Республика как форма форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.

Содержание

Введение.....................................................................................................6
1. Понятие форм государства...................................................................8
2.Классификация форм государства.......................................................9
3. Понятие и классификация форм правления.....................................11
4. Понятие республики. Признаки республики....................................13
4.1. Президентская республика.........................................................15
4.2 Суперпрезидентская республика.................................................17
4.3. Парламентаризм в президентской республике и
полупрезидентская республика………………………….….…...18
4.4 Парламентарная республика.........................................................22
4.5. Республика с монархическими элементами.................................26
Заключение....................................................................................................28
Список использованных источников……………………………..…..…....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  

 

 

 

1

4. Понятие республики. Признаки  республики.

 

Республика – форма  правления, в соответствии с которой  высшая власть в государстве принадлежит  выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое  правосудие, муниципальное самоуправление.

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами  и др.)[2].

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

•     существование единоличного и коллегиального главы государства;

•     выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

•     осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

•     юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

•     обязательность решений верховной государственной  власти.

Существование  единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.

Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной  власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

Сейчас многие правоведы  поднимают вопрос о том, что, в  частности, в России наблюдается  перекос этого принципа со стороны  судебной ветви власти, выражающегося в том, что судьи практически никому не подконтрольны. В Государственной думе уже не раз поднимался вопрос о пересмотре статуса судей. Возможно, целесообразно ввести в Конституцию России институт выборности судей и ограничить срок исполнения их полномочий.

Осуществление государственной  власти не по своему велению, а по поручению  народа выражается в верховенстве закона, подчинения всех органов государственной  власти закону, принципе функционирования государственной власти не ради интересов  самой государственной власти, а  в интересах народа.

Юридическая ответственность  главы государства в случаях, предусмотренных законом выражается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен  быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента.

Обязательность решений  верховной государственной власти выражается в том, что эта власть действует в соответствии с законом  и подчиняется закону. Так в  Конституции России закреплено, что  Федеральные законы, указы президента, постановления правительства действуют  на всей территории России и подлежат обязательному исполнению.

Республиканская форма правления  в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась демократическим  содержанием.

Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент  не избирается гражданами, а провозглашается  таковым военным или революционным  советом после государственного переворота, когда президент провозглашается  пожизненным президентом и др.

Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). Особое распространение  получила первая из этих форм. В Африке до 90-х годов совсем не было парламентарных республик, нет их и в Латинской  Америке.

2

4.1. Президентская республика.

 

В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента (например, в  Мексике прямым голосованием избирателей, в США — косвенным), хотя есть и исключения (в Суринаме одно время  — 2/3 голосов парламента, в Египте кандидатуру президента на голосование  избирателей может предложить только парламент).

Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет  президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых  президентских республиках он может  назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство  во главе с премьером, но фактическим  руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности  перед парламентом не несут, не могут  быть уволены им в отставку. Это  означает, что кабинет или правительство  формируется партией (крайне редко  — блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и  президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные  обязанности и выступает как  «надпартийный» деятель. Президент  свободен в подборе членов правительства  и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых  других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента — сената). Как правило, министры несут ответственность  за свою деятельность только перед  президентом и не могут быть уволены  в отставку путем вотума недоверия  в парламенте. Иногда конституция  прямо устанавливает, что президент  является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.)[3]. Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).

В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в  развивающихся странах это бывает; например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях, когда такая возможность может быть использована, всегда предусмотрено, что это не относится к фактическому главе правительства — президенту. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров. Это в полной мере касается Российской Федерации.

В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда  правительство сформировано одной  партией, а в парламенте большинство  мест принадлежит оппозиционной  партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США. Но в Мексике, например, такая  возможность до сих пор была исключена, поскольку Институционно-революционная  партия намного превосходит по своему влиянию другие партии и всегда побеждала  и на президентских, и на парламентских  выборах. Термин «разделенное правление» иногда используется и в другом значении: в условиях иной формы правления  — парламентарной республики или  парламентарной монархии — в состав правительства парламентского большинства  включаются несколько министров  от оппозиции. Обычно это делается в  обстановке общенационального кризиса, войны, чтобы обеспечить единство действий различных политических сил в  критических ситуациях.

 

 

 

 

 

3

 

4.2 Суперпрезидентская республика.

 

Вследствие особой роли главы  государства, концентрации в его  руках больших полномочий отдельные  страны Латинской Америки давно  получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия  в Азии и Африке появились такие  республики, где власть президентов  была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в  тех или иных формулировках руководящей  силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями  официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту  и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монокра-тическая республика, форма президентского абсолютизма.

В настоящее время в  связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской  республики почти нет, но нельзя исключать  появление их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма  правления, которая устанавливается  во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся  странах: со времени образования  независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель — лидер переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др.  Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды — в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитаристкая республика. Впрочем, и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских» президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Специфическими чертами  обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным  комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный  ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически  президентом республики. Он получал  лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний  не мог ни отказать в признании  его президентом, ни избрать президентом   дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат. 

 

4.3. Парламентаризм в президентской  республике и полупрезидентская республика. 

 

Наряду с чрезмерным усилением  власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской Америке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80—90-х годов — в  Северной и Тропической Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия (в Африке это было связано  с крушением тоталитарных режимов  в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации). В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские республики с элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридическому главе правительства — президенту), которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых других латиноамериканских странах.

В Уругвае парламент может  выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется квалифицированное  большинство голосов в 2/3, кроме  того, президент в определенных случаях  вправе не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента. К тому же парламент не должен одобрять или не одобрять программу правительства. Он может ее обсуждать, но решения  по этому поводу не выносит. В Венесуэле  также есть институт вотума недоверия  отдельному министру. Кроме того, в  этой стране парламент рассматривает  и одобряет программу правительства, представленную президентом. Это делается на совместном заседании обеих палат, а не только на заседании нижней палаты, как это принято в парламентарных республиках при двухпалатной структуре  парламента. В Перу по конституции 1979 г. и затем по конституции 1993 г. при  вотуме недоверия, выраженном парламентом, президент обязан сместить министра. Вотум недоверия отдельному министру возможен в Колумбии (конституция 1991 г.)[4], в Эквадоре (конституция 1984 г. с последующими поправками).

Выше говорилось о вотуме недоверия в президентской республике отдельным министрам, который, однако, не затрагивает фактического главу правительства — президента. В некоторых странах возможно выражение вотума недоверия и всему совету министров, который характеризуется конституциями как орган исполнительной власти. Ответственность назначенного президентом правительства перед парламентом превращает президентскую республику в полупрезидентскую. Во Франции, например, новое правительство излагает свою программу и просит о доверии, хотя оно и не обязано делать это. Может быть принята резолюция порицания правительству, и оно должно уйти в отставку. Правда, принятие такой резолюции крайне затруднено, и за четыре десятилетия действия конституции 1958 г. во Франции были лишь единичные случаи такого рода. На базе использования прежних традиций парламентаризма, с появлением президентов с иными личными качествами, чем де Голль, Франция сохраняет все меньше черт полупрезидентской республики и все больше превращается в парламентарную. Этому способствовала и практика «разделенного правления»: президент и парламентское большинство принадлежали к разным партиям (блокам). В Перу президент при вотуме недоверия может уволить правительство в отставку, а в отдельных случаях даже обязан сделать это.

Информация о работе Республика как форма форма государства