Республика как форма форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.

Содержание

Введение.....................................................................................................6
1. Понятие форм государства...................................................................8
2.Классификация форм государства.......................................................9
3. Понятие и классификация форм правления.....................................11
4. Понятие республики. Признаки республики....................................13
4.1. Президентская республика.........................................................15
4.2 Суперпрезидентская республика.................................................17
4.3. Парламентаризм в президентской республике и
полупрезидентская республика………………………….….…...18
4.4 Парламентарная республика.........................................................22
4.5. Республика с монархическими элементами.................................26
Заключение....................................................................................................28
Список использованных источников……………………………..…..…....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление. 

 

Введение.....................................................................................................6

1. Понятие форм государства...................................................................8

2.Классификация форм государства.......................................................9

3. Понятие и классификация форм  правления.....................................11

4. Понятие республики. Признаки  республики....................................13

4.1. Президентская  республика.........................................................15

4.2 Суперпрезидентская  республика.................................................17

4.3. Парламентаризм в президентской  республике и 

                  полупрезидентская республика………………………….….…...18

4.4 Парламентарная  республика.........................................................22

4.5. Республика  с монархическими элементами.................................26

Заключение....................................................................................................28

Список использованных источников……………………………..…..…....29 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Введение.

 

Теория государства является неотъемлемой частью науки теории государства  и права.

Одним из разделов, изучаемых  теорией государства, является изучение форм государственного устройства. Классификация  государств производится по различным критериям, одним из которых является форма правления.

Данная работа посвящена  республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.

“Разделение властей”, теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж.Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Она связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

Данный принцип является основой демократии, гарантией соблюдения прав человека и гражданина.

В работе будут рассмотрены  различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут  приведены примеры государственного устройства различных государств.

От формы государства  в значительной степени зависит  политическая жизнь в обществе и  устойчивость государственных институтов.

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной  властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они  актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения  президентских и парламентских  структур, сложности федерализма, налоговая  политика и многое другое.

Форма правления имеет  основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Цель работы исследовать  исторические и правовые аспекты  республиканской формы правления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
  2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления;
  3. Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.

 

 

 

1.Понятие форм государства.

 

В праве  традиционно используются несколько понятий, характеризующих с разных сторон форму государства. Это форма правления, форма государственного (территориально-политического) устройства, форма политического (государственного) режима. Однако сам термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, так как связан с учениями о государстве, и долгое время в конституциях он не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом регулирования основных законов. В ряде конституций (Турции 1982 г., Сальвадора 1983 г., Эфиопии 1987 г.) есть главы с названием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезированные формулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, конституция Бразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовом государстве, конституция Марокко 1972 г. — об унитарной демократической и социальной монархии, конституция Франции 1958 г. — о неделимой, светской, социальной, демократической республике.

Некоторые конституции включают в качестве одной из характеристик  формы государства участие населения  в деятельности его органов, т.е. принцип обратных связей государственных  органов с управляемыми. Особенно часто говорится об этом в конституциях стран тоталитарного социализма, но нормы о партиципации есть и в других основных законах. Конституция Колумбии 1991 г. характеризует государство как «партиципаторную республику».

Таким образом, форма государства  становится комплексным институтом права, представляющим собой внутренне  согласованную систему норм, регулирующих в их единстве структуру и взаимоотношения  основных органов государства (главы  государства, парламента, правительства), территориально-политическое устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Элементы, составляющие в теории государствоведения форму государства (форма правления, государственного устройства и др.), подинститутами комплексного института «форма государства». В свою очередь они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации (например, форма правления по отношению к главе государства, когда последний может рассматриваться как подинститут).

 

2.Классификация форм государства.

 

В теории государства и  права используются различные классификации  форм государства, в частности выделяются демократические государственные  формы (например, Франция) и формы  авторитарные (например, Индонезия). Применяются  также более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая (в отдельных странах, декларировавших ориентацию на социализм) и другие государственные формы.

В государствоведении для классификации форм государства может использоваться свой подход — с позиции теорий разделения властей и единства власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем  странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими. Каждая из этих трех форм имеет множество разновидностей. Но в целом поликратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независимые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическим государственным режимом, различными формами партиципации населения.

Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управления, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче, каудильо — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха). Во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Уганде и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственной разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях и были отдельные положения о разделении властей. Наконец, реальная власть может находиться в руках хотя и не государственного, но на деле органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным комитетом, центральным комитетом) правящей коммунистической партии.

При такой государственной  форме нет системы сдержек  и противовесов; территориальные  коллективы либо находятся под строгой  опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами (другими должностными лицами) или  избранными советами, которым по конституции  принадлежит вся власть, но которые  на деле подчинены местным органам  правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, например в Бенине, Гаити, Заире, Индонезии, Иране, Пакистане, это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует авторитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для определения политики государственных органов в центре и на местах.

Сегментарная государственная  форма (сегмент — с латинского «отрезок») характеризуется тем, что  государственная организация как  целое складывается из разнородных  отрезков, но ее объединяет единая природа  государственной власти, единство государственной  политики по принципиальным вопросам, единые принципы организации и деятельности. В данной государственной форме  есть и элементы поликратии, и элементы монократизма, частички демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма. Органы государственной власти формируются путем выборов, но они «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три в Индонезии, две в Нигерии, в свое время три, а затем четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде). Разделение властей конституциями может признаваться, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует. В территориальной структуре государства при сегментарной форме возможна автономия,  даже политическая (например, Филиппины), на местах могут существовать выборные органы (советы, старосты), но автономные полномочия на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются и могут быть не утверждены вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. В деятельности органов государства значительное место занимает принуждение, партиципация граждан мала, хотя ее элементы и существуют. Демократические права и свободы в конституциях признаются (иногда их перечень довольно широк), но действенные юридические гарантии их реализации на практике отсутствуют.

 

3. Понятие и классификация  форм правления.

 

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах  стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления —  монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция  Германии 1949 г.). Лишь единичные государства  не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство  Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины  сказано, что она республика).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию  формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы[1].

В действительности форма  правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения  главы государства с парламентом  и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может  включать всю политическую среду. Форма  правления — это характеристика структуры и взаимоотношений  органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов  государства в тех странах, где  нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а  принята концепция «республики  советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет  значение и деятельность органов  конституционного надзора (верховных  и конституционных судов, конституционных  советов), некоторых других государственных  органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать  две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная  классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская  республика и др.).

Вместе с тем в современных  условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные формы, в монархии появляются черты республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха в Малайзии, «коллективный монарх» в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных форм; даже абсолютная монархия все чаще принимает внешне конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты). 

Информация о работе Республика как форма форма государства