Разделение властей в механизме государства. Принцип «сдержек и противовесов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 01:25, курсовая работа

Краткое описание

Начало XXI века означает для Российского государства новый этап его развития и модернизации политической системы. Российское общество это, прежде всего - современное, развитое гражданское общество. Современный процесс преобразования российского общества поставил перед государством множество сложных, правовых, политических, экономических и социальных задач, требующих своего решения. Среди них - необходимость теоретического осмысления существования и функционирования в Российской Федерации принципа «сдержек» и «противовесов». Современная ситуация такова, что теоретические идеи сосуществования и взаимодействия ветвей власти требуют своей реализации в реальных юридических конструкциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЕТВИ ВЛАСТИ КАК ЕДИНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Ветви государственной власти и их органы. 5
1.2. Единство и взаимодействие государственной власти. 13
1.3. Разделение властей как основа конституционного строя. 15
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ». 18
2.1. Понятие и признаки принципа «сдержек и противовесов». 18
2.2. Соотношение принципа разделения властей и системы «сдержек и противовесов». 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Gotovaya_kursovaya_TGP (1).doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Единство и взаимодействие государственной власти.

Существование принципа разделения властей не отрицает того, что ветви власти взаимодействуют между собой. Это возможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В сферу законодательной власти вмешиваются, также и суды – верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.

В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, парламент иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.

В связи с отмеченным взаимопроникновением ветвей власти концепция разделения властей получила еще два важных дополнения: положения о необходимости баланса властей и о системе сдержек и противовесов. Их скоординированность получила название баланса властей.

Те же цели, хотя и в несколько ином выражении, имеет система сдержек и противовесов: каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую. Президенты некоторых стран не могут распустить конгресс (парламент), но и конгресс не может сместить президента и руководимых им министров (кроме случаев импичмента); президент мог задержать закон конгресса путем отлагательного вето, но конгресс преодолевал его 2/3 голосов и т.д. В отличие от президентской республики в парламентарной республике или парламентарной монархии система сдержек и противовесов имеет другие механизмы действия. Там, например, можно уволить правительство, выразив ему вотум недоверия, однако глава государства имеет выбор: уволить правительство или распустить парламент с назначением новых выборов.8

Единство власти не исключает различий в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, не отменяет возможных конфликтов властей на правовой основе (различия, а следовательно, противоречия при решении конкретных государственных задач неизбежны уже в силу самого факта существования нескольких ветвей власти), но состязание на правовом поле требует не доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом – альтернативой этому являются анархия и распад. Такое развитие событий, когда противоречия властей доводится до стадии борьбы, как показывает опыт отдельных постсоциалистических государств и развивающихся стран, имеет только разрушительный характер9.

Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Все ветви власти должны действовать согласованно, взаимосвязано и каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую.

 

1.3. Разделение властей как основа конституционного строя.

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя.

В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим правовым государством. Тем самым Конституция РФ определяет цель развития российской государственности. Одним из неотъемлемых атрибутов правового государства является разделение властей. В соответствии с Конституцией РФ разделение властей является одной из основ конституционного строя России .

«Принцип разделения властей» предполагает выделение трех видов власти (законодательной, исполнительной и судебной) и требование об их определении между различными государственными органами. Основная функция законодательных органов - принятие законов как высших по юридической силе нормативно-правовых актов. Органы исполнительной власти организуют практическое выполнение законов и иных правовых актов: они осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, которая носит подзаконный характер. Органы судебной власти осуществляют правосудие, независимо от чьей бы то ни было воли и подчиняясь только законам.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, законодательным органом является Федеральное Собрание - парламент России, а правосудие относиться к исключительной компетенции судов.

По мысли авторов Конституции России выборный Президент РФ занимает особое место в системе разделения властей. По действующей Конституции РФ предполагается, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государства. Тем самым, Президент РФ вынесен за рамки классического разделения властей. Это дало основание говорить, о выделении четвертой, президентской ветви власти.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, в строгом смысле законотворческим органом в России, казалось бы, является не весь парламент в целом, а только его нижняя палата. Вместе с тем, за Советом Федерации Конституция РФ закрепляет полномочия контроля за исходящими от Государственной Думы законодательными актами: Совет Федерации в императивном порядке либо по своей инициативе рассматривает принятые законы в целях их одобрения (ст. 105, 106 Конституции РФ).

