Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть особенности референдума, его характеристики, институт референдума. Изучить особенности подготовки и проведения референдума, подведения итогов, юридическую силу решений, принятых на референдуме. Рассмотреть Российское законодательство о референдуме.
Введение 3
1. Общая характеристика референдума в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и сущность референдума 6
1.2 Принципы организации и проведения референдума в Российской Федерации 12
2. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации 17
3. Порядок организации и проведение референдума в Российской Федерации 20
3.1 Инициатива и подготовка к проведению референдума 20
3.2 Проведение референдума в Российской Федерации 31
3.3 Подведение результатов, реализация решения референдума 35
Заключение 37
Список использованной литературы. 39
Референдум, как и другие демократические институты, направленные на достижение общественного согласия, имеет ярко выраженные интегративные функции, проявляющиеся как на государственном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Наличие многообразных социальных структур предполагает высокую степень самостоятельности отдельных частей общественного целого - коллективов, предприятий, регионов, республик и так далее. Здесь также должны быть приведены в действие интегративные механизмы, созданные институты достижения и выявления единства мнений граждан. Вот почему местный референдум - необходимый институциональный элемент системы местного самоуправления в Российской Федерации.
Жизнь любого общества, а тем более сложного и массового, каким является наше, изолирует ситуациями, когда люди должны делать единый и общий выбор на референдуме. Необходима высокая степень согласия и ответственности людей, вынужденных сообща делать выбор в обычных и особенно в экстремальных ситуациях. Плюралистическая демократия - демократия большинства, мнение которого имеет перевес над мнением меньшинства [24, 89].
Большинство и меньшинство определяется в ходе согласования социальных интересов и принятия политических решений. Азбукой демократии является правило, согласно которому решение, принятое большинством, является обязательным для меньшинства, которое должно подчиняться, несмотря на своё несогласие.
В России вопрос о референдуме впервые возник как теоретический вопрос на рубеже XIX – XX веков, когда стремительно развивавшаяся Россия остро ощущала узость и анахронизм существовавшей тогда формы правления - царского самодержавия. В годы, предшествующие революционным событиям 1905 г., русская общественная и юридическая мысль искала пути и способы реформирования политической системы с целью сделать её более современной и эффективной. Именно тогда на повестку дня встали вопросы демократии, правового государства, равных всеобщих и прямых выборов, федерализма. Тогда в России впервые заговорили об институтах парламента и президента, о многих других идеях, которые в то время были новыми и для Запада. Тем не менее, русские учёные - юристы на достаточно высоком научном уровне обсуждали проблемы сущности референдума и возможности введения его в России.
В практическом плане вопрос о введении института референдума в России активно обсуждался после февраля 1917 г., но был решён отрицательно. В частности, Особая комиссия по составлению проектов основных законов при Временном правительстве официально высказалась против этого института, ссылаясь не только на отсутствие демократического опыта в стране, но и аргументы структурно-организационного характера. Большинство членов Особой комиссии считали, что образование верхней палаты будущего российского парламента снимает необходимость референдума, применимость которого к русским условиям более чем сомнительна.
В нашей стране институт референдума юридически существует с 1977 г.: согласно статьям 5 и 108 Конституции СССР наиболее важные вопросы государственной жизни могли ставиться на всенародное голосование (референдум), законы могли быть вынесены на референдум решением Верховного Совета СССР. Фактически же референдумы не проводились. Единственный, первый и последний, советский референдум, проведённый в марте 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР как обновлённой федерации, отставил о себе достаточно тяжёлое и противоречивое впечатление. В целом же можно считать, что до настоящего времени Россия не располагает необходимым практическим опытом проведения референдумов и излучение соответствующей теории и практики является актуальной и жизненно важной задачей [27, 14].
Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. На референдуме Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции при условии, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции. Вопросы, выносимые на референдум не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Однако определённые вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного принятия или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трёх месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
1.2 Принципы организации и проведения референдума
в Российской Федерации
Статьей 2 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года предусмотрены основные принципы проведения референдума [2, Ст. 2710]:
1. референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании;
2. граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств;
3. граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях, каждый участник референдума обладает равным числом голосов.
4. гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно;
5. участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению;
6. голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.
В референдуме имеют право участвовать правоспособные граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме [19, 31].
Исходя из исключительной важности вопросов, выносимых на референдум, для реализации основ конституционного строя Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации» запрещает участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума.
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [5] установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1). Таким образом, чтобы не возникало пробелов и коллизий в праве, Закон является своеобразным арбитром в решении вопросов, касающихся проведения референдума как на Федеральном, так и на местном уровне.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года регулирует предмет республиканского референдума исходя из принципа «можно все, что не запрещено законом».
В соответствии с названной тенденцией на референдум согласно ст. 6 названного Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года не могут быть вынесены вопросы [2]:
1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;
7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) об амнистии и помиловании.
Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Обязательным условием является такая формулировка вопроса, выносимого на референдум, которая бы исключала возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Со времени принятия первого Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» не прошло и десяти лет, а 28 июня 2004 г. уже был принят другой Федеральный конституционный закон, регулирующий круг общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права гражданина на участие в референдуме. Причем и этот закон уже успел подвергнуться неоднократным изменениям и проверкам на предмет конституционности содержащихся в нем положений.
Подобная ситуация наглядно подтверждает чрезвычайную важность регулируемых данным законодательным актом общественных отношений. Референдум в РФ, являясь одной из форм непосредственной демократии, имеет большое значение для организации демократического государства [11, 45].
В действующем законодательстве, содержащем нормы, входящие в институт референдума РФ, есть ряд недостаточно проработанных моментов:
проверка Конституционным Судом РФ вопроса, выносимого на референдум, на его соответствие закону должны быть произведена до начала сбора подписей граждан, иначе силы и средства на сбор подписей могут быть потрачены зря;
проверка вопросов, выносимых на референдум субъекта РФ и на местный референдум, на их соответствие требованиям закона должна проводиться не представительным органом власти, а судебными органами;
проверка же вопроса, выносимого на референдум, Конституции РФ должна осуществляться Конституционным Судом РФ.
Минусом действующего законодательства является возможность сбора подписей под несколькими вопросами одновременно. При этом ущемляются права граждан, которые поддерживают инициативу проведения референдума по одному вопросу, но не хотят оказывать поддержку другому вопросу [14, 27].
В настоящее время необходима коррекция норм Федерального конституционного закона «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 года в соответствии с нормами статей 3 и 32 Конституции Российской Федерации с тем, чтобы гражданин РФ не только имел конституционное право на участие в референдуме РФ, но и мог его осуществить на практике. Практическая реализация гражданами конституционного права на участие в референдуме способна укрепить доверие граждан к власти, консолидировать гражданское общество.