Разделение государственных властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление наиболее характерных черт принципа разделения государственных властей, особенностей его проявления в современной России и определения перспективы его использования в современной российской демократии. Для достижения этой цели нужно решить следующие задания:
• Во-первых, четко выделить основные черты принципа разделения властей вообще;
• Во-вторых, проследить в историческом разрезе как шло формирование этого принципа в трудах ведущих философов мира;
• В-третьих, рассмотреть на примере современной России проявление этого принципа;
• В-четвертых, доказать на примере системы сдержек и противовесов ветвей власти, что данный принцип сегодня уже действует в России ;
• В-пятых, показать трудности становления данного принципа в России сегодня.

Содержание

Введение……….…………………………………………………………. …..3
1. Появление и становление принципа разделения властей…………… …4
2. Законодательные органы государственной власти………………….. ….9
3. Исполнительная власть: система, функции……………………………. 14
4. Судебная власть……………………………………………………… …. 20
5. Система сдержек и противовесов на основе Конституции РФ…….. …23
Заключение …………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим работу российского  парламента. Впервые парламент в  России был учрежден после Манифеста  от 17 октября 1905 года, подписанного царем Николаем II, который подразумевал учреждение Государственной Думы. Выборы были не совсем всеобщими. Студенты не могли в них участвовать, так же как и женщины, малообеспеченные люди, и  люди не имеющие собственности.

Современный парламент сформирован  на основании Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Ст. 94 Конституции  определяет, что парламент России – Федеральное Собрание – является представительным и законодательным органом РФ.

В соответствии со ст. 95 Конституции  РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учётом необходимого представительства.

Федеральное Собрание России состоит из 450 депутатов Государственной  Думы и 166 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 83 субъектов Российской Федерации).  В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Ст.100 Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. При этом заседания палат являются обычно открытыми. Но в случаях, предусмотренных регламентами, их заседания могут быть закрытыми. Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях: для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств». Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. В соответствии с федеральным законом от 11 января 1995 года № 4 – ФЗ «О счетной палате РФ»,    Государственная Дума назначает и освобождает от должности  Председателя Счетной палаты и 6 аудиторов, Совет Федерации – заместителя Председателя и 6 аудиторов.

 Рассмотрим работу  верхней палаты Российского парламента – Совета Федерации. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, Регламентом Совета Федерации первого созыва, принятым Советом Федерации 2 февраля 1994 года, федеральными законами и постановлениями Совета Федерации. В соответствии со ст. 102 Конституции РФ по представлению Президента Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора России, решает вопрос о вводе российских войск на территорию другого государства, об изменении границ субъектов Федерации, утверждает Указ Президента о вводе на территории России  чрезвычайного положения и принимает решение от отрешении Президента от должности.

Нижняя палата Российского парламента называется Государственная Дума. Согласно Конституции РФ 2 Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет по пропорциональной системе. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно ст. 103 Конституции  РФ к ведению Государственной  Думы относятся: «дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ и Уполномоченного по правам человека; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава аудиторов; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности». В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Заслуживает особого внимания и организация законодательной  власти в США. Здесь она существует  в принципе разделения властей в  его «жёстком» варианте. «Статья I конституции посвящена законодательной власти (конгресс США), ст. II – исполнительной (президент), ст. III – судебной (преимущественно Верховному суду США)».3 Парламент США называется Конгресс, который состоит из двух палат: Палата представителей  и Сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата. Конгресс создаёт из своих членов различные комитеты: постоянные объединённые комитеты обеих палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации и т.д.; временные специальные комитеты для расследования отдельных вопросов.

