Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление наиболее характерных черт принципа разделения государственных властей, особенностей его проявления в современной России и определения перспективы его использования в современной российской демократии. Для достижения этой цели нужно решить следующие задания:
• Во-первых, четко выделить основные черты принципа разделения властей вообще;
• Во-вторых, проследить в историческом разрезе как шло формирование этого принципа в трудах ведущих философов мира;
• В-третьих, рассмотреть на примере современной России проявление этого принципа;
• В-четвертых, доказать на примере системы сдержек и противовесов ветвей власти, что данный принцип сегодня уже действует в России ;
• В-пятых, показать трудности становления данного принципа в России сегодня.
Введение……….…………………………………………………………. …..3
1. Появление и становление принципа разделения властей…………… …4
2. Законодательные органы государственной власти………………….. ….9
3. Исполнительная власть: система, функции……………………………. 14
4. Судебная власть……………………………………………………… …. 20
5. Система сдержек и противовесов на основе Конституции РФ…….. …23
Заключение …………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы………………………………………….31
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ «Нижегородская правовая академия» (институт)
Теории и истории государства и права
Курсовая работа
по теории государства и права
Тема: «Разделение государственных властей в РФ»
Выполнил: студент
3 курса 12 ДОТ 2
Веселов А.В.
Проверил преподаватель:
к.ю.н. Рувинский Р.З.
Нижний Новгород
2013
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение……….………………………………………………
1. Появление и становление принципа разделения властей…………… …4
2. Законодательные органы государственной власти………………….. ….9
3. Исполнительная власть: система, функции……………………………. 14
4. Судебная власть……………………………………………………… …. 20
5. Система сдержек и противовесов на основе Конституции РФ…….. …23
Заключение …………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы………………………………………….31
Введение
Человечество на Земле прошло длинный путь своего развития: от первых охотничьих общин до современных государств – пролегло не одно тысячелетие. Это было время проб и ошибок, разочарований и достижений, успехов и неудач. Результатом этой эволюции стало формирование современного правового государства.
Проблемы равенства и свободы личности, власти народа, а не тирана или наследственного монарха волновали лучшие умы во все времена. И только в Новейшее время в Конституциях современных стран мы можем увидеть достижения этого реального состояния демократии. Например, в преамбуле Конституции Французской республики 1958 года сказано: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность Правам Человека и принципам национального суверенитета». Ст.1 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 года гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти». В ст.1 Конституции РФ 1993 года говорится: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Для правового государства характерна демократическая процедура формирования государственной власти, действует принцип разделения властей. Этой теме посвящено немало книг и статей, и данная курсовая работа будет еще одной на эту тему. Объектом данной работы будет выступать сама теория разделения властей, предметом – разделение властей как принцип правового государства. В настоящем, в условиях становления демократии в России данная работа будет носить актуальный характер, поэтому я посчитала эту тему наиболее интересной для моего исследования.
Целью данной курсовой работы является выявление наиболее характерных черт принципа разделения государственных властей, особенностей его проявления в современной России и определения перспективы его использования в современной российской демократии. Для достижения этой цели нужно решить следующие задания:
При написании данной работы использовались различные методы: сравнение (при раскрытии вопроса о принципе разделения властей в трудах мировых философов), метод анализа (при выборе доказательств наличия данного принципа в современной российской демократии), метод синтеза (для формирования общего вывода работы), а также методы индукции, дедукции и другие логические методы исследования.
Для выполнения данной работы использовались следующие научно-правовые источники: в первую очередь – Конституция РФ, федеральные конституционные законы и нормативные акты меньшей юридической силы, Конституции зарубежных стран, которые помогли мне уяснить механизм действия принципа разделения властей в России и за рубежом; затем работы и труды великих мыслителей Ш.Монтескье, Ж.Ж Руссо, Дж.Локка, которые показывают их представления о теории разделения властей, их позиции «за» и против»; учебная литература – в своём учебнике В.Е. Чиркин показывает основные институты конституционного права зарубежных стран.
