Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть особенности референдума, его характеристики, институт референдума. Изучить особенности подготовки и проведения референдума, подведения итогов, юридическую силу решений, принятых на референдуме. Рассмотреть Российское законодательство о референдуме.
Введение 3
1. Общая характеристика референдума в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и сущность референдума 6
1.2 Принципы организации и проведения референдума в Российской Федерации 12
2. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации 17
3. Порядок организации и проведение референдума в Российской Федерации 20
3.1 Инициатива и подготовка к проведению референдума 20
3.2 Проведение референдума в Российской Федерации 31
3.3 Подведение результатов, реализация решения референдума 35
Заключение 37
Список использованной литературы. 39
Голосование – это процессуальная форма выявления действительной воли народа. К моменту голосования эта воля объективно существует: она формировалась в процессе подготовки голосования, однако до момента голосования она не известна. О ней можно судить косвенно, выясняя общественное мнение путём опросов, но знать её доподлинно до проведения голосования в установленном законом порядке нельзя. Голосование - это выполнение и соблюдение гражданами определённых формальных требований, установленных законом и гарантирующих подлинности волеизъявления, как отдельного гражданина, так и электората в целом. Волеизъявление может быть осуществлено разными способами, но оно правомерно лишь при соблюдении установленных процедурных правил, гарантирующих его подлинность. Эти правила составляют юридическое содержание этапа голосования. Волеизъявление является тайным, что обеспечивает его адекватное и объективное отражение в бюллетене. Последнее очень важно с точки зрения обеспечения раскрытия действительной воли народа. В этих целях закон закрепляет ряд гарантий этого правомочия.
3.3 Подведение результатов, реализация решения референдума
Завершающим этапом на стадии проведения референдума является подведение его итогов. На этом этапе комиссии референдума выясняют два важных вопроса: состоялся ли референдум и какое решение приняли граждане по существу вынесенных на него вопросов. Если референдум признан несостоявшимся, то закон ограничивает возможность повторного вынесения этого же вопроса на новый референдум. Это говорит о том, что несостоявшийся референдум можно рассматривать как отрицательное отношение граждан к существу вынесенных на него вопросов.
Если референдум признан состоявшимся, возникает необходимость установления его итогов.
Деятельность по подведению итогов референдума и объявлению результатов голосования можно определить как заключительный этап, следующий за процессом непосредственного правотворчества, но отличный от него. Одна из проблем на данном этапе проведения референдума связана с необходимостью одобрения или неодобрения референдума принятого акта полномочными органами власти. Поскольку решение референдума имеет высшую силу, очевидно, что принятый им акт в каком-либо утверждении не нуждается, но, так как принятие законов в Российской Федерации сопровождается процедурой их подписания Президентом Российской Федерации, его промульгация является неотъемлемой составной частью рассматриваемого этапа.
Завершающая стадия референдума - исполнение его решения. Она может быть разделена на два этапа: исполнение решения референдума и ответственность полномочного органа за его неисполнение.
Исполнение решения тесно связано с юридической силой принимаемых референдумом актов. В некоторых странах акты, принятые на референдуме, имеют высшую юридическую силу и могут быть изменены только путём принятия решения на новом референдуме, что установлено и в российском законодательстве. В других странах принятый путём референдума акт ничем не отличается от иных правовых актов того же уровня, принятых парламентом, имеет одинаковую с ними юридическую силу и подлежит изменению, дополнению, отмене в обычном порядке [27, 17].
Законодательные акты, принятые на референдуме, имеют такую же юридическую силу и занимают такое же место в правовой сфере, что и акты, принятые парламентом.
Юридическая природа правовых актов, принимаемых путём референдума и государственными органами, одинакова – они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную волю народа - верховного обладателя государственной власти. Именно поэтому такие акты не нуждаются в дополнительном одобрении или утверждении. Воплощённая в них воля изначально является государственно-властной.
Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что референдум является комплексным правовым институтом, требующим подробного правового регулирования всех этапов его осуществления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование общественных отношений конституционно- правового института референдума в современной России, позволяет сделать следующие основные выводы и предложения.
В демократических государствах, к числу которых относится и Россия, проведение референдума является одной из основных форм участия народа в контроле за осуществлением государственной власти.
Референдум является, одним из важнейших средств прямой, непосредственной демократии и дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Однако значение референдума не следует переоценивать. Вопросы, выносимые на референдум, могут быть не всегда доступными для всесторонней оценки со стороны рядовых избирателей, они могут не просчитать всех политических последствий принимаемого решения. Проведение референдума требует полной гласности, справедливой публикации различных мнений, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума и его последствий. Референдум по такому сложному вопросу, как принятие Конституции, проводимый без предварительного обсуждения населением в парламенте или в иных органах, образованных из представителей различных групп населения, может дать отрицательный результат: на референдуме может быть одобрена реакционная конституция.
