Разделение властей в государственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема государственный механизм и разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной ре-конструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли разделения властей в правовом государстве, приобретает внимание со стороны отечественных теоретиков права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА. 4
1.1. Понятие механизма государства. 4
1.2. Понятие и система органов государства. 7
1.3. Принцип организации деятельности государственного аппарата. 10
2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 15
2.1. Основные идее и эволюция разделения властей. 15
2.2. Назначение роль теории разделения властей. 18
2.3. Разделение властей в государственном механизме. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Вложенные файлы: 1 файл

ольгин курсач по ТГП.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

На основе принципа разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.

По длительности действия государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов РФ и ее субъектов, согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ, действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением сложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы государства различаются между собой  тем, что одни из них - коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Таким образом, обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства. Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и,  возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

    1. Принцип организации деятельности государственного аппарата.

«Принципы – это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования аппарата (механизма) государства»7. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» (ст.4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории Росси законами. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы, в конечном счете, проистекают из общих.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй -  принципы, сформулированные в Федеральных законах «Об основах государственной службы РФ», федеральных конституционных законах «О судебной системе РФ», «О Конституционном суде РФ», и др.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государства: гуманизм, народовластие, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип гуманизма  в формировании и деятельности механизма Российского государства основывается на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип народовластия проявляется  в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти  в РФ – многонациональный народ. Главное место в ряду средств осуществления власти народа РФ занимает механизм государства в лице объединенных им органов.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установление диктатуры. 

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что РФ состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального назначения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты РФ равноправны между собой.

«Согласно статье 11 (п. 3) Конституция России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России»8. 

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности механизма государства, выраженные в Конституции РФ, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах  в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа  получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Верховенство Конституции РФ  федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечение их прав;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства РФ;

Профессионализм и компетентность госслужащих;

Гласность в осуществлении государственной службы;

Ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Внепартийность государственной службы4 отделение религиозных объединений от государства и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорогостоящего управленческого аппарата.

Таким образом, перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма (аппарата) как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Анализ выполненных исследований по данной главе свидетельствует              о том, что в состав элементов механизма функционирования государства входят субъекты внутригосударственного воздействия и средства воздействия одной системы на другую, одного органа на другой. И то, что к механизму функционирования государства относится все то, что связано с внутригосударственным управлением и самоуправлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕОРЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

2.1 Основные идеи и  эволюция теории разделения властей.

Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

 Понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает самые различные формы и выражения. В связи с этим представляется проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделенных институтов и против ее разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделенных властей.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, т.е. власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и поныне в разных регионах мира. Западная, христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная — в пользу политического влияния религиозных начал жизни общества.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением, формировалась всё более сложная политическая система общества. Развитое разделение власти стало, в конце концов, одной из организационных основ государства Нового времени. Феодальная организация власти представляла собой объединение в одном лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное и территориальное разделение власти между монархом и провинциальным парламентам, местным самоуправлением, с сословным представительством. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие,  как Земские соборы в России. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен быть специализирован и разделен.

«Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями: происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); укреплялась центральная исполнительная власть и её аппараты, кадры государственных служащих; завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций специализированным судебным органам».9 

Этот процесс получил обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства.

Основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к ее оформлению послужили, буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).

В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) лежит идея собственности («Трактаты о правительстве»). «Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность)». Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов — разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, он говорил, «конституционное государство опирающиеся на свой собственный базис, может быть всего одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются…»10. Но ведь хорошо известно, что еще Мэдисон и многие ранние авторы на примере США довольно убедительно доказали, что «полномочия, принадлежавшие одному ведомству, не должны осуществляться ни одним из двух других, это представляет собой огромную опасность для свободы и независимости народа. Узурпация всей власти со стороны законодателей ведет к такой же тирании, как и правление исполнительной».

Аналогичные идеи о разделении властей развивались в работах Ш. Монтескье. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. И что для образования умеренного правления надо уметь  регулировать власти, приводить их в действие, подбавлять, балласту одной, чтобы она могла усовершенствовать другую»11.

В России идея разделения властей впервые была выражена М.М. Сперанским, в своих проектах он мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти Сперанский, связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности Думы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и высшим судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством: обращаясь к закону. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей в Государственном совете. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, утверждаются Государственной Думой».12 Порядок в таком государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, но, и очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.

Информация о работе Разделение властей в государственном механизме