Разделение властей в государственном механизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Тема государственный механизм и разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной ре-конструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли разделения властей в правовом государстве, приобретает внимание со стороны отечественных теоретиков права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА. 4
1.1. Понятие механизма государства. 4
1.2. Понятие и система органов государства. 7
1.3. Принцип организации деятельности государственного аппарата. 10
2. ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 15
2.1. Основные идее и эволюция разделения властей. 15
2.2. Назначение роль теории разделения властей. 18
2.3. Разделение властей в государственном механизме. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Вложенные файлы: 1 файл

ольгин курсач по ТГП.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом,  в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов  и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей  не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно «чистых» форм своего осуществления.

БИБЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

  1. Конституция Российской Федерации. – М., Изд-во Экзамен. 2004. – 64 с.
  2. Аверьянов, В.Б. Содержание деятельности аппарата государственного управления  его организационные формы / В.Б. Аверьянов // Советское государство и право. – 1988. - №6. – 11- 17 с.
  3. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский  // Государство и право. – 1997. - №3. – 21-27 с.
  4. Байтин, М.И. Механизм современного Российского государства /  М.И. Байтин // Правоведение. – 1996. - №3. – 2- 10 с.
  5. Буянова, М.О. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Марченко М.Н. – М., Изд-во Проспект. 2006. – 816 с.
  6. Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в аппарате государственного управления. / Бельский К.С. – М., 1990. – 432 с.
  7. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право. – 1997. - №3. – 23-34  с.
  8. Бойков, А.Д. Судебная реформа: ориентиры и просчет. / А.Д. Бойков // Государство и право. – 1994. - №6. – 23-31 с.
  9. Веденеев, А.Д. Теории и практика переходных процессов в развитии российской государственности. / А.Д. Веденеев // Государство и право. – 1995. - №1. – 38-45 с.
  10. Гуценко, К.Ф., Ковалев, М.А. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев: учеб. – М., Изд-во Зерцало. 2000. – 400 с.
  11. Деев, Н.Н. От государственного аппарата к государству ассоциации / Н.Н. Деев // Правоведение. – 1990. - №5 – 6-15 с.
  12. Дмитриев, Ю.А., Черемных, Т.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека / Ю.А. Дмитриев,  Т.Г. Черемных // Государство и право – 1997. - №8. – 44-51 с.
  13. Ершов, В.В. Суд в системе органов государственной власти / В.В. Ершов // Государство  право. – 1992. - №8. – 8-21 с.
  14. Кудрявцев, Ю.В. Конституционный Суд России: опыт и проблемы / Ю.В. Кудрявцев // Государство и право. – 1994. - №1. – 17-25 с.
  15. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев : учеб. – М., Изд-во Юрист. 1994. -  311 с.
  16. Матузов, М.И., Малько, А.В. Теория государства и права / М.И. Матузов, А.В. Малько: учеб. – М., Изд-во Юристъ. 2004. – 348 с.
  17. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко: учеб. – М., Изд-во Проспект. 2006. – 534 с.
  18. Марченко, М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России / М.Н. Марченко // Право. Серия 11. – МГУ. – 2001. - №6. – 3-11 с.
  19. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и  А.В. Малько – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2005. – 768 с.
  20. Тихомиров, Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение / Ю.А. Тихомиров // Советское государство и право. – 1990. - №2. – 18-27 с.
  21. Туманов, В.А. Права человека и исполнительная власть / В.А. Туманов // Советское государство и право. – 1990. - №2. – 56- 68 с.
  22. Тиунова, Л.Б. Разделение властей в РФ: конституционная модель / Л.Б. Тиунова // Правоведение. – 1996. - №4. – 4-12 с. 
  23. Чиркин, В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты / В.Е. Чиркин // Советское государство и право. - 1990. - №8. – 43-51 с.

 

 

 

 

Приложение 1 схема: «Виды органов государства».

    1. Государственные органы классифицируются

по источнику формирования на:

 

  Первичные




Производные




 

 

Формируется другими государственными органами: Правительство формируется Президентом РФ; Верховный Суд РФ формуется Советом Федерации по представлению Президента; органы прокуратуры РФ формируются пру част законодательных (представительных) органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ.


Создаются без участия  других государственных органов. Как правило, избираются: Государственная Дума, Президент РФ, глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ.


 

    2. Государственные органы классифицируются

 по территориальному охвату:

 

Федеральные




Органы субъектов Федерации




 

 

Ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, администрация субъекта  др.)


Осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Пример: Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума и т.д.


 

     3. Государственные органы классифицируются

 по характеру компетенции:

 

Общей компетенции




     Специальной компетенции




 

 

Ограничивают полномочия определенной сферой (например: Министерство здравоохранения, Министерство топлива и энергетики).


Имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения (Президент РФ, Правительство РФ и др.)


 

4. Государственные органы классифицируются

 по порядку реализации полномочий:

 

 Коллегиальные




     Единоличные




 

 

            5. По принципу разделения властей госорганы

 могут классифицироваться:

 

Законодательные




Исполнительные    




Судебные и правоохранительные   




 

 

 

Приложение 2: Сравнение механизма разделения властей в РФ и США.

 

Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся (как в то время, так и теперь) населением штатов и сенатам, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов. Из этого видно, что сенат с самого начала был назначен, как палата консервативная по составу, не зависящая от избирателей. Джон Адамс, будущий президент страны, так прямо и заявлял: «сенат должен налагать узду на палату представителей. Другой из «отцов» конституции — Мэдисон — писал, что сенат необходим, на случай если нижняя палата использует «во зло» свою власть». 

Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Многие члены учредительного конгресса предлагали, чтобы президента избрал сам конгресс — так надёжнее. Президент США наделён значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и премьер–министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть «опрокинуто» квалифицированным большинством обеих палат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения.

 Третьей властью США конституция  называет суд. Уже в конституанте (учредительном конгрессе) было высказано мнение, в общем принятое, что Верховный федеральный суд — высшая судебная инстанция США — должен получить право пересмотра законов принятых конгрессом при их несоответствии конституции. Имелось в виду, что это право Верховный суд будет осуществлять не вообще (как надзорная инстанция), а в связи с определённым делом — уголовным или гражданским, находившемся в его производстве. В этом именно смысле были сформулированы правомочия Верховного суда США в Законе о судоустройстве 1789 г., принятого первым конгрессом США (ст. 25).

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. Об этом, в частности, свидетельствует опыт США, рассматриваемый выше, где этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их. В сущности, США за всю свою историю не знали глубоких конституционных кризисов, хотя столкновения властей, особенно законодательной и исполнительной, периодически всё же происходили.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя.

Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства»20. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным  Собранием. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: 1) в течении года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения, прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и не желательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации  продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.

В соответствии с принципом разделения властей Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание — законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

 

 

 

Механизм разделения властей в РФ.

Информация о работе Разделение властей в государственном механизме