Таким образом, учитывая, что полномочия верхней палаты достаточно значимы для законотворческой деятельности, утверждение о том, что законодательная власть принадлежит парламенту в целом, а не какой либо его палате не подлежит сомнению и пересмотру, а российский парламент стоит рассматривать именно как единое целое.10

Правительство РФ также как и Президент РФ, имеет определенное влияние на парламент РФ при принятии законов. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при О наличии заключения Правительства РФ.

Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Что касается Правительства РФ, то оно как орган исполнительной власти в определенной степени также подотчетно Парламенту РФ. Прежде всего это связано с государственным бюджетом. В соответствии с Конституцией Правительство РФ «разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета» ( ч. 1 ст. 114).11

В целом же на основании изложенного можно сделать некоторые выводы:

1. Принцип разделения  властей существует не только  в теории государства и права, он реально осуществляется на  практике в различных государствах  мира, причём имеет место в  различных формах, вариантах, не  теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

2. Специфика действующей системы разделения властей обусловливается выбранной в государстве формой правления. В России в качестве таковой выбрана жесткая президентская форма правления – суперпрезидентская республика.

3.На реализацию Парламентом РФ его функций (законодательной и

контрольной) серьезное влияние оказывает исполнительная власть в лице президента РФ и Правительства РФ, а также судебная власть через деятельность Конституционного Суда РФ.

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ».

2.1. Понятие и признаки  принципа «сдержек и противовесов».

  Правовая система  сдерживания и уравновешивания независимых     властных центров в конституциях получила свое определение как система «сдержек и противовесов».

 Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями, была развита в эпоху буржуазных  революций в противовес абсолютизму  и феодальному произволу. Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства.  Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля, Эникура, Полибия. Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

 Разберем поподробнее  основные положения теории разделения  властей и признаки принципа  «сдержек» и «противовесов». «Абсолютная  деспотическая власть или управление  без установленных постоянных  законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства»,- констатирует Дж. Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

 В условиях ограниченной  монархии на первое место выдвигается  законодательная власть именно  она, по Локку, и образует «первую  ветвь власти». В соответствии  с этим видением вопроса полномочия  принимать законы (законодательная  власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (кабинет министров). Все виды публично-властной деятельности  и реализующие их государственные органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.

Отстаивая данный способ организации власти и распределения ее между различными государственными органами, Дж. Локк активно выступал против концепции абсолютизации и неограниченности власти. Абсолютная монархия, писал в связи с этим автор, которую некоторые считают «единственной формой правления в мире», на самом деле «несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть формой гражданского правления». 12

 Дело в том, пояснял  ученый, что поскольку она сама  не подчиняется закону, то, следовательно, она не может обеспечить подчинение  ему и других властей и лиц. Такая власть не способна также  гарантировать и естественную  свободу человека.

 Наиболее полно и  последовательно концепция разделения  властей изложена в трудах  Ш. Монтескье и особенно в его  двадцатилетнем труде «О духе  законов» (1748), принесшим наибольшую  славу автору. Анализируя различные  способы правления и принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической свободы и ее трактовке. А отталкиваясь от неё решает вопрос об устройстве власти. Идея, формулируемая Монтескье, интересна прежде всего определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание - гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не сама цель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение свободы. В каждом государстве, писал он, «есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой части государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства».13

 Иными словами, первая  власть, объясняет он, призвана создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает безопасность. В силу третьей власти караются преступники и разрешаются споры между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать - судебной. На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это довольно просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости), в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление. В одном случае при посредстве правительственной деятельности, в другом- посредством судебной деятельности. В этом смысле можно говорить о том, что и та и другая обеспечивают исполнение закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет к удушению политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения властей. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям. «Не будет свободы..., если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не менее важна и другая сторона этой доктрины - рассуждение о том, не приведут ли расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к безвластию, при которых также неизбежны разрушение государства и гибель свободы. Предотвратить подобное развитие событий могут; согласованность и взаимодействие властей.14  

Информация о работе Разделение властей в механизме государства. Принцип «сдержек и противовесов»