1. Появление и становление принципа разделения властей
Долгое время человек стремился создать идеальное государство, идея построения которого сопровождалась идеей разделения властей.
И это стало составной частью учения о правовом государстве в XVII –XVIII веках, когда Джон Локк и Шарль Монтескье сформулировали этот принцип, как важнейшую гарантию не возможности концентрации и злоупотребления власти.
В 40 – 60 годах XVII века в Англии философ Джон Локк в своём произведении «Два трактата о правлении» придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Он развил ее основные положения, такие как: о недопустимости заниматься исполнением законов представительному органу, осуществлять законодательную власть с помощью выборного постоянно действующего представительного органа.
Джон Локк писал о том, что законодательная верховная власть в конституционном государстве возможна только одна, и ей все обязаны подчиняться. Король, являющийся главой исполнительной власти, был призван для того чтобы «употребить государственную силу в целях сохранения сообщества и всех его членов». Деятельность короля регламентировалась законами очень строго, подчинение им являлось его первой обязанностью. Министры, которые управляли страной, должны были быть ответственными перед парламентом. Судьи, так как они являются стражами законов, признавались абсолютно независимыми от правительской воли. Законодательная власть как и исполнительная независимы в своей деятельности, но они обе имеют в лице народа над собой высшего судью, который может призвать к ответственности совершенно любую власть.
В XVIII веке уже во Франции другой философ Ш.Монтескье, автор «Духа законов», работал также в этом направлении, он продолжил учение Джона Локка о разделении властей и раскрыл его наиболее подробно, дополнив его и поставив все на свои места.
Для исключения возможности злоупотребления властью, необходимо, чтобы судебная, исполнительная и законодательная власти были бы разделены, но могли сдерживать друг друга. Исходя из этого, Монтескье считает, что каждому сословию необходимо предоставить часть верховной власти. Законодательную власть он считает необходимо поделить между феодалами и буржуазией, образовав парламент из двух палат, который состоит из аристократической знати и из собрания, которое представляет народ. Исполнительная власть сохраняется у королевского правительства, у дворянства, которое, должно быть ответственным перед буржуазией. В отличие от Локка, Монтескье особо выделил в системе разделения властей судебную власть, которая должна быть доверена выборным из народа, привлекаемым на определенное время. Судьи должны быть одного социального слоя с подсудимым, чтобы ему не показалось, что его права и свободы нарушаются. Приговоры должны выноситься лишь путём точного применения закона. Локк трактовал разделение властей как их тесное взаимодействие и сотрудничество на основе верховенства законодательной власти над исполнительной. В отличии от него Монтескье выделял необходимость независимости, равновесия и обособления властей: ни одна власть не может вмешиваться в полномочия другой, но любая из них, может сдерживать и контролировать другую власть, дабы не допустить превышения полномочий.
Против концепции разделения трех властей выступал в своих трактатах Жан Жак Руссо, который считал, что вся власть должна быть единой, принадлежать народу в виде народного собрания. Он полагал, что суверенитет един, неотчуждаем и неделим. Он видел в идее Монтескье крайности, которые ведут к распаду государства. Отвергая идею разделения, вместе с тем, он признает необходимость разграничения полномочий государственных органов. Он отделяет законодательную и исполнительную власть. Тесно сливается с суверенитетом у Руссо законодательная власть. Он считает, что она должна регулировать вопросы всеобщего характера. Исполнительная власть выступает как прислуга народа. Судебной власти Руссо уделяет мало внимания, но говорит о её связи с законами, её организационной самостоятельности.
Руссо считает, что равновесие трёх властей, их согласованность должны осуществляться без помощи взаимных сдержек и разных противовесов, не противопоставлением или обособлением их друг другу, а лишь благодаря преобладанию власти законодательства, воплощающей народный суверенитет.
Марксизм при оценке учения о разделении властей исходил из компромисса классовых сил, достигнутого на каком–то этапе борьбы буржуазии, которая воевала за господство политики. Советская доктрина противопоставила теорию полновластия Советов теории разделения властей. Это было лишь прикрытием тоталитарного режима, узурпации государственной власти. Как говорил Ф.Энгельс: «теория разделения властей представляет собой ничто иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля». 1
Также в Конституции Соединенных Штатов Америки и Франции закреплен принцип разделения властей. Они считали, что благодаря ему можно достичь равновесия трех ветвей государственной власти и осуществить главную функции государства: охрану и свободу прав гражданина и человека.
Французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года (ст.16) гласит: «Всякое общество, в котором не обеспечивается пользование правами и не проведено разделения властей не имеет конституции».
Конституция США 1787 года не только четко разделила власть на судебную, законодательную и исполнительную, а так же предусмотрела механизм взаимодействия данных ветвей власти, когда каждый орган государственного аппарата имел возможность контролировать деятельность другого.
В истории России было немного примеров реализации теории о разделении властей. Монарх был абсолютным до 1905 года, в то время как вопрос о разделении властей поднялся с особой остротой. В 1905 году кроме множества преобразований в обществе и государственном строе, проведенных в следствии революции, встал также вопрос о разделении властей. В XVIII веке в нашей стране возникла буржуазия, стремившаяся освободиться от замедляющей развитие общества абсолютной монархии. В результате Первой российской революции был сделан серьёзный шаг к теории разделения властей: появляется первый парламент – Государственная Дума. Хотя понимание необходимости реализации теории разделения властей можно найти в работах и более раннего периода, среди которых особенно можно выделить труды М. М. Сперанского.
Воплощение теории
разделения властей в России
с установлением советской
В данной обстановке исполнительная власть начала резко усиливаться, она порой иногда заменяла две другие ветви власти. База законодательства была далека от совершенства, органы суда заменяли различные «двойки», «тройки», сформированные из исполнительной власти и представителей партии. Слияние воедино государственного и партийного аппаратов явно не соответствовало теории разделения властей. Период перестройки в стране заставил очень многих по–другому осмыслить принцип разделения властей. Самым значительным изменением в системе органов исполнительной власти стало учреждение института президентства. Но президентская власть стала усиливаться. В 1991 году издали закон «О Президенте РСФСР». В связи с этими изменениями установилась суперпрезидентская форма правления.
Реформа судебной системы касалась глубинных основ деятельности судов. Необходимо было обеспечить независимость судов от влияния государственных органов и, особенно, от влияния партии. Очень важным шагом в судебной реформе стало принятие закона «О статусе судей в Российской Федерации» в 1992 году. Этот закон закрепил ряд положений, позволяющих обеспечить независимость судей: неограниченный срок полномочий судьи, отсутствие возможности привлечения судьи к различным видам ответственности (кроме с санкции самого Генерального прокурора).
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, в ст. 10 провозглашает, что власть государства в РФ делится на судебную, законодательную и исполнительную. Органы этих властей самостоятельны.
Таким образом, у теории разделения властей существуют сторонники и противники. Джон Локк и Монтескье блестяще сформулировали свои идеи по теории разделения властей, что заслуживает уважения. Существует также другой мнение, но оно тоже имеет место быть. В наиболее развитых странах: США и Франции важность идеи разделения властей усвоили быстро и провозгласили в своих законодательных актах высшей юридической силы, в России же данный принцип ещё до конца и полно не реализуется, а лишь провозглашается.
2. Законодательные органы государственной власти
В условиях разделения властей ветви государственной власти взаимно уравновешивают друг друга и ограничиваются друг другом. Высший представительный и законодательный органом в демократическом государстве – это парламент, представляющий собрание депутатов, принимающие на пленарном заседании законы. Парламенты имеют двухпалатную или однопалатную структуру.
В федеративных государствах
парламенты состоят из двух
палат. Двухпалатная