральной
политике, когда «национальные» субъекты получают существенные преимущества перед «территориальными».
Многие проблемы конкуренции между национальным и территориальным принципами организации Российской Федерации могут быть решены путем достижения реального равноправия ее субъектов. Уравнивание фактического положения субъектов Российской Федерации должно стать первым шагом к формированию в перспективе территориальной федерации в России, а на современном этапе, наиболее приемлемой нам представляется комплексно-территориальная организация федеративного устройства страны. Существующие «национальные» субъекты Российской Федерации должны быть признаны формой государственности не только «титульных» этносов, но и всего населения, то есть формой выражения народного суверенитета, а не суверенитета только титульной нации.
Итак, в курсовой работе были рассмотрены основные вопросы теории государственного суверенитета, понятие и виды суверенитета, а так же проблема суверенитета в рамках Российской Федерации. Из рассмотренных материалов можно сделать следующие выводы: общепризнанным в отечественной литературе, особенно международно-правовой, является следующее определение этого понятия: суверенитет государства (государственный суверенитет) - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Следовательно, «суверенитет» — это юридическое понятие, отражающее наиболее общие юридические свойства, присущие государству. Юридические признаки суверенитета (верховенство и независимость) выражают подлинные качественные особенности любого государства, проявляющиеся в реальных общественных отношениях. Государство существует как реальная сила, способная осуществлять верховную власть на своей территории и выступать в качестве суверенной независимой организации в международных отношениях.
Суверенитет в его классическом международно-правовом понимании — как полная и нераздельная государственная власть — корректируется современным технологическим и экономическим развитием, новыми правилами современного конституционного и международного права.
Из-за нововведений в сфере международных коммуникаций и транспортного сообщения государственные границы более не являются существенным препятствием, все национальные экономические системы взаимозависимы.
Участие в международных организациях, в частности в таких объединениях, как Содружество Независимых Государств, Европейский союз, постепенно уменьшает сумму прав, вкладываемых в суверенитет.
Тем не менее, суверенитет продолжает играть очень важную (иногда деструктивную, иногда конструктивную) роль в международных отношениях. Теорию суверенитета ждут великие изменения в связи с ростом взаимозависимости государств. Он должен быть адаптирован к современным потребностям для распределения власти внутри государства и координации властей вне его.
Устройство каждого государства по-своему уникально, поэтому его невозможно механически перенести в другую страну. Однако изучение опыта разных стран позволяет выявить наиболее общие черты и закономерности федерализма, что уже само по себе представляет немалый интерес для России, решающей в настоящее время многие проблемы, связанные с федеративным государственным устройством. Кроме того, изучение зарубежного опыта показывает, какие институты и насколько эффективно работают в тех или иных конкретно-исторических условиях. Сравнивая российскую ситуацию с положением в той или иной федерации, можно прийти к выводу о том, какие институты в Российской Федерации могут действительно способствовать укреплению и успешному развитию государственности.
Таким образом, знание зарубежного опыта поможет не допустить воспроизведения неэффективных механизмов и моделей и внедрять передовые достижения в сфере государственного строительства, отвечающие потребностям современной России.
Нормативно-правовые акты:
Учебники, статьи, монографии:
1 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год и программе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по его реализации» от 25 мая 2005 г. № 161-СФ
2 Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Под ред. О.А. Жидкова. М., 1923. С. 29.
3 Там же. С. 28.
4 Гегель, Г. Философия права. М., 1990. - С. 365-366.
5 Цит. по: Порфирьев А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» // Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация, права человека и право». М., 27 апреля 2006 г. С. 4 -5.
6 Лейкофф С. Оппозиция «суверенитет–автономия в условиях федерализма»: выбор между «или– или» и «больше–меньше // Полис. 1995. № 1. - С.182.
7 Цымбурский, В.Л. Идея суверенитета в посттоталитарном контексте // Полис, - 1993. - № 1.
8 Алексеев, Н.Н. Русский народ и государство. / Н.Н. Алексеев. - М., 1998. С. 460.
9 Цит. по: Порфирьев А. К вопросу об актуальности понятия «суверенитет» // Материалы Международной научно-практической конференции «Глобализация, права человека и право». М., 27 апреля 2006 г. С. 4 -5.
10 Марченко М. Н. Государственный суверенитет: Проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003. № 1. С. 186.
11 Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М, 2007. С.18.
12 Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова.М.: Юрид. лит., 2004. С. 66 - 69.
13 Судницын Ю. Г. Национально-государственное устройство СССР. С. 28.
14 Авакьян С. А. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: мат-лы науч. конф. Москва, 27–28 апреля 2000 г. / под ред. С. А. Авакьяна. М., 2000. С. 8.