Разделение властей в механизме государства. Принцип «сдержек и противовесов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Начало XXI века означает для Российского государства новый этап его развития и модернизации политической системы. Российское общество это, прежде всего - современное, развитое гражданское общество. Современный процесс преобразования российского общества поставил перед государством множество сложных, правовых, политических, экономических и социальных задач, требующих своего решения. Среди них - необходимость теоретического осмысления существования и функционирования в Российской Федерации принципа «сдержек» и «противовесов». Современная ситуация такова, что теоретические идеи сосуществования и взаимодействия ветвей власти требуют своей реализации в реальных юридических конструкциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Ветви государственной власти и их органы. 5
1.2. Единство и взаимодействие государственной власти. 13
1.3. Разделение властей как основа конституционного строя. 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ». 18
2.1. Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов». 18
2.2. Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovaya_kursovaya_TGP (1).doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе развития России наблюдаются важные изменения в органах государственной власти на федеральном и на местном уровнях. Государственный механизм адаптируется к решению актуальных задач российской политической системы. Сформировались федеральные округа, реформировался Совет Федерации, создан Государственный совет.

 Начало XXI века означает для Российского государства новый этап его развития и модернизации политической системы. Российское общество это, прежде всего - современное, развитое гражданское общество. Современный процесс преобразования российского общества поставил перед государством множество сложных, правовых, политических, экономических и социальных задач, требующих своего решения. Среди них - необходимость теоретического осмысления существования и функционирования в Российской Федерации принципа «сдержек» и «противовесов».  Современная ситуация такова, что теоретические идеи сосуществования и взаимодействия ветвей власти требуют своей реализации в реальных юридических конструкциях.1

Согласно вышеизложенному можно сделать вывод о том, что данная тема в настоящее время является актуальной.

Можно говорить и о том, что с одной стороны -  реализация принципа «сдержек и противовесов» имеет более чем двухвековую историю, а с другой стороны -  с учётом эволюции взглядов на проблему единства  и разделения государственной власти – представляет собой непрерывный процесс, поэтому возникает необходимость исследования данной проблемы  с учётом новых приоритетных задач, стоящих перед современным демократическим государством.

Целью данной курсовой работы является рассмотреть содержание принципа разделения властей в настоящее время и проанализировать его практическое осуществление; изучение вопроса реализации принципа «сдержек и противовесов» в Российской Федерации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть ветви государственной власти и их органы.
  • Раскрыть сущность единства и взаимодействия государственной власти.
  • Проанализировать теоретические аспекты принципа «сдержек и противовесов».
  • Понятие и признаки принципа  «сдержек и противовесов».
  • Соотношение принципа разделения властей системы  «сдержек» и «противовесов». 

ГЛАВА 1.  ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 Ветви государственной  власти и их органы.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как Законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации нее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание выполняет и некоторые, довольно ограниченные, контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Государственная дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т. е. всей России. 2

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым Систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную думу теми или иными политическими силами.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и Чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Сооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ3.На открытых заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной думы, члены Правительства РФ, Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда, Председатель Высшего Арбитражного уда РФ и члены Высшего Арбитражного Суда, Председатель четной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 16 сентября по 15 июля. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации.

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997г. «Правительстве Российской Федерации»4.

Как Высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации;

Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной думой. Государственная дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения положения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы5.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительство РФ регулирует отношения в следующих сферах: экономики; бюджета и финансов; социальной; науки, культуры и образования; природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан; борьбы с преступностью; в сфере внешней политики и международных отношений.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную думу законопроектов. Законопроекты, подготовленные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную думу по решению Правительства.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан,

Конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительном власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных актов.

Согласно Конституции Российской Федерации суд является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия - судебная защита прав и свобод человека и гражданина 6.

Отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка, который детально определен Конституцией и процессуальным законодательством. Соблюдение этого порядка отличает правосудие от административного производства и создает оптимальные условия для установления истины и вынесения справедливого решения.

Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел основано на конституционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нем  представителей населения, обеспечения обвиняемому юридической помощи. Характерной чертой правосудия также является его осуществление в точном соответствии с законом.

Таким образом, Конституция, федеральное конституционное законодательство закладывают основы правосудия как главного полномочия судебной власти, выражающегося в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Установлен особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Судья имеет право на отставку - почетный уход с должности по собственному желанию. При этом за ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Законом « О статусе судей» независимость судьи гарантируется также предоставлением ему материального и социального обеспечения.

Судьи несменяемы. Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.

Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком. Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного согласия. Его согласие необходимо при решении любого вопроса об изменении его служебного положения, даже в случае повышения по должности.

Для выполнения своей деятельности судьи наделены особыми гарантиями. Одной из гарантий независимости судей является неприкосновенность. Неприкосновенность судей – важнейший элемент судебного иммунитета.7

Принцип разделения властей предполагает выделение трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требование об их распределении между различными государственными органами. Основная функция законодательных органов – принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.

Информация о работе Разделение властей в механизме государства. Принцип «сдержек и противовесов»