Таким образом, законодательная власть, занимает главенствующее местоположение в механизме правового государства, так как  обуславливает высшую юридическую силу принимаемых  законов, придаёт общеобязательный характер нормам права,  определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте формы деятельности исполнительной и судебной властей. В современных государствах законодательная власть, как правило, носит представительный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исполнительная власть: система, функции

Исполнительная власть –  это  ветвь государственной власти,  на которую  возложена исполнительно-распорядительная и организационно-управленческая деятельность. Её задача — выполнять предписания законодательной власти в виде законов, указов. Органы исполнительной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов, самые важные из них закрепляются в законодательстве.

 Принцип народовластия,  закрепленный в ст. 3 Конституции  Российской Федерации, означает, что народ является единственным  источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть.

  Принцип разграничения  полномочий федеральных и региональных  органов, закрепленный в Конституции  проявляется в том, что компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются не по их собственному усмотрению, а на основе нормативно-правовых актов. 4

     Принцип законности в ст. 15 Конституции означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты.

Согласно ст. 110 Конституции РФ: «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Закрепленное в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» положение Правительства определяется как положение высшего исполнительного органа государственной власти России. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации.5 В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.6

В соответствии со ст. 114 Конституции  РФ Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики государства, осуществляет регулирование в социально-экономической  сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, путем внесения в Государственную Думу законопроектов.7

Место и значение Президента РФ в системе исполнительной власти остаётся до конца не определенным.  В соответствии со ст. 80 Конституции РФ, Президент обладает широчайшими полномочиями. Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти.8

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. «а», «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Из рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во–первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей, Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении № 28 –П от 11 декабря 1998 года по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру.

Вместе с тем п. «б» ст. 83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Правительства. Ст. 31 федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 года              № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предоставляет Президенту РФ право председательствовать заседаниях Президиума Правительства РФ.

В соответствии со ст. 32 ФКЗ  «О Правительстве Российской Федерации», Президент РФ непосредственно и через федеральных министров руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти.

Если проследить эволюцию положений названной статьи, то можно сделать вывод о том, что отчетливо просматривается тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»  Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Неоднозначно в Конституции  РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. «в» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Государственная  Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие, что  теоретически указывает на наличие  у Правительства РФ ответственности  и перед парламентом. Вместе с  тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение. Очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.

Теперь познакомимся со структурой и деятельностью исполнительной власти в США на основе произведения С.Г.Паречина «Исполнительная власть как индикатор государственного управления». 

Создатели  Конституции  США   воплотили  в посте  Президента сильную  исполнительную Власть,  которая способна  обеспечить   суверенитет, единство  страны. Президент является главой государства и исполнительной власти одновременно.

В  США  понятие  «институт президентства»  охватывает всю совокупность подчиненных  президенту правительственных органов. Это прежде всего   члены кабинета, советники  Президента, которые работают  в  12 агентствах – «Исполнительная  администрация президента».

Аппарат  Белого дома имеет  в составе помощников президента, на    которых   он   опирается   в   осуществлении   руководства   основными правительственными  органами в Вашингтоне. Аппарат   Белого  дома   выполняет   четыре  основные  функции.  Отдельная часть его сотрудников    выполняет административные   обязанности.   Вторая   группа сотрудников обеспечивает координацию работы  министерств. Третья  группа прослеживает прохождение президентских законопроектов по лабиринтам палат, организует встречи и беседы президента с лидерами  Конгресса  и  в  целом  способствует   реализации  законодательных инициатив  президента, отвечает за связь с  Конгрессом.  Наконец,  четвертая  группа  помощников  осуществляет защиту  политических  интересов  Президента.  

Бюро  по  управлению  и  бюджету  (Бюро) было  создано в  1970  году  для объединения  функций   уже  существовавшего  Бюро  по  бюджету  с  функциями управления. Управленческие   функции  Бюро  включают  в  себя   утверждение  штатов министерств,  принятие мер по  повышению  эффективности  их работы. В осуществлении бюджетной функции Бюро может урезать или  отклонять заявки  ведомств, откладывать или ограничивать выдачу средств, уже предусмотренных бюджетом.

Информация о работе Разделение государственных властей в РФ