Действующий в настоящее время Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года «О референдуме Российский Федерации» ужесточил и осложнил условия проведения референдума. Данный закон сохраняет требование ст. 10 Закона «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года о необходимости сбора инициативной группой двух миллионов подписей граждан для инициирования процедуры референдума, однако население Российской Федерации за прошедшие 14 лет неуклонно сокращается и число граждан, которые могут быть инициаторами референдума, не должно оставаться неизменно высоким. В связи с вышеизложенным, считаю необходимым внести поправку в ст. 8 Федерального конституционного закона «О референдуме Российский Федерации» о численности граждан - инициаторов референдума Российской Федерации на уровне не более одного миллиона человек.
Таким образом, институт референдума занимает особое место в политической жизни, его исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Референдум может изменить если не характер государственной власти, то характер и направление ее деятельности. На референдуме могут решаться ключевые вопросы жизни и одобрение на референдуме какого-то проекта решения придает ему высшую юридическую силу, ибо речь идет о прямом волеизъявлении народа. Одновременно это означает и поддержку существующей государственной власти, ее легитимацию, факт удостоверения ее соответствия чаяниям и интересам народа, большинства населения. В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа ее искаженной передаче парламентариями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / Российская Федерация // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 4. –Ст. 445.
2. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№ 42.- Ст. 3921.
3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 27. - Ст. 2710
4. Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 1999 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 38. - Ст. 4339.
5. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.02.2004)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
6. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. 12.06.2006)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. – Ст. 2950
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822
8. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - №7. - Ст. 300.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – 800 с.
10. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ / М.В. Баглай, В.Н. Габричидзе. - М.: Инфра, 2006.- 375с
11. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов / В.Н. Габричидзе, В.Н. Елисеев. - М.,Норма-М, 2009. – С. 45-46
12. Государственное право РФ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрид. Лит, 2006. – 532 с.
13. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями? / С.А. Егоров // Государство и право. - 2007. - № 6.
14. Зимон Г. Заметки о политической культуре в России / Г. Зимон // Вопросы философии. - 2008. -№ 2. – С. 27-32.
15. Катков Д.Б. Конституционное право России / Д.Б. Катков. - М. «Юриспруденция», 2009. - С.108
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с.
17. Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России / В.Ф. Комарова. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008. – 208 с.
18. Нуденко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. -№ 1. - С. 26-29
19. Нуденко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. - 2005. -№ 2. - С. 28-31
20. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина – М.: Юристъ, 2009. – 287 с.
21. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. Четвернин В.А. – М.: Юрид. лит., 2007. – 310 с.
22. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Том 3. / Отв. ред. Страшун Б.А. – М.: БЕК, 2009. – 764 с.
23. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 408 с.
24. Лучин В.О., Мазуров А.В. Референдум в России: конституционно-правовое регулирование и практика / В.О. Лучин, А.В. Мазуров // Право и политика. - 2007. - N 9. - С. 49.
25. Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран / В.В. Маклаков. - М., БЕК, 2007. - 415с.
26. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы / О.В. Мартышин // Государство и право. - 1994. - №10.
27. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии / М.Н. Марченко // Вестн. Моск.ун-та. сер.11, Право. - 2003. - №6. - С.14.
28. Мишин А.А. Конституционное государственное право зарубежных стран / А.А. Мишин. - М., «Белые альвы», 2006. - 400с.
29. Народовластие в России – очерк истории и современного состояния / Под ред. Ю.А. Дмитриева Гл. 3. – М.: Юристъ, 2007. – 293 с.
30. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев – М.: Юристъ, 2008. – 220 с.
31. Научно- практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный)/ Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. – М., НОРМА, 2003. – 165 с.
32. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований / В.В. Платковский // Социс. - 2005. - № 10. - С. 12.
33. Синцов Г. Конституционно-правовой институт референдума Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. / Г. Синцов. -М., 2003. - С. 17 - 18.
34. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. Акад / М.Б. Смоленский.- Ростов н/Д, 2006. – С. 90-102
35. Федеральное конституционное право России: основные источники / Сост. Страшун Б.А. – М.: Юристъ, 2006. – 375 с.
36. Чиркин В.Е., Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2010. – 568 с.
37. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. – М.: Зерцало, 2008. – 